Ваша реклама могла бы быть тут

Индийских военных ожидает беспилотный бум

Индийских военных ожидает беспилотный бум

Вооруженные силы Индии намерены закупить тысячи воздушных роботов

 

Владимир Щербаков

 

Длительность программы – 10 лет, объем закупок – более пяти тысяч беспилотных летательных аппаратов различных типов, стоимость программы – около 3 млрд долларов. Нет, речь идет отнюдь не об американской, и даже не о российской или китайской армиях. Такие параметры прописаны в программе оснащения беспилотной авиационной техникой подразделений всех видов и родов войск Вооруженных сил (ВС), готовящейся к утверждению военно-политическим руководством Республики Индия. Разработка данной программы, как утверждается в зарубежных специализированных источниках со ссылкой на представителей Министерства обороны Индии, находится на завершающей стадии и вскоре будет представлена руководству национального военного ведомства, а затем и в правительство.

В частности, командование Сухопутных войск (СВ) Индии планирует в течение ближайших 3-5 лет создать отдельные подразделения БЛА, как минимум взвод, вплоть до уровня пехотного и механизированного батальона и оснастить даже низовые подразделения войск, такие как взвод и отделение, беспилотными комплексами с БЛА малого и сверхмалого классов, способных вести на поле боя разведку и наблюдение, а также обнаруживать реагенты оружия массового поражения.

«Такие БЛА будут иметь ограниченную дальность действия, около 10 км, но зато они позволят обеспечить важной разведывательной информацией наши сухопутные войска», – приводит слова представителя МО Индии газета «Индия Таймс» (The India Times), указывая также, что в общей сложности БЛА мини-класса индийское военное ведомство планирует купить порядка 1800 штук. В итоге будет создано 600 взводов БЛА, каждый из которых будет включать три БЛА, одну наземную станцию управления и армейский грузовик для их транспортировки.

Командование Военно-воздушных сил (ВВС) в свою очередь намерено сформировать отдельные эскадрильи БЛА, включая разведывательно-ударные и «чисто» ударные беспилотники, а Военно-морские силы (ВМС) готовы к массовому оснащению различных боевых кораблей беспилотниками самолетного и вертолетного типа различной дальности полета, а также выражают высокую заинтересованность в морских патрульных и разведывательно-ударных БЛА берегового или авианосного базирования.

В минувшем году дан старт масштабной программе по созданию целого типоряда «национальных» беспилотников мини- и микро-класса (бюджет программы – около 14,96 млн долларов), а ряд индийских СМИ, ссылаясь на представителей индийского Минобороны и промышленности, утверждают, что в стране даже начаты работы по БЛА-истребителями и БЛА-бомбардировщикам.

 

Контракты отдадут только своим

Особым требованием, предъявляемым индийским военно-политическим руководством к тем проектам, которые будут реализованы в рамках рассматриваемой программы, является их «национальное происхождение». Проще говоря, к тендерам на закупку в интересах Министерства обороны Индии различных беспилотных авиационных комплексов будут допущены только местные, индийские компании. «В перспективе частный сектор будет широко вовлечен в программу закупок беспилотных летательных аппаратов», – приводятся, в частности, слова представителя индийского Минобороны в американском еженедельнике «Дифенс Ньюс». Впрочем, индийские компании смогут сотрудничать в разработке и серийном производстве представляемых на тендер образцов с любыми зарубежными компаниями.

Последнее, как представляется, будет просто неизбежным по той причине, что собственной индийский военно-промышленный комплекс не мог до сих пор похвастать какими-либо удачными, на уровне мировых аналогов разработками в области беспилотной авиационной техники военного назначения. Все более или менее боеспособные беспилотные авиационные комплексы, принятые на вооружение Вооруженных сил Индии, либо напрямую закуплены за рубежом, либо в той или иной степени являются лицензионными вариантами иностранных образцов.

