Ваша реклама могла бы быть тут

ДЖУХАЙ 2012. ПОЛЕТ В БУДУЩЕЕ.

Китай идет вперед семимильными шагами, точнее, летит в будущее с большой скоростью. Ведь аэрокосмическая отрасль остается одним из приоритетов развития промышленности страны. По итогам девятой Международной авиационно-космической выставки Airshow China 2012, состоявшейся 13-18 ноября в Джухае, эксперты отметили значительное увеличение активности Поднебесной в сфере укрепления международного сотрудничества, и, главное, - появление и демонстрацию КНР ряда новых современных образцов авиатехники и вооружений, перспективных разработок в области авиации и космоса.

За 16 лет своего существования выставка вышла за рамки регионального уровня, превратившись в одну из крупнейших мировых площадок презентации современной военной и гражданской авиационной и космической техники, аэрокосмического оборудования, вооружения, двигателей, техники для десанта, систем управления огнем, различных комплексов ПВО, РЛС, навигационного оборудования для аэропортов и многого другого.

Экспозиция Airshow China 2012 размещалась в трех павильонах общей площадью 50 тыс. м2 и на статической стоянке в 410 тыс. м2, где демонстрировались более 90 летательных аппаратов. В выставке приняли участие более 350 компаний из 35 стран, в числе которых традиционно - Украина, Франция, Италия, Германия и Великобритания. Самая значительная экспозиция была представлена 169 компаниями из КНР. Вторыми по числу компаний-участников стали США (42), третьей - Россия (35).

Авиашоу открылось демонстрационными полетами пилотажной группы «Первое августа» ВВС НОАК на шести многоцелевых истребителях J10. Украшением в небе Джухая стал «воздушный балет» в исполнении российской пилотажной группы «Русские витязи» на тяжелых истребителях Су-27.

Боевые и бравые

КНР гордится своей боевой авиацией, все больше предпочитая иметь на вооружении самолеты собственного производства, несмотря на мнение ряда международных экспертов в области авиастроения о заметной похожести китайской авиатехники на образцы от ведущих мировых производителей.

Помимо истребителей J-10 (совместной разработки и производства СAC (Chengdu) и Авиационного исследовательского института AVIC (Chengdu) в летной программе Airshow China 2012 вновь был представлен легкий многофункциональный истребитель JF-17 (FC-1) ВВС Пакистана. Этот самолет, разработанный CAC (Chengdu Aircraft Industry Corporation), сейчас выпускают Китай в Чэнду и Пакистан (Pakistan Aeronautical Complex - PAC) в Камра при совместном инвестировании проекта AVIC (China Aviation Industry Corporation) и ВВС Пакистана – PAF (Pakistan Air Force).

И все же главные надежды китайского военного авиапрома остались «за кадром» программы показательных полетов в небе Джухая. Ограничились презентацией макетов в одном из павильонов с описанием основных характеристик новых ЛА, что, однако, не уменьшило интереса, проявленного к ним специалистами и посетителями выставки. Большое внимание зрители уделяли макету авиационного комплекса пятого поколения, официальное название - Advanced Fighter Concept в масштабе 1:4, и не случайно. О новом китайском истребителе пятого поколения известно не так много, как хотелось бы многим. О его достоинствах и перспективах, в том числе потенциальных боевых возможностей пока можно судить в основном по внешнему виду (компьютерной графике и фотографиям, опубликованным после первых летных испытаний), коротким ссылкам и репортажам о планах развития этого проекта, время от времени появляющимся в СМИ. «Пролить луч света» на новинку боевой авиации КНР помогают также аналитические статьи международных экспертов от авиации, но и они, точно не определяют ТТХ этого летательного аппарата, а носят, скорее, характер прогнозов. Иными словами, китайцы прячут свое перспективное детище от чужих глаз, и сведения об этой разработке представляют весьма дозировано.

Согласно данным, опубликованным на Интернет-сайте www.chinesemilitaryreview.com, J-31/F-60 Shen Fei (Falcon Eagle), как называют его в КНР, будет способен исполнять роль аналогичную американским F-35 Lightning II Joint Strike Fighter (JSF). Новый китайский истребитель может быть оснащен незаметными для противника ракетами класса воздух-воздух, ракетами класса воздух-воздух короткого радиуса инфракрасного наведения и точным управляемым вооружением класса воздух-земля. В дальнейшем на базе J-31 планируется создать вариант истребителя корабельного базирования пятого поколения, выполненный по технологии стелс, как добавление к корабельным Shenyang J-15 Flying Shark Carrier Based Fighter Jet также китайской разработки и производства. Так, в конце октября 2012 г. в СМИ сообщалось о том, что Китай провел первые испытания совершенно нового истребителя Shenyang J-31 (другие варианты названия - J-21 и F-60), который по техническим характеристикам подходит для эксплуатации на авианосцах.

Как показывает анализ событий двух лет, минувших со времени проведения Airshow China 2010, Китай заметно продвинулся на пути укрепления национальных военно-морских сил, включая как приобретение за рубежом, так разработку и строительство в своей стране подводных и надводных кораблей. Особое внимание при этом уделяется перспективным технологиям, и на надежность корабельной авиации Поднебесная, очевидно, делает одну из главных ставок. Например, в ноябре 2012 г. на палубе первого китайского авианосца успешно прошли испытания истребителя-бомбардировщика J-15. Сам авианосец Китай построил на базе ранее приобретенного в Украине советского авианесущего крейсера «Варяг». Корабль был доработан силами КНР, вступил в строй 25 сентября 2012 г., и пока командование китайских ВМС планирует использовать его для тренировок палубной авиации, параллельно работая над созданием собственного авианосца. Предполагается, что именно «Ляонин» предоставит свою палубу не только для испытаний J-15, но и Shenyang J-31. В облике второго, правда, по словам ряда экспертов, заметны черты американских истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II, но это вряд ли сможет повредить дальнейшему развитию китайской палубной авиации, быстро набирающему обороты. Ведь не мешают же Китаю утверждения о том, что истребитель-бомбардировщик Shenyang J-15 построен по образцу прототипа истребителя четвертого поколения Су-33 - Т-10К-3. В частности, считается, что J-15 позаимствовал у российского самолета планер, однако официальные представители китайского военного ведомства считают, что, цитата: «внешняя схожесть не делает один самолет копией другого». Как пишет издание People’s Daily Online от 6 декабря, защищая перспективную национальную разработку, компетентный специалист в Минобороны КНР заявил в декабре 2012г., что китайский палубный истребитель Shenyang J-15 превосходит российский Су-33 по многим характеристикам и не является его клоном. В качестве аргумента упоминается, что J-15 отличается более совершенной бортовой электроникой с двунаправленной высокоскоростной шиной передачи данных, а вычислитель J-15 способен выполнять несколько миллионов задач. Кроме того, J-15 предназначен не только для воздушного перехвата целей, но и прицельных ударов по объектам на поверхности. За счет использования современных материалов корпус J-15 легче и крепче, чем у, условно говоря, российского прототипа.

По мнению китайских военных, важно и то, что J-15 оснащен двигателями Taihang (WS-10) местного производства, а не российскими АЛ-31Ф. «По своим характеристикам, J-15 сравним с палубными версиями американских истребителей F/A-18 Super Hornet и французских Rafale», - пишет People"s Daily Online.

Однако, как говорят в России, слова - словами, а дела – делами, и, несмотря на интернациональную молву, китайские авиастроители от взаимодействия с российскими партнерами не только не отказываются, но и стараются укреплять сложившиеся связи, в том числе и производственные. Не так давно КНР планировала закупить в нашей стране 4 аэрофинишера, что подтверждает заинтересованность в такой продукции российского авиапрома. В Китае продолжается реализация программы по лицензионному производству самолетов семейства «Су», из России осуществляется поставка запасных частей к ранее поставленным самолетам.

ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» подписало контракт с китайской внешнеторговой компанией "Тяньли" на поставку запчастей для ремонта авиационных двигателей АЛ-31Ф в 2013 г. Переговоры по этому вопросу проводились в рамках Airshow China 2012. На встрече присутствовали представители ВВС Китая, внешнеторговых компаний и предприятий, осуществляющих ремонт авиационных двигателей типа АЛ-31Ф.

Напомним, что в ходе проведения Airshow China 2010 звучали заявления о том, что ведущие национальные корпорации КНР по разработке и производству авиадвигателей: Liyan Aeroengine Corporation (LYAC, Guizhou) и Liming Aeroengine Manufacturing Corporation (LMAC, Shenyang) намерены предложить рынку два новых современных авиадвигателя, которые, по их мнению, «призваны улучшить характеристики китайских боевых самолетов». То есть, планировалось сократить поставки зарубежных двигателей и их компонентов для нужд авиадвигателестроительной отрасли КНР. Так, предполагалось реализовать программу по оснащению J-10 двигателями WS-10A производства LMAC вместо традиционных российских АЛ-31ФН с нижним расположением коробки агрегатов.

Тем не менее, АЛ-31ФН был представлен на Airshow China 2012 в составе российской экспозиции, что может говорить о перспективе претворения в жизнь намерения китайских ВВС инициировать создание и развитие собственных центров по продлению ресурса и капитальному ремонту АЛ-31ФН на территории этой страны. В 2010 г. в ходе авиасалона в Джухае представители китайской стороны говорили, что такие работы, возможно, будут осуществлять на одном из авиаремонтных заводов PLAFF, недалеко от Чэнгду в провинции Сычуань. Тогда в программу по увеличению жизненного цикла АЛ-31ФН планировалось включить «внедрение в его конструкцию улучшенных компонентов китайского производства из материалов нового поколения, которые заменят российские компоненты предыдущего поколения в процессе капитального ремонта двигателей». Решение по усовершенствованию производственного процесса пришло еще в 2004г., когда от ВВС НОАК на авиаремонтный завод стали поступать первые АЛ-31Ф, требующие капитального ремонта. К 2010 г. заводу удалось провести поэтапную реорганизацию работы разборочных станций и пересмотреть функции обслуживания двигателей. В итоге время, в среднем затрачиваемое на капитальный ремонт двигателей, сократилось на 27,3%, а производственный потенциал предприятия вырос на 60%.

В другой инновационной программе китайского военного авиапрома в сотрудничестве с Пакистаном - JF-17 (FC-1) также должны были произойти изменения. Истребители JF-17 оснащались российскими двигателями РД-93 с нижним расположением коробки агрегатов (экспортный вариант РД-33), но, по словам китайских представителей на Airshow China 2010, прорабатывались варианты замены этих моторов на двигатели WS-13, разработанные LYAC. Официальные представители Пакистана, задействованные в этой программе, утверждали, что WS-13 уже опробован в летных испытаниях FC-1 в Чэнгду и вскоре будет введен в программу совершенствования характеристик самолета в качестве одного из значимых ее элементов.

Как говорится, «флаг бы в руки» китайским авиастроителям в вопросах разработки и производства собственных силовых установок, но пока в ряде авиационных изданий международного уровня настойчиво проводится мысль о том, что новый двухдвигательный китайский стелс-истребитель пятого поколения все-таки оснащен российскими РД-93, ранее поставленными в КНР Санкт-Петербургским заводом им. В.Я. Климова. На выставке в Джухае, кстати, о нем упоминали как о «перспективном многофункциональном истребителе для международного рынка вооружений».

Представители России отнеслись к новой китайской разработке не без интереса. Заместитель генерального директора и глава инженерного центра корпорации «МиГ» Владимир Барковский в целом дал позитивную оценку новому детищу AVIC. «Это, похоже, хорошая «машина», и хотя в ней явно есть некоторые дизайнерские решения, ранее примененные на американских истребителях пятого поколения, это не копия, а удачно сделанная местная разработка», - подчеркнул он.

В целом большинство специалистов сходятся во мнении, что созданная на базе многолетнего взаимодействия основа создает предпосылки для перехода в ближайшем будущем на качественно новый уровень сотрудничества по реализации крупных проектов России и Китая в области авиации и космоса. Конечно, как и в любом сложном деле, здесь не обходится без трудностей и так называемых «подводных камней». Так, в течение нескольких последних лет Китай ведет переговоры о возможной покупке у России нескольких многоцелевых истребителей Су-35. Однако Россия в продаже маленькой партии не заинтересована, так как считает подобную сделку не совсем выгодной. В ноябре 2012 г. сообщалось, что Россия и Китай обсуждают контракт на 24 российских истребителя, но окончательной договоренности достичь не удалось. Основная сложность, по комментариям экспертов, состоит в том, что несколько лет назад был прецедент, когда Россия договорилась с Китаем о лицензионном производстве 200 многоцелевых истребителей Су-27 на территории КНР. Однако в 2004 г. Пекин договор нарушил. Выпустив 105 Су-27, китайские инженеры переключились на строительство истребителей J-11, внешне похожих на российские истребители.

Но, как известно, «дорогу осилит идущий», и, следуя данному принципу, Россия и Китай уже сделали ряд важных шагов для устранения в будущем подобных разногласий.

В ходе авиасалона Airshow China 2012 глава авиационного департамента ОАО «Рособоронэкспорт» Сергей Корнев отметил, что производителям истребителей в КНР при поддержке белорусских специалистов-советников и специализированных компаний удалось создать эффективно работающую систему послепродажной поддержки.

«Со своей стороны», - продолжил он, - «Россия продала Китаю документацию по капитальному ремонту и поддержке жизненного цикла семейства двигателей АЛ-31Ф и оказала помощь в создании функциональной системы их поддержки в эксплуатации»

Вопросы укрепления сотрудничества между двумя странами обсуждались и на очередном заседании российско-китайского межгосударственного Комитета в ноябре 2012г., где ожидалось подписание ряда соглашений, касающихся прав на интеллектуальную собственность и направленных на облегчение в дальнейшем передачи знаний и опыта российских специалистов в области боевой авиации и послепродажной поддержки.

Перспективность таких соглашений подчеркивает статистика: более 90% экспорта продукции в авиакосмической отрасли из России в Китай сегодня составляют двигатели. «В последние два года мы подписали крупные контракты с Китаем на поставку дополнительно нескольких сотен двигателей типа АЛ-31Ф, АЛ-31ФН и Д-30КП2. Поставки уже осуществляются», - пояснил Сергей Корнев в ходе Airshow China 2012. Двигателями Д-30КП2 планируется оснащать транспортные самолеты Ил-76, эксплуатируемые в КНР. Двигатели Ал-31Ф и его модификации устанавливаются на боевые самолеты Су-27, Су-30 и Су-34, а также на истребитель J-11 китайского производства. Кроме того, Россия поставила в Китай улучшенную версию двигателя с нижним расположением коробки агрегатов - АЛ-31ФН серии 3 и другие современные силовые установки для оснащения истребителей J-10.

В 2005г. двигатели Д-30КП2 разработки и производства НПО «Сатурн» (входит в состав ОДК) планировалось использовать в реализации программы модернизации действующего авиапарка Ил-76 государственной авиации России. Уже тогда иностранные заказчики и, в частности, Китай проявили к этим силовым установкам большой интерес. В результате успешных переговоров КНР и компанией «Рособоронэкспорт» были подписаны контракты на поставку значительного количества Д-30КП2 в эту страну. В период 2009-2011 гг. НПО «Сатурн» реализовал контракт с «Рособоронэкспортом» на поставку в Китай 55 двигателей Д-30КП2, а в рамках контракта, заключенного в 2011г., КНР является заказчиком 184 силовых установок этого типа, поставки которых Россия должна осуществить в 2012-2015 гг. Условиями контракта также предусмотрена техническая поддержка двигателей в эксплуатации со стороны российского предприятия-изготовителя в гарантийный период. 12 Д-30КП2 НПО «Сатурн» передало заказчику в составе первой партии в октябре 2012 г., сдачу второй партии намечалось осуществить к концу года. В 2013 г. производитель рассчитывает поставить в КНР 60 двигателей, а в 2014 г. выйти на серийные поставки около 70 двигателей в год. Считается, что кроме установки на Ил-76 эти силовые установки могут быть использованы для ремоторизации китайских бомбардировщиков Н-6К.

На одной из пресс-конференций Airshow China 2012 на вопрос, оказывала ли Россия Китаю помощь в развитии двигателя WS-10A, который конструктивно чем-то напоминает AL-31F, официальный представитель «Рособоронэкспорта» ответил, что российские специалисты не участвовали в создании WS-10A, и Россия никогда не передавала документацию по разработке АЛ-31Ф китайской стороне. Что касается двигателя РД-93, который КНР использует в основном для оснащения легких многофункциональных истребителей JF-17 (FC-1), по словам Сергея Корнева, Россия завершила поставку 100 этих двигателей в КНР в рамках рамочного соглашения на 500 этих силовых установок, и сейчас продолжаются переговоры о поставке следующей партии. «Все юридические формальности, относительно новых продаж урегулированы, а наши переговоры касаются чисто коммерческих аспектов, включая цену», - отметил он.

Новые перспективы развития в ходе Airshow China 2012 получило и сотрудничество КНР с украинскими моторостроителями. В ближайшем будущем Китай может начать экспорт самолетов L-15 с украинскими двигателями. Как стало известно «Китайской корпорацией по импорту и экспорту авиатехнологий (China National Aero-Technology Import & Export Corporation - CATIC) и компанией Hongdu Aviation 13 ноября 2012 г. подписан первый зарубежный контракт на поставку 12 учебно-тренировочных самолетов L-15 c украинскими двигателями с условием поставки в начале 2013 г.

Сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет L-15 («Ловчий сокол») предназначен для базовой подготовки пилотов истребительной авиации. Это первый подобный летательный аппарат, разработанный самостоятельно Китайской корпорации авиационной промышленности - Hongdu Aviation Industry Group. L-15 оснащаются двигателями АИ-222-25Ф и АИ-222К-25 (с форсажной и бесфорсажной камерой соответственно) украинского производства, созданными запорожскими АО «Мотор Сич» и КБ ГП «Ивченко-Прогресс».

Специалисты Китайского объединения авиационной промышленности (Аviation Industries of China - AVIC) подчеркивают, что L-15 «является первым продуктом за многие годы, который действительно полностью соответствует другим самолетам такого класса, имеющимся на мировом рынке, и отличается конкурентоспособной ценой». Особо отмечается, что L-15 может быть модифицирован в соответствии с желанием заказчика.

CATIC, которая отвечает за экспортно-импортные операции AVIC, организовала в последнее время несколько посещений перспективными иностранными клиентами предприятия-изготовителя, где им продемонстрировали этот самолет.

L-15 считается конкурентом российского Як-130, корейского T-50 Golden Eagle и итальянского M-346 Master, Alenia Aermacchi SF-260F. Наличие форсажной камеры позволяет самолету показывать большую маневренность на низких и сверхзвуковой полет на больших высотах. При этом обучение военных летчиков частично можно проводить не на боевых самолетах, таких как МиГ-29 или Су-27, а на L-15, что ведет к сокращению затрат.

Дальнейшее успешное развитие российско-китайского партнерства сомнений не вызывает, ведь эта страна долгие годы является нашим стратегическим партнером. По данным анализа, проведенного специалистами «Рособоронэкспорта», доля России на рынке вооружений государств Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас составляет около 21%. При этом зарубежным партнерам предлагаются различные формы сотрудничества: от поставок крупных партий серийных образцов ВВТ, отдельных узлов и агрегатов до послепродажного обслуживания, создания сервисных центров, проведения совместных разработок и организации лицензионного производства.

Российская экспозиция на Airshow China 2012 стала одной из самых крупных. В ее составе были представлены ведущие предприятия госкорпорации «Ростехнологии», «Объединенной авиастроительной корпорации и другие. В числе самых посещаемых и удачно оформленных стендов стоит отметить экспозиции ОАО: «Рособоронэкспорт», «ОПК «Оборонпром», «Вертолеты России», «ОДК», «Корпорация «ТРВ», «ПО «УОМЗ», «Компания «Сухой», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют»

Особый интерес для участников салона представляли российские многоцелевые истребители поколения «4++» Су-35 и фронтовые бомбардировщики Су-32 (экспортный вариант Су-34). В числе других экспонатов внимание зрителей привлекли: экспортный ряд вертолетов марки «Ми» и «Ка», средства ПВО, авиадвигатели, управляемые ракеты класса «воздух-воздух», разнообразные элементы бортового оборудования и другая продукция. На стенде «ОАК» была представлена продукция, имеющая перспективы на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме моделей Су-35, Су-32 это макеты Як-130, SSJ 100, MC-21 и Бе-200.

Стенд ОДК помимо гражданской продукции привлекал зрителей достижениями в области разработок для военной авиации. Был представлен двигатель 117С, а также РД-33МК для истребителей семейства МиГ-29, перспективный двигатель Д-27, предназначенный в том числе для самолетов транспортной авиации, вертолетный двигатель ТВ7-117СМ и новый газотурбинный двигатель ВК-800 мощностью до 800 л.с. для легких многофункциональных вертолетов типа Ми-54, «Ансат» и других винтокрылых машин.

Несмотря на то, что масштабы сотрудничества России и Китая в космической области пока не настолько широки, как в авиационной, на стенде ОДК посетители выставки могли увидеть ракетный двигатель НК-33. В условиях сворачивания программы Space-Shatle НК-33 пока остается единственной силовой установкой в мире, обеспечивающей вывод тяжелых носителей в космос.

В составе объединенной экспозиции ГК «Ростехнологии» на стенде ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» представило широкий спектр своей продукции ОАО «АВЭКС», включая аппаратуру регулирования и контроля (АРК) систем электропитания космических аппаратов, аппаратуру питания и управления (АПУ) электрическими плазменными двигателями космических аппаратов и литий-йонные аккумуляторные батареи для электроснабжения летательных аппаратов.

Гражданская авиация

На статической стоянке посетители авиасалона впервые смогли увидеть российский среднемагистральный гражданский авиалайнер «Сухой Суперджет 100» в ливрее авиакомпании «Якутия».

Дебют самолета в КНР, по мнению большинства специалистов, прошел успешно, что увеличивает шансы российских авиастроителей не только на продвижение отечественной продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и на укрепление взаимодействия с китайскими партнерами в сфере совместных разработок и производственной деятельности. Не так давно Президент России Владимир Путин в ходе саммита АТЭС выразил уверенность в будущем развитии совместных российско-китайских перспективных проектов, назвав в числе приоритетов работу по двум направлениям: разработку широкофюзеляжного самолета и создание на базе одного из российских вертолетов крупного современного вертолета.

По данным маркетинговых исследований, проведенных специалистами «ОАК», КНР сейчас является основным драйвером роста рынка гражданской авиации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Среднегодовой рост авиаперевозок в этой стране за 20 ближайших лет может составить около 7%, а это первое место в мире. К 2031г., по прогнозам, Китай догонит по объему рынка авиаперевозок сегодняшнего лидера – США, а Азиатско-Тихоокеанский регион в целом будет самым емким в мире по потребности в новых самолетах до 2030 г.

Потребность в новых самолетах сегмента 60-120 пассажирских кресел в Китае до 2031 г., как полагают в «ОАК», составит около 700 воздушных судов, и перспективные самолеты корпорации в данном сегменте могут занять до 8% рынка. Наибольший же спрос в Китае придется на узкофюзеляжные самолеты вместимостью 140-220 пассажирских кресел. Потребность в таких самолетах в Китае одна из самых больших в мире (более 2100 ВС до 2031 г.). В данном сегменте в настоящее время разрабатывается перспективное семейство самолетов МС-21, модель которого была представлена на стенде «ОАК».

В целом, по данным исследований китайской авиастроительной компании COMAC (Commercial Aircraft Corporation of China), потребность китайской экономики в новых самолетах до 2031 г. оценивается в 4960 ВС, и на их закупку Поднебесной по самым скромных подсчетам потребуется $563 млрд. Общемировой спрос, по расчетам COMAC, составит 31,7 тысячи самолетов на общую сумму в $3,89 трлн., что почти совпадает с данными американской компании Boeing, специалисты которой в 2011 г. прогнозировали, что эта цифра на 20 ближайших лет достигнет 33,5 тыс. самолетов, в том числе 11,4 тысячи ВС придется на Азиатско-Тихоокеанский регион. Странам СНГ, как полагают в, за тот же период времени может понадобиться чуть более тысячи лайнеров. Однако, в 2012 г. Boeing повысил свой прогноз по мировому спросу на самолеты до 2032 г. до 34 тыс. воздушных судов общей стоимостью в $ 4,5 трлн.

Китай планирует активно развивать гражданскую ветвь национального авиастроения, рассчитывая частично удовлетворить спрос на внутреннем рынке при помощи разработок и производства собственных самолетов. COMAC сейчас проектирует два семейства самолетов: ближнемагистральный ARJ-21, на 90 пассажирских кресел, тестовые полеты которого уже проходят (всего к 2012 г. построено шесть ARJ-21), и узкофюзеляжный C919, первый полет которого запланирован на 2014 г. Кроме того, по комментариям представителей российской «Объединенной авиастроительной корпорации», с COMAC обсуждается возможность совместного производства дальнемагистрального авиалайнера.

Макеты ARJ21 были представлены в павильоне, этот самолет желающие могли посмотреть на статической стоянке и в программе демонстрационных полетов. ARJ21 - первый реактивный пассажирский самолет китайского производства. Два года назад лайнер впервые представили на выставке в Джухае, его сертификация запланирована на 2013 г., а ввод в эксплуатацию - на 2014 г., что во временном отношении, увеличивает шансы российского SSJ-100 попробовать свои силы на китайском рынке, если он подтвердит свою конкурентоспособность по сравнению с другим производителями воздушных судов, зарекомендовавших себя в странах АТР. Ведь не стоит забывать, что авиакомпании Китая уже эксплуатируют региональные самолеты производства Embraer, на этот регион также претендует Bombardier с проектом CSeries (канадская компания привезла на авиасалон в Чжухае макет салона самолета). Отраслевые специалисты не исключают, что Bombardier для выхода на перспективный рынок может пойти на локализацию производства в Китае и отчасти - передачу технологий.

Российская «ОАК» в первой половине 2013 г. планирует выйти на подписание соглашений с китайскими авиаперевозчиками по поставкам самолетам Sukhoi Superjet 100. Об этом сообщил на авиасалоне Президент корпорации Михаил Погосян. Возможно, речь идет о

группе компаний Hainan Airlines, а также Chengdu Airlines, Okay Airlines, Juneyao Airlines, Spring Airlines, Tibet Airlines, China Aviation Suppliers Holding Company, но переговоры пока находятся на раннем этапе.

Продвижению SSJ-100 на китайский рынок будут способствовать и рейсовые полеты этих лайнеров в Китай, которые планирует выполнять авиакомпания «Якутия».

Говоря об еще одном важном гражданском проекте китайского авиапрома - С919, в ходе салона COMAC получила 50 новых заказов на эти узкофюзеляжные самолеты. Так, региональные авиакомпании Hebei Aviation Group и Joyair заказали по 20 воздушных судов этого типа, а американская лизинговая компания GECAS добавила еще 10 самолетов к уже имеющемуся заказу на 10 машин. С учетом новых контрактов официальный портфель заказов на С919 с учетом опционов достиг отметки в 380 лайнеров, что почти соответствует производственному плану в 400 самолетов. Первый полет 160-местного C919 запланирован на 2014 г., поставки заказчикам должны начаться в 2016 г. Считается, что C919 (полномасштабный макет фюзеляжа которого был вновь, как и два года назад, представлен в павильоне выставки) будет конкурировать с новыми узкофюзеляжными моделями Airbus A320NEO и Boeing 737MAX, а также с будущими российскими самолетами МС-21, которые должны выйти на рынок примерно в то же время.

Российские авиастроители надеются на взаимовыгодное сотрудничество с китайскими партнерами в реализации проекта С919. Например, «Объединенная двигателестроительная корпорация» и AVIC в рамках деловой программы Airshow China 2012 провели переговоры о возможности российского участия в программе разработки и производства двигателя CJ-1000A для этого самолета. Российская сторона готова взять на себя разработку, производство и поставки модуля вентилятора, системы FADEC и топливной системы для силовой установки. Открытый конкурс по выбору партнеров проекта был объявлен в марте 2011 г., а макет CJ-1000A впервые был показан на выставке в Пекине осенью 2011 г. Тестирование газогенератора нового двигателя должно начаться в 2014 г., сертификация и начало поставок нового мотора запланированы на 2020 г. Кроме CJ-1000A самолеты С919 планируется оснащать двигателями LEAP-1C компании CFM International (совместного предприятия американской General Electric и французской Snecma). ОДК также представила на своем стенде макет двигателя ПД-14 для российского среднемагистрального самолета МС-21, совместную разработку предприятий России и Франции - двигатель SaM146, поднимающий в небо российский региональный самолет SSJ-100.

В сотрудничестве по созданию С919 с китайской стороной заинтересован и ВИАМ. Делегация российского института во главе с Генеральным директором, академиком РАН, профессором Евгением Кабловым в ходе рабочего визита в Китай провела осмотр экспозиций, представленных на выставке. Евгений Каблов встретился с представителями ведущих мировых авиастроительных корпораций, крупнейших отечественных предприятий и институтов авиакосмической отрасли и провел переговоры с вице-президентом Корпорации коммерческих самолетов Китая (COMAC) Ву Гуанху, в ходе которых стороны договорились о стратегическом сотрудничестве и взаимодействии по среднемагистральному самолету C 919. Речь шла о сотрудничестве по созданию высокопрочного титанового сплава для шасси самолета, алюминий-литиевых сплавов для применения в конструкциях его крыла, а также комплексной защиты от старения, коррозии и биоповреждений.

Из самолетов-амфибий в летной программе Airshow China 2012 принял участие однодвигательный гидроплан HO300. 13 ноября 2012 г. в ходе работы салона состоялась встреча делегации ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» во главе с Генеральным директором - Генеральным конструктором предприятия Виктором Кобзевым и представителями властей КНР по вопросам использования и закупки самолетов-амфибий Бе-200.

Для китайской стороны провели презентацию этого уникального самолета. По заявлению китайской стороны рассматривается возможность обновления существующего парка пожарной авиации, а так же возможность экспериментальной эксплуатации в 2013 г. самолета-амфибии Бе-200 в КНР для оценки характеристик и формирования плана дальнейшего взаимодействия. Интерес к гражданской версии Бе-200 проявило и Министерство лесного хозяйства Китая. Авиационным регистром МАК самолету-амфибии выданы сертификаты, позволяющие использовать его в России не только в противопожарной, но также и в пассажирском, и грузовом вариантах. В мае 2011 г. заключен государственный контракт на поставку МЧС России в 2013-2014 гг. шести новых Бе-200ЧС таганрогской сборки. Первые серийные Бе-200ЧС таганрогского производства будут изготовлены в 2013 г.

Кроме поставок самолетов-амфибий МЧС готовится контракт на поставку восьми самолетов семейства Бе-200 Министерству обороны России. Еще одним заказчиком амфибий может стать «Авиалесоохрана» Федерального агентства лесного хозяйства России. Бе-200 имеет хорошие шансы зарекомендовать себя в АТР, а уникальные характеристики самолета позволят странам региона использовать самолет с максимальной гибкостью и эффективностью.

Одним из самых заметных экспонатов на выставке стал турбовинтовой Harbin Y12F (разработанный одной из дочерних компаний AVIC II - Harbin Aircraft Industry Group). Самолет, окрашенный в необычные цвета букетов роз, был представлен на статической стоянке и в полете. Как утверждают производители, несмотря на название, его конструкция не имеет отношения к предыдущим версиям машины Y12. Как и другие самолеты своего класса, Y12F рассчитан на применение в качестве регионального пассажирского самолета на 19 мест, легкого грузового самолета или базовой платформы для выполнения различных видов авиационных работ — от метеоразведки до аэрофотосъемки. По словам представителей Harbin Aircraft Industry Group, он также может использоваться как военно-транспортный самолет на 26 мест и для выполнения секретных боевых операций.

По габаритам Y12F похож на EADS CASA C-212, производства Испании, однако китайская машина обладает большей скоростью и дальностью полета. Y12F — первый в своем классе самолет, конструкция которого имеет повышенную стойкость к повреждениям, что считается одним из ключевых преимуществ новой модели. На долю композиционных материалов в элементах конструкции приходится 7-10%, если мерить по площади. В частности, из них выполнен руль направления, рули высоты и элероны. Максимальная скорость самолета увеличена с 450 до 482 км/ч (с 243 до 260 узлов), а полная масса — с 7,7 до 8,4 т.

В 2008 г. сообщалось о наличии 20 заказов на самолеты Y-12F, из которых на пять - от принадлежащей самой HAIG харбинской авиакомпании China Flying Dragon Aviation (выступившей стартовым заказчиком в 2006 г.), а остальных - от государственных органов и служб КНР. Также HAIG надеется повторить с Y-12F экспортные успехи его предшественника Y-12. По прогнозам компании, к 2020 г. планируется продать 400 Y12F, включая экспортные поставки, при текущей цене $4,5 млн. за самолет.

Как и для более габаритного ARJ21 — регионального самолета, разрабатываемого корпорацией Avic I, — основные системы для Y12F закупаются у западных поставщиков. Новый самолет оснащен двумя двигателями PT6A-65B мощностью 1100 л., с. (Pratt & Whitney Canada) с межремонтным ресурсом 6 тыс. ч, более мощными, чем Pratt & Whitney Canada PT6A-27, установленными на Y-12 а приборное оборудование кабины экипажа конфигурировано на платформе Apex разработки Honeywell. Пятилопастные воздушные винты поставляет американская компания Hartzell; шасси спроектировано Harbin Aircraft. В грузовом отсеке Y12F можно разместить три контейнера типа LD3, на первой версии Y12 такой возможности не было. Самым заметным изменением в конструкции Y12F стало новое свободнонесущее крыло. Кроме того, новый самолет имеет убирающееся шасси.

На Airshow China 2012 также была представлен турбовинтовой самолет МА60. Китайская авиакомпания Okay Airways и Xian Aircraft (подразделение AVIC) в ходе выставки подписали контракт на поставку трех пассажирских турбовинтовых самолетов MA60. Всего на сегодняшний день AVIC располагает контрактами на 199 самолетов МА60, 16 из которых — на обновленную версию, МА600. В мире эксплуатируется более 50 самолетов такого типа.

На статической стоянке можно было увидеть самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) KJ-200 ВВС Китая. По данным ряда источников КНР имеет четыре самолета такого типа.

Винтокрылый бум?

Выставка Airshow China 2012 предоставила отличную возможность прочувствовать китайский вертолетный рынок, как гражданский, так и военный, в освоении которого заинтересованы практически все ведущие мировые производители винтокрылых машин. В павильонах были продемонстрированы модель вертолета Avant Couriel и Полномасштабный макет нового китайского вертолета АС312.

По данным компании Eurocopter, китайский вертолетный рынок гражданских и полувоенных (государственных вертолетов специального назначения) на 2013-2017 гг. оценивается в 2,5 млрд. евро (или $3,2 млрд.). Рост потребности китайского рынка в вертолетах различного класса заметен уже сейчас. В 2011 г., например, Eurocopter продал китайским частным компаниям 15 вертолетов. Это значительно больше, чем в предыдущие годы, когда эта цифра составляла 2-3 вертолета в год. Компания не теряет оптимизма относительно продаж в 2013 г.

По прогнозам в ближайшее время значительно возрастут продажи вертолетов авиации общего назначения (АОН), что, по мнению экспертов, в немалой степени обусловлено либерализацией воздушного пространства КНР на малых высотах. Наиболее сильные позиции сохранятся в ключевых секторах рынка: нефтегазодобыча, правоохранительная система, поисково-спасательное обеспечение.

В настоящее время парк невоенных вертолетов Китая насчитывает около 300 машин. К 2015 г. их число может увеличиться до 500, а к 2020 г. - удвоиться и достигнуть отметки в 1000 единиц.

Главным препятствие для развития вертолетного рынка Китая называют нехватку подготовленных пилотов и техников, поэтому сейчас производители вертолетов в срочном порядке создают учебные курсы для пилотов с учетом местных особенностей и работают с китайскими учебными заведениями над созданием задела из подготовленного техперсонала.

В программу, в том числе и летную Airshow China 2012 китайские производители вертолетов без преувеличения вбили два больших «гвоздя». Первым стал дебют демонстрации публике возможностей боевой машины Z-10, разработанной Changhe Aircraft Industries Group (CHAIG) и Китайским институтом развития и разработки вертолетов (CHRDI) специально для Народно-освободительной армии Китая. В самом начале работ КНР закупила для один экземпляр южноафриканского вертолёта «Руивалк» фирмы Денел (Denel AH-2 Rooivalk), существующий ныне в шести экземплярах. Он стал основой для нынешнего китайского ударного вертолёта. Главным конструктором Z-10 в КНР считается Ву Ши-минь. Впервые «китайский Apache» увидел небо в 2003 г., а в 2004 г. прошел второй этап летных испытаний. Спустя 6 лет китайская армия получила свой первый экземпляр, и сейчас Z-10 продолжают поступать на вооружение НОАК. Сборкой вертолета занимается корпорация Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC).

Z-10 проявил себя как удачная машина для проведения воздушного боя и боевых задач по изоляции поля. Его конкурентами по праву называют известные в мире вертолеты AH-1 Cobra, AH-64 Apache и Tiger. По данным, опубликованным изданием Military Aircraft новый китайский Z-10 вошел в десятку лучших ударных вертолетов 2012 г. Пока вертолет оснащается двумя двигателями PT6C-67C производства Pratt & Whitney Canada мощностью в 1142 кВт, однако, в процессе серийного выпуска его планируют оснащать поступит уже с китайскими силовыми установками WZ-9.

Компоновка Z-10 стандартна для боевых вертолетов его класса: неубирающееся шасси с хвостовой опорой, узкий фюзеляж и ступенчатое тандемное расположение кабин (оператор на первой ступени, пилот – на второй). Кресла пилота и оператора с катапультой. Кабина защищена броней из композитного материала. Пуленепробиваемое стекло кабины может выдержать попадание снаряда калибра 7,62-мм. Z-10 экипирован современной кабиной с экранной индикацией. У экипажа в распоряжении нашлемные прицелы, очки ночного видения и электро-дистанционная система управления вертолетом. В качестве опций – инфракрасная система переднего обзора, ТВ система для низких уровней освещенности и радиолокационная система.

Фюзеляж Z-10 заужен к концу для снижения радиолокационной заметности. У вертолета 5-лопастной 13-метровый несущий винт и 4-лопастной хвостовой. Оба двигателя размещаются в конце кабины. Длина вертолета составляет 14,1 м, высота – 3,8 м. Максимальная взлетная масса – 8 тонн.

Носовая подфюзеляжная турель может быть начинена 20 и 30-мм пушками. Четыре пилона под крылом несут внешнее вооружение общей массой до 1500 кг. Сопряжение оружия с бортом носителя выполнено по стандарту GJV289A. Вертолет оперирует новейшими противотанковыми управляемыми ракетами HJ-10. Многие полагают, что этот снаряд эквивалентен американскому AGM-114 Hellfire. За один вылет Z-10 может нести 8 снарядов HJ-10, а также 8 ракет TY-90, по 4 ракеты PL-5, PL-7, PL-9 для ведения воздушного боя. Для удара по наземным целям Z-10 может быть вооружен многоствольными гондолами с неуправляемыми ракетами, закрепленными на пилоне. Четыре гондолы заправляются 57 и 90 мм ракетами. Система радио-электронного противодействия Z-10 состоит из приемника радиолокационного и лазерного облучения, генератора инфракрасных помех и автомата сбрасывания дипольных отражателей и ИК ловушек.

Вторым «ударом» по иностранным производителям стал показ на выставке китайского ударного вертолета Harbin Z-19 также с тандемной схемой размещения экипажа. Z-19 разработан китайской компанией HAIC (Harbin Aircraft Industrial Corporation) на основе Harbin Z-9 лицензионной копии французского Eurocopter Dauphin, но отличается от исходной версии тандемной кабиной. Силовая установка, роторная система и хвостовая часть Z-9 сохранены. Он предназначен для уничтожения живой силы и техники противника, нанесения ударов по наземным целям, воздушной поддержки и сопровождения, а также для воздушной разведки. Кабина и остекление вертолёта бронированы. Шасси неубираемое энергопоглощающее, для безопасности при аварийной посадке. HAIC Z-19 может нести до 8 ПТУР или 4 пушечных/НАР подвесных контейнера. Вертолёт оснащен 2 турбовальными двигателями, применены меры по снижению ИК заметности. Несущий винт — 4-х лопастной, рулевой винт в кольце (типа фенестрон). Лопасти выполнены из композитных материалов. Корпус Z-19 выполнен по технологии стелс. Бортовое оборудование пилотов реализует принцип стеклянной кабины, установлены большие МФИ.

Вооружение вертолёта состоит из ОПС, размещённой в носовой части и управляемой поворотной пушки калибра 23-мм. Управляемые ракеты могут крепиться на 4 точках подвески крыльев.

Согласно данным статистики (по состоянию на сентябрь 2012г.) в состав ВВС Народно-освободительной армии Китая входят 5 вертолетных бригад и 5 вертолетных полков. Общее число вертолетов, находящихся на вооружении составляет 569 штук, в том числе 212 Ми-17, 19 S-70 Blackhawk, 33 Z-8, 269 Z-9, 24 Z-10 и 12 Z-19.

Российские производители вертолетов не скрывают особой заинтересованности в сотрудничестве в КНР. «Китай является одним из приоритетных для корпорации регионов для ведения бизнеса. Это самый быстрорастущий рынок вертолетной техники в мире. Многие китайские операторы традиционно выбирают вертолеты российского производства. Мы намерены расширять нашу работу с китайскими партнерами и в сфере двигателестроения», - сообщил в ходе Airshow China-2012 генеральный директор ОПК «ОБОРОНПРОМ» Дмитрий Леликов.

В составе объединенной экспозиции ГК «Ростехнологии»

На стенде «Вертолетов России» были продемонстрованы семейство средних многоцелевых вертолетов Ми-8/17, включая уже успешно применяемые в КНР модели Ми-171(Е); новые легкие многоцелевые вертолеты «Ансат» и Ка-226Т, способные выполнять широкий круг задач; а также новый модернизированный Ми-171А2, вобравший в себя лучшие качества заслуженной серии вертолетов Ми-8/17, дополнив их современными технологиями. На «Гидроавиасалоне», состоявшемся в сентябре 2012г. в Геленджике, был подписан контракт на поставку 52 транспортных вертолетов Ми-171Е китайской компании Poli Technologies в 2012-2014гг.

Китайскому рынку представили самый грузоподъемный в мире вертолет Ми-26Т и его модернизированную версию - Ми-26Т2. Тяжелые транспортные вертолеты российского производства востребованы в КНР и активно используются для транспортировки крупнотоннажных грузов, различной техники и персонала, а также для тушения очагов возгораний в пожароопасных провинциях.

Традиционно вертолеты российского производства демонстрируют высокие результаты при выполнении поисково-спасательных и медико-эвакуационных задач, они также эффективны в борьбе с последствиями стихийный бедствий. Один из наиболее подходящих для этих целей вертолетов - Ка-32A11BC. Этот средний многоцелевой вертолет уже эксплуатируется в Китае. Его макет также был показан на предстоящей выставке, и есть даже планы по организации лицензионного производства Ка-32 в Китае.

Холдинг «Вертолеты России» реформирует и улучшает систему противопожарного обеспечения по всему миру. Планируется, что в КНР противопожарное обеспечение будет осуществляться центром технического обслуживания в Циндао, который строят в рамках российско-китайского совместного предприятия Sino-Russian Helicopter Service Company Ltd.

Суммарная стоимость контрактов, заключенных на Airshow China 2012, составила $11,8 млрд. Также были достигнуты рекордные результаты по посещаемости мероприятия - 338 тыс. человек.