Ваша реклама могла бы быть тут

HeliRussia 2013

Андрей Барановский

Шестая международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia прошла 16 - 18 мая в «Крокус Экспо». Здесь на площади в 12 700 м2 разместилась экспозиция 205 компаний из 18 стран мира, а также 16 вертолетов отечественных и зарубежных производителей. Оценить модельный ряд и новинки крупнейших мировых производителей вертолетов в этом году пришло более 10 тысяч на прошлогодней выставке.

Перед входом на выставку традиционно были выставлены два вертолета. Это ударный вертолет Ми-35М способный круглосуточно и в сложных метеоусловиях решать разнообразные боевые задачи. Этот вертолет является модернизированной (преимущественно для экспорта) версией легендарного «Крокодила» – Ми-24. Второй вертолет уже гражданский – легкий многоцелевой вертолет «Ансат», разработанный КБ Казанского вертолетного завода.

Внутри павильона можно было видеть производящийся с 2012 г. в России на совместном предприятии ОАО «Вертолеты России» и AugustaWestland под названием «HeliVert» двухмоторный многоцелевой AW139. Eurocopter показал самый тихий вертолет на рынке EC130 T2, объемы заказа которого только за 2012 г. превысили 70 шт., а также медицинскую версию многоцелевого двухдвигательного EC-145. Крупнейший американский производитель вертолетов Sikorsky Aircraft Corporation в этом году привез на HeliRussia кабину нового тяжелого вертолета S-92, сертификация которого уже началась в России. На выставке были показаны наиболее популярные в России среди пилотов-любителей легкие вертолеты компании Robinson Helicopter Company. Это двухместный R-22, четырехместный R-44 и пятиместный R-66, прошедший сертификацию в России в марте 2013 г. Большой интерес у публики вызывал европейский однодвигательный легкий Gazelle. На выставке впервые в России новозеландская компания Composite Helicopters представила свою революционную машину - первый в мире вертолет из композитных материалов - KC-518.

Теперь несколько общих цифр, показывающих общее состояние вертолетостроениа в мире и России. На первое указал руководитель «ЮТэйр» Андрей Мартиросов. По его словам темп прироста выпуска вертолетов составляет 15–20% в год. Ожидается, что к 2018 г. объем мирового рынка вырастет до $23,3 млрд. против $17,9 млрд. в 2011 г. У «Вертолетов России» в 2012 г. выручка по МСФО выросла на 21% и составила 125,7 млрд. рублей, при этом объем поставок достиг 290 машин. Отметим, что в состав холдинга «Вертолеты России» входят пять вертолётных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами.

Так как вертолетостроение – практически единственная динамично развивающаяся подотрасль всего российского авиастроения, но имеющая пробелы в области производства легких вертолетов, то сюда направился и частный капитал. Так «Авиа-Проект» представил свою перспективную разработку в виде полноразмерного макета многоцелевого вертолета АП-55. Вертолет находится в стадии опытного производства. По словам начальника КБ этого ЗАО Сергея Каюмова, АП-55 создан в соответствии с нормами летной годности России, Европы и США. К настоящему времени завершено проектирование ряда систем, ведется подготовка производства, в частности, редуктора и лопастей несущих винтов собственной разработки. Дальность полета 3-4 местного (плюс пилот) вертолета соосной схемы с газотурбинным двигателем будет составлять 515 км, полезная нагрузка - 300 кг, крейсерская скорость 240 км/ч, статический потолок 3600 м, ресурс до ремонта 5000 часов. Для базирования вертолета нужна площадка размерами всего 15х15 метров. Так как основными покупателями АП-55 рассматриваются небольшие авиакомпании и частные лица, то конструкция его предельно проста и использует алюминиевые сплавы и композитные материалы.

Выставка показала, что Украина всерьез занялась созданием собственной вертолетной промышленности и не собирается оставаться только одним из крупнейших в мире производителем двигателей для винтокрылых машин. На стенде «Мотор Сич» была представлена модернизированная версия одного из самых заслуженных вертолетов в мировой истории Ми-2 под названием МСБ-2 массой 4 т с двигателем собственного производства АИ-450М взлетной мощностью 465 л.с. Этот двигатель позволит улучшить топливную эффективность на 30%, в разы увеличить ресурс машины и уменьшить стоимость летного часа. Дальность полета без перегоночных баков возрастет с 300 до 550 км. Работы по модернизации Ми-2 разбиты на два этапа.