Индийские же разработки до сих пор, как говорят эксперты, могли похвастаться в основном лишь рекордными сроками разработки и запуска в серию, а также высокой закупочной ценой. К тому же при создании и массовой поставке в войска беспилотных авиационных комплексов от индийских специалистов потребуется выполнить ряд важных проектов в области создания систем обеспечения безопасности эксплуатации БЛА (включая системы предупреждения столкновения в воздухе), систем радио- и спутниковой связи, систем разведки и целеуказания (особенно – большой дальности).

Проблемы с национальными программами по созданию БЛА признают и ведущие индийские эксперты. В частности, в сентябре 2015 г. бывший научный советник министра обороны Индии и глава DRDO Виджай Кумар Сарасват, выступая на семинаре «Возможности в аэрокосмическом секторе промышленности и стратегические императивы», заявил фактически о неспособности национальной промышленности самостоятельно, без помощи иностранных компаний создать современные беспилотные авиационные комплексы.

«Мы стали рабами закупаемых нами извне технологий», – подчеркнул он, добавив вместе с тем, что не только правительство, но и сама промышленность должны приложить максимальные усилия для технологического развития национального аэрокосмического сектора, причем промышленность должна перестать полностью полагаться только на правительство и государственный бюджет.

«В результате нет ничего удивительного в том, что разработки у нас занимают так много времени, – продолжил свою «разгромную» речь В.К. Сарасват. – И я просто удивлен тем, что программы создания БЛА «Растом-1» и «Растом-2» все еще продолжаются в разработке… Мы не можем сделать в этой стране даже беспилотник, так что как мы тогда сможем сделать свой гражданский авиалайнер».

В подтверждение его слов можно привести такую ситуацию. Некоторое время назад в индийской прессе активно освещалась программа создания «национального» беспилотника мини-класса «Слайберд» (Slybird), разработку которого вела Государственная лаборатория аэронавтики (National Aeronautics Lab – NAL). Данный БЛА, запускаемый с руки, предназначался для оснащения армейских и полицейских подразделений и планировался к закупке в достаточно большом количестве. Однако в начале 2015 г. появилась информация о том, что в рамках согласованной премьер-минстром Моди и президентом США Обама совместной инициативы по сотрудничеству в области военно-технического сотрудничества и технологий Дели и Вашингтон договорились о лицензионной сборке в Индии несколько модифицированного БЛА RQ-11 «Рэйвен» (Raven) – фактически аналогичного аппарата, разработанного американской компанией «Аэро Вайронмент» (AeroVironment).

Индийская специализированная пресса достаточно бурно отреагировала на эту новость, а уже летом появилась информация о том, что командование СВ Индии отказалось от этой затеи, назвав RQ-11 не соответствующим своим требованиям и выразив надежду на получение более перспективного беспилотника, способного вести разведку на высотах минимум до 1000 метров, что сделает его менее уязвимым от огня стрелкового оружия противника. В результате, судя по всему, теперь планируется в рамках кооперации американской «Аэро Вайронмент» и бангалорской «Дайнаматик Текнолоджис» (Dynamatic Technologies) разработать новый мини-БЛА, который будет полностью соответствовать требованиям СВ Индии, в том числе иметь массу не более 35 кг и продолжительность полета минимум 45 минут.

 

«Нишант» и другие

Перечислить модели беспилотных летательных аппаратов и авиационных комплексов, разработанных и производимых индийскими компаниями – преимущественно из состава Организации оборонных исследований и разработок (Defence Research and Development Organisation – DRDO) – в настоящее время по контрактам с Министерством обороны Индии и рядом других правительственных силовых структур, можно буквально по пальцам.

Зачастую к когорте беспилотных летательных аппаратов причисляют – видимо, для «пущей важности», – дистанционно-пилотируемые воздушные мишени, которые, конечно, похожи на БЛА, но в классическом понимании последних ими не являются, поскольку предназначены для решения совершенно других задач. В частности, относят к категории БЛА стоящие на вооружении ВВС Индии воздушные мишени типа «Нирбхай» (Nirbhay) и воздушные мишени семейства «Лакшья» (Lakshya; стоимость одной мишени «Лакшья» II – 531 687 долл.). Кстати, даже название «Лакшья» в переводе с санскрита так и звучит – «Мишень».

Впрочем, как утверждается, в интересах ВВС Индии специалистами авиационного подразделения DRDO в Бангалоре, «Аэронотикал Девелопмент Эдженси» (Aeronautical Development Establishment – ADE), разработан вариант комплекса «Нирбхай» в модификации, предназначенной именно для ведения «разведки на театре военных действий», который оснащается шасси для аэродромного взлета и посадки и может нести до 130 кг полезной нагрузки. Правда программа испытаний «Нирбхай» идет весьма непросто: долго готовившийся очередной, третий по счету испытательный пуск закончился 16 октября 2015 г. фиаско – вместо положенного часа полет продолжался всего 700 секунд. Первое испытание, предпринятое 12 марта 2013 г., также закончилось неудачей, и только в рамках второго испытательного пуска «Нирбхай» удалось за 1 час 10 минут преодолеть расстояние около 1000 км, «выполнив при этом 15 поворотов на маршруте». Заказы видов ВС Индии на «Нирбхай» распределены на сегодня следующим образом: ВВС – 30 единиц, ВМС – 50 образцов с воздушным и корабельным стартом.

Самой же успешной и, по большому счету, единственной имеющей практическую значимость разработкой, осуществленной индийскими специалистами в области беспилотной авиации, не считая микро-БЛА мультироторного типа и различных мини-БЛА, является тактический БЛА типа «Нишант» (Nishant), который был начат в разработке специалистами DRDO еще в 1988-90 гг. и облетан в 1995 г. (более подробно о данном БЛА смотри во врезке). Беспилотник, предназначенный для ведения разведки и наблюдения, осуществления радио- и радиотехнической разведки, а также корректировки артиллерийского огня и оценки нанесенного ущерба, был запущен в малосерийное производство и поступил в войска. Впрочем, по имеющимся данным, индийская армия, выдав 15 ноября 2004 г. госкомпании «Аэронотикал Девелопмент Эдженси» контракт на 12 таких БЛА, получила в итоге всего четыре аппарата. Впервые БЛА «Нишант» армейские подразделения применили в боевых условиях в июле 1999 г.

БЛА «Нишант» построен по классической схеме с высокорасположенным крылом размахом 6,57 метра, имеет длину 4,63 метра, взлетную массу 380 кг и способен находится в воздухе до 4,5 часов. Масса полезной нагрузки – 45 кг. Силовая установка – поршневой двигатель RE-2-21-P или RE-4-37-P, обеспечивающий беспилотнику максимальную (крейсерскую) скорость полета 185 км/ч (125 км/ч), практический потолок 3600 метров и дальность полета до 160 км.

Главный недостаток «Нишанта» – катапультный старт с гидропневматической катапульты и посадка на парашюте, что существенно ограничивает оперативные возможности по его применению, особенно в ходе боевых действий при огневом противодействии противника. Так, запуск очередного БЛА с катапульты возможен не ранее чем через 20 минут после предыдущего, да к тому же стартовый комплекс базируется на шасси 14-тонного грузовика марки «Татра», плюс в состав комплекса с БЛА «Нишант» также входят еще и мобильная наземная станция управления, машина подготовки БРЭО беспилотника, ремонтная мастерская, машина обеспечения питания для всех систем комплекса и машина для перевозки БЛА.

Причем даже в мирное время случаются неудачи – в ноябре 2015 г., к примеру, по причине не раскрытия парашюта разбился БЛА «Нишант», причем последний из наличия СВ Индии. Поэтому в настоящее время индийские специалисты ведут разработку модифицированной версии данного БЛА, известной как «Панчи» (Panchi), главной отличительной особенностью которой станет наличие шасси, что, наконец-то, позволит аппарату осуществлять самостоятельный взлет и посадку с аэродрома (площадки).

Упомянутая выше ноябрьская неудача с «Нишантом» породила в индийской специализированной прессе массу спекуляций на счет того, что заказчик и разработчик приняли решение полностью закрыть программу. Однако, 26 февраля 2016 г. в статье в издании «Флайт» со ссылкой на представителей организации DRDO указывалось, что программа «жива» и находится в стадии дальнейшей реализации. «Работы по усовершенствованию аппарата, «Панчи», реализуется в соответствии с потребностью Армии в летательном аппарате обычного взлета и посадки, – указывалось в статье со ссылкой на представителя DRDO. – Проект находится в продвинутой стадии реализации. Армия планирует использовать «Панчи» в качестве тактического БЛА». Вследствие того, что модернизированный БЛА будет иметь меньшую массу, продолжительность его полета будет выше, чем у предшественника. Кроме того, «Панчи» будет иметь меньшую ЭПР.

Всего на данный момент, как утверждают зарубежные источники, индийская армия получила около 500 беспилотников среднего, малого и сверхмалого классов, тогда как в ВВС поставлено незначительное количество «больших» беспилотников, 95 аппаратов сверхмалого класса и некоторое количество БЛА вертолетного типа (скорее всего – квадракоптеров и т.п.), а национальные ВМС закупили у промышленности 95 микро-БЛА и несколько беспилотников класса HALE на сумму около 200 млн долларов.

Однако в классе тактических и оперативно-тактических БЛА индийские военные все же зависят пока преимущественно от зарубежных производителей: основу парка таких беспилотников составляют израильские «Серчер» Mk I (Searcher Mark I) и «Серчер» Mk II (Searcher Mark II), уже давно несущие службу на границе с Китаем и Пакистаном, а также «Херон» (Heron), «Хароп» (Harop; барражирующий боеприпас) и др. Да и ряд других БЛА, которые называются «индийскими», на самом деле таковыми являются наполовину, поскольку производятся по лицензии или же разработаны совместно с зарубежными, в первую очередь израильскими компаниями. Или тот же БЛА «Паван» (Pawan), например, который разработан совместно DRDO и «Израэл Аэроспейс Индастриз» (IAI), но, как и положено в соответствии с национальной идеей «Сделано в Индии», производится на предприятии авиационного кластера DRDO (ADE).

Вместе с израильскими специалистами создают в Индии и беспилотный вертолет корабельного базирования (проекта Naval Rotary UAV – NRUAV), базой для которого послужил легкий вертолет «Четак» (Chetak). Расчетные летно-технические характеристики данного беспилотника: максимальная взлетная масса – 2200 кг, максимальная масса полезной нагрузки – 220 кг, диаметр несущего винта – 11,02 м, диаметр рулевого винта – 1,91 м, длина БЛА без полезной нагрузки и с вращающимися винтами – 12,84 м, длина фюзеляжа при вращающемся рулевом винте – 10,17 м, ширина БЛА без полезной нагрузки со сложенными лопастями несущего винта – 2,6 м, высота по втулку несущего винта – 2,97 м, продолжительность полета – 6 часов, практический потолок – 15000 футов (4572 м), максимальная скорость полета – 100 узлов.

 

Акцент на ударные беспилотники

Тенденцией последнего времени стала активизация в Индии работ над разведывательно-ударными и боевыми беспилотными летательными аппаратами различной размерности.

В настоящее время в интересах ВС Индии специалистами DRDO ведется разработка беспилотных летательных аппаратов семейства «Растом» (Rustom, в переводе с санскрита – «Воин»), в состав которого входят следующие модификации:

- тактический БЛА типа «Растом-1», созданный на базе легкого пилотируемого самолета и имеющий продолжительность полета до 12 часов;

- оперативно-тактический БЛА «Растом-Н» (состояние работ по этому проекту не совсем понятно);

- оперативно-тактический БЛА класса MALE типа «Растом-2», имеющий продолжительность полета до 35 часов максимальную дальность полета 250 км и практический потолок 32000 футов (9754 метра), и способный брать на борт до 350 кг полезной нагрузки;

- боевой (ударный) БЛА типа «Растом-С», представляющий собой фактически вооруженный вариант БЛА «Растом-Н» (по другим данным – БЛА «Растом-2»).

Разработка первого БЛА класса MALE (средневысотный большой дальности), именуемого сегодня «Растом-1», была начата на основе наработок по экспериментальному аппарату LCRA (Light Canard Research Aircraft), выполненных группой во главе с покойным ныне профессором Растомом Б. Дамания еще в 1980-е гг.

Данный БЛА построен по аэродинамической схеме «утка», имеет собственную массу (пустого) 720 кг, массу полезной нагрузки – 95 кг, длину – 5,12 м, размах крыла – 7,9 м, высоту – 2,4 м. Установленный на беспилотнике четырехцилиндровый поршневой двигатель воздушного охлаждения Lycoming O-320 мощностью 150 л.с. позволяет ему развивать максимальную скорость полета 150 узлов и совершать полет на расчетную дальность до 250 км, патрулируя на высоте до 7925 м со скоростью 90-110 узлов в течение 12-15 часов. При этом поддержание связи с КП возможно на дальности до 350 км. Взлет и посадка – самостоятельно, по-самолетному.

БЛА «Растом-1» совершил первый полет 11 ноября 2009 г. Первоначально его предназначением было определено ведение разведки и наблюдения, выдача данных целеуказания на средства поражения, оценка ущерба и пр. Однако сегодня БЛА уже испытывается в разведывательно-ударном варианте – с двумя блоками ПТУР «Хелина» (Helina), авиационным вариантом известной индийской ПТУР «Наг» (Nag).

Следующим по программе «Растом» была начата работа по двухмоторному разведывательному БЛА класса HALE (высотный большой дальности) самолетной схемы, которому присвоили обозначение «Растом-Н». Беспилотник, расчетная масса которого – пустым – составит 1800 кг, будет иметь длину 9,5 м и размах крыла 20,6 м, и сможет нести полезную нагрузку 350 кг, патрулируя на высотах до 10668 м. В настоящее время работы по БЛА типа «Растом-Н», который планировалось оснащать российским малогабаритным ТРД типа 36МТ разработки НПО «Сатурн» (два двигателя на крыле), судя по всему, не находятся в активной стадии, а все усилия индийские специалисты бросили на проект «Растом-2», первый полет которого запланирован на апрель-май 2016 г.

БЛА «Растом-2», продемонстрированный в виде макета на выставке «Аэро Индия 2009», конструктивно и внешне схож с американским БЛА типа «Предейтор», но оснащается двумя поршневыми двигателями Rotax 914 мощностью 125 л.с. каждый (такие же стоят на БЛА «Херон»), которые работают на трехлопастные воздушные винты и позволят развивать беспилотнику максимальную (крейсерскую) скорость до 225 (125-175) км/ч. Расчетная перегоночная дальность составит до 1000 км, дальность полета на патрулирование – 250 км, продолжительность полета – до 30-35 часов, а практический потолок – 9144 м.

Состав полезной нагрузки – оптико-электронные системы дневного и ночного видения средней и большой дальности обнаружения, РЛС с синтезированной апертурой луча, поисковая РЛС для патрулирования морской акватории, системы радио- и радиотехнической разведки и пр. Согласно рекламно-информационным материалам компании-разработчика, 80-килограммовой РЛС с синтезированной апертурой луча с рабочим диапазоном частот Ku будет иметь возможность работы в трех режимах:

- картографирование по маршруту – разрешающая способность 6 м и 3 м, наклонная дальность 40 км, ширина полосы съемки 12 км;

- съемка объекта – разрешающая способность 1 м и 0,6 м, наклонная дальность 40 км, размер отображаемого района 1,5х1,5 км или 1,0х1,0 км;

- режим индикатора наземных движущихся целей (GMIT) – обнаружение и отслеживание движущихся целей на дальности до 40 км с разрешением 25 м, сектор обзора – от -45 до +45 град., минимальная скорость движения цели – 1,5 м/с.

По целому ряду причин взлетная масса БЛА «Растом-2» в конечном итоге оказалась почти на 400 кг выше расчетной – более 2100 кг вместо требуемых 1800 кг. В этой связи разработчик принял решение заменить 125-сильные дизельные двигатели на более мощные – 200-сильные двигатели марки «Лайкоминг» (Lycoming).

Работы по данному БЛА существенно пострадали из-за отмены американским правительством экспортной лицензии на ряд комплектующих, используемых в конструкции беспилотника, что потребовало организации их производства в Индии. В результате гонка двигателей и малоскоростные пробежки были выполнены только в первой половине 2014 г., а первый полет БЛА несколько раз переносился. В программе принимают участие «Хиндустан Аэронотикс Лимитед» (Hindustan Aeronautics Ltd. – HAL), DRDO и «Бхарат Электроникс» (Bharat Electronics Ltd), которые инвестировали в нее уже 46 млн долларов. Совокупная стоимость разработки БЛА составит, по некоторым оценкам, около 200 млн долларов.

На сегодня заказы ВВС, ВМС и СВ Индии включают по одному комплексу в составе трех боевых БЛА и одной наземной станции управления каждый. В перспективе ВМС и СВ должны получить еще 12 и 10-12 комплексов сверх указанного количества, а всего потребности ВС Индии в вооруженных БЛА типа «Растом-2» оцениваются в 75-76 единиц. Стоимость одного комплекса – около 60 млн долларов, стоимость одного беспилотника – 5,83 млн долларов. Кроме того, ВМС Индии заказали 10 разведывательных БЛА «Растом-1» по контракту стоимостью 225 млн долларов.

Однако, прежде чем попасть в войска, данный БЛА должен соответствовать тактико-техническим требованиям, что пока не возможно, поскольку текущая масса машины – 2400 кг – превышает расчетную (это потребовало установки более мощных дизелей – модели Austro Engine AE300 мощностью 170 л.с.). Впрочем, как указывается в индийских источниках, первые 24 аппарата будут поставлены все же в перетяжеленном виде, а вот затем массу БЛА планируется довести до 1700 кг.

Еще одна перспективная индийская разработка – программа «Проект Гхатак» (Project Ghatak) по разработке малозаметного вооруженного БЛА. Первоначально, с 2009 г. БЛА носил обозначение AURA (от «Autonomous Unmanned Research Aircraft»), но после успешного завершения в апреле 2013 г. первого этапа работ, разрабатываемый БЛА был переименован в IUSAV (от «Indian Unmanned Strike Air Vehicle»). Данный беспилотник, как указывал несколько лет назад научный советник министра обороны Индии и бывший глава DRDO Виджай Кумар Сарасват, будет способен «не только вести разведку, но и обеспечивать обнаружение важных целей и их уничтожение». Причем при выполнении боевого задания в схеме управления данным БЛА предполагается задействовать несколько дублирующих друг друга центров. «Данные центры будут располагаться в точках с различными географическими координатами, так что если даже один центр управления выйдет из строя, управление БЛА будут осуществлять другие центры», – подчеркивал тогда В.К. Сарасват.

Отличительной особенностью данного беспилотника, который проектируется по заказу ВВС Индии специалистами авиационного подразделения DRDO (ADE), центра по разработке авионики военного назначения (Defence Avionics Research Establishment), Лаборатории по разработке радиоэлектронных систем военного назначения (Defence Electronics Application Lab, г. Дехрадун) и Исследовательского центра газотурбостроения (Gas Turbine Research Establishment, г. Бангалор), должны стать:

- возможность наносить удары с использованием оснащенных лазерными системами наведения УАБ/КАБ и УР класса «воздух-поверхность» (на борту БЛА планируется размещать не менее двух высокоточных боеприпасов),

- наличие на борту бортового комплекса обороны, который, по расчетам разработчика, должен обеспечить защиту БЛА в ходе ведения им разведки и наблюдения.

Аппарат проектируется по схеме летающее крыло, с широким использованием композитных материалов и технологии малозаметности «стелс». Размещение авиационных средств поражения, включая УР различного класса и управляемые и корректируемые авиабомбы, предполагается во внутреннем отсеке вооружения, а силовая установка будет построена на базе турбореактивного двигателя. Взлетная масса аппарата составит около 15 тонн, максимальная высота полета – 9144 метра.

Разработкой системы управления и обмена данными для БЛА займется Лаборатория разработки радиоэлектронных систем военного назначения (Defence Electronic Application Laboratory), а задачу создания под данный БЛА новых или адаптации имеющихся образцов высокоточных авиационных средств поражения будут решать специалисты Исследовательского центра Имарат (Research Centre Imarat – RCI), расположенного в Хайдарабаде и входящего в структуру организации DRDO. Именно этот центр занимается в Индии фактически всеми работами по созданию управляемых высокоточных авиационных средств поражения.

В настоящее время «Проект Гхатак» находится на стадии проработки проекта. Стоимость первого этапа, осуществленного в период 2009-2013 гг., обошлась бюджету в 125 млн рупий (по текущему курсу – около 1,87 млн долл.), стоимость второго этапа, реализуемого сегодня, должна составить 26,5 млрд рупий (396,4 млн долл.). Утверждается, что ВВС Индии планируют приобрести на первом этапе один комплекс в составе двух БЛА такого типа и одной наземной станции управления. Среди потенциальных заказчиков также числятся и ВМС.

Предположительная дата первой поставки – 2019-20 гг. Впрочем, если индийский авиапром не может создать нормальный и работоспособный беспилотник более простого типа, то возможность реализации – по крайней мере, в указанные сроки, – намного более сложного образца кажется весьма сомнительной (среди партнеров поэтому уже называются западные компании «Дассо Авиасьон», «СААБ» и «БиЭйИ Системс»). Тем более, что двигатель «Кавери» (Kaveri, GTX-35VS), длительное время создававшийся индийскими специалистами и запланированный для установки в его бесфорсажном варианте на БЛА, в минувшем году, как стало известно, прекращен в разработке. Так что, как минимум, двигатель на БЛА придется точно ставить иностранный. Хотя 13 ноября 2015 г. официальные представители индийского правтельства сообщили, что согласовано выделение значительных фондов на разработку усовершенствованной версии двигателя «Кавери», который предназначен исключительно для установки на данный боевой БЛА.

Импульс разработкам DRDO по созданию беспилотников, способных применять ударное вооружение, и проведениию довооружения разведывательных БЛА был дан в прошлом году, когда широкую известность получили работы в данной области, осуществляемые специалистами соседнего Пакистана – при содействии Китая. В частности, в январе 2015 г. руководство МО Индии обратилось к правительству с просьбой активизировать процесс закупки партии БЛА «Херон» ТР израильской «IAI», способных не только вести разведку, но и нести ударное вооружение, предоставив национальным ВВС, по утверждению бывшего руководителя индийского Центра изучения сухопутной войны (Centre for Land Warfare Studies) Гурмита Канвала, к концу 2016 г. «возможности по нанесению ударов на большую дальность».

Решение о покупке данных БЛА в количестве 15 штук было одобрено еще три года назад, но традиционно неспешный процесс