По словам генерального директора АО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева «От старого вертолета у него остались только лопасти. Разработана машина конструкторским бюро, созданным в «Мотор Сич». Сделано это в связи с тем, что в мире сейчас простаивает огромное количество вертолетов Ми-2. Таких машин всего было построено более 5 тыс. Только на Севере и Дальнем Востоке России эксплуатируется 900 Ми-2, практически все они остаются на земле из-за выработанного ресурса и устаревшего двигателя ТВ-2».

Украинцы исходят из того, что ниша вертолетов массой 2 - 4 тонны является самой востребованной в мире. Поэтому в «Мотор Сич» и создано указанное КБ, которое будет самостоятельно разрабатывать вертолеты данного класса. И модернизация Ми-2 только первый этап. В конце концов, новое КБ собирается разработать полностью новый вертолет.

Несмотря на то, что «Мотор Сич» теснейшим образом связан с российским вертолетостроением, между ними постоянно вспыхивают ссоры. Не стала исключением и HeliRussia. По словам президента «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева начаты переговоры с «Вертолетами России» относительно модернизации вертолетов Ми-8 на сумму $ 240-320 млн. Этого «Мотор Сич» добивалась не один год. Речь идет о модернизации вертолетов Ми-8Т, на которые компания будет поставлять двигатель TB3-117BMA-CБM1B серии 4E мощностью в крейсерском режиме 1 тыс. л. с. Запорожцы рассчитывают, по меньшей мере, на поставку 300-400 двигателей на российский рынок, Стоимость одного двигателя составляет $800 тыс. Таким образом, предполагаемая стоимость контракта с «Вертолетами России» может составить $240-320 млн. В свою очередь «Вертолеты России» сделали следующее заявление, длинная выдержка из которого приводится ниже: «Ранее ряд СМИ со ссылкой на президента АО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева сообщили, что холдинг «Вертолеты России» якобы поддержал проект ремоторизации ранее выпущенных вертолетов.

В этой связи подчеркиваем, что холдинг «Вертолеты России» изучает возможность и целесообразность модернизации ранее выпущенных вертолетов Ми-8Т, однако никаких соглашений по оснащению этих вертолетов двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В производства украинской компании «Мотор Сич» нет. У холдинга «Вертолеты России» и у украинской двигателестроительной компании «Мотор Сич» нет конкретных договоренностей по ремоторизации вертолетов Ми-8Т украинскими двигателями нового поколения ТВ3-117ВМА-СБМ1В, а также нет иных новых договоренностей по совместной модернизации вертолетов.

Обращаем внимание, что в сфере поставок военных вертолетов холдинг «Вертолеты России» выполняет задания, которые в рамках гособоронзаказа ставит перед ним заказчик в лице Министерства обороны РФ; контракты по линии гособоронзаказа с двигателем ТВ3-117ВМА-СБМ1В отсутствуют.»

Одна из причин такого охлаждения российско-украинского сотрудничества в области вертолетного двигателестроения, разработка и налаживание выпуска Россией новых моделей Санкт-Петербурге компанией «Климов». Она начала полномасштабную работу по созданию нового перспективного вертолетного двигателя (ПВД). Кроме того, по словам заместителя генерального конструктора Объединенной двигателестроительной корпорации по вертолетным двигателям Алексея Григорьева, завершен этап стендовых ресурсных испытаний двигателя ТВ7-117В. В этом году мы планируем закончить предварительные испытания, включая летно-конструкторские, и приступить к сертификации двигателя. В настоящее время в тестированиях задействованы более 10 двигателей ТВ7-117В, в том числе летные образцы.

По результатам испытаний климовцы не видят серьезных вопросов, которые могли бы повлиять на установленные сроки, поэтому ожидается сертификации этой силовой установки в 2014 г. Ведутся работы по усовершенствованию ВК-2500 под индексом ВК-2500ПС – гражданской версии военного ВК-2500П. В настоящее время завершен важный этап ресурсных испытаний, уже получено заключение на начало летно-конструкторских испытаний. К ним приступят в ближайшее время. Результаты прошедших испытаний подтвердили все заявленные технические характеристики новой модификации двигателя. Поэтому до конца года планируется предъявление двигателя на государственные стендовые испытания и начало сертификационных работ.

Что касается перспективного двигателя ВК-800В, то продвижению проекта препятствует отсутствие в России реального вертолета, на который двигатель ВК-800В мог бы быть установлен. Традиционно в России производят вертолеты в классе взлетного веса 10–12 т. Вертолеты массой 4-–5 т, для которых и разрабатывается ВК-800В, так и остались на бумаге. С учетом полученных характеристик двигатель конкурентоспособен на западных и восточных рынках, где распространены вертолеты данного класса, но эти рынки достаточно жестко защищены. Но, всё ВК-800В используется в рамках программы создания перспективного вертолетного двигателя для отработки ключевых технологий в различных областях. Речь идет о термодинамике, газодинамике, материаловедении. Ряд перспективных технологий будут реализованы в окончательной версии двигателя, сертификация которого намечена на 2016 г.

Общую тенденцию стратегии улучшения состояний здравоохранения в России уловила и HeliRussia. В рамках выставки состоялась вторая Межведомственная научно-практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация - 2013». Впервые в мире все ведущие производители вертолетов - «Вертолеты России», Eurocopter, Sikorsky Aircraft Corporation, Bell Helicopter, AgustaWestland на одной дискуссионной площадке провели презентации моделей вертолетной техники для санитарной авиации. Эксплуатанты машин санитарной авиации обменялись опытом по использованию различных типов вертолетов и самолетов, их комплектации медицинским оборудованием. На самой же выставке компанией Eurocopter показал медицинскую версию Eurocopter EC-145 и Россия Ка-226Т. Кстати, EC-145 уже эксплуатируется «Московским авиационным центром» с базой в подмосковном Остафьево

Что касается Ка-226Т, то он в медицинской конфигурации стал еще одной главной премьерой на HeliRussia-2013. Вертолет, разработан конструкторским бюро «Камов» и оснащен двигателями Arrius 2G1 французской компании Turbomeca. Он имеет модульную конструкцию и может использоваться для различных целей. Машина, оснащенная медицинским модулем, предназначена для экстренной эвакуации

Была на выставке и отдельная экспозиция «Медицинское оборудование для санитарной авиации» Вообще выставка охарактеризовалась большим количеством чисто деловых мероприятий. В её рамках прошли почти 50 разнообразных круглых столов, мастер-классов и презентаций (на HeliRussia-2012 их было около 30).

В частности это круглые столы «Городские вертолетные площадки», «Прогноз развития бортового оборудования для перспективных вертолетов», «Вертолет МИ-8. Модернизация – как путь сохранения и развития вертолета на рынке страны», «Применение композитных материалов в винтокрылой авиации»

Прошли 5-я Международная конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы»научно – практическая конференция «Авиационное бортовое оборудование», а также состоялись многочисленные презентации как отдельных компаний, так и их продукции. Состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса «Вертолеты XXI века». Отдельно стоит отметить проводящийся впервые в России семинар авиационных юристов, организованный юридической группой экономического комитета Ассоциации Вертолетной Индустрии. Тема семинара - «Совершенствование правового регулирования авиационных работ. Проблема перехода частного пилота в коммерческую авиацию, поиск путей решения».

Выставка показала, что в России стали производить и малые беспилотные вертолеты. На стенде Научно-производственного центра НЕЛК был представлен многофункциональный комплекс воздушной разведки местности и объектов на основе беспилотного летательного аппарата вертикального взлета и посадки . Комплекс НЕЛК-В6 работает от электрических батарей и предназначен для разведки и контроля местности и объектов, проведение видео и фото съемки, получения информации об излучении радиоэлектронных средств, дозиметрического контроля и т.д. Скидывание информации оператору происходит в режиме реального масштаба времени с высоты «птичьего полета». Возможна и транспортировка со сбросом НЕЛК-В6 по команде оператора малогабаритных грузов в заданную точку.

И наконец, о вертолетных площадках в столице и Московской области. В городе их создано восемь и предназначены они в основном для обслуживания медицинских вертолетов. А на новых территориях Москвы уже оборудовано 26 таких площадок.

К выставке было приурочено открытие первого российского хелипорта на крыше МВЦ «Крокус-Экспо». Совместный проект «Русских Вертолетных Систем» и «Вертолетов России» обладает полноценным залом ожидания, зоной досмотра и регистрации. К услугам клиентов и гостей бизнес-центр с доступом в интернет, бар, а также полноценная зона отдыха.

Уникальность первого российского хелипорта заключается не только в его современном оснащении, но и в его транспортной доступности – фактически, клиенты хелипорта смогут использовать все существующие виды транспорта.

Первыми пассажирами хелипорта «РВС» стали известный кутюрье Валентин Юдашкин, специально прибывший на открытие на вертолете из своей резиденции и Генеральный директор авиакомпании ЮТэйр Андрей Мартиросов, ставший лицом, совершившим официальный вылет из хелипорта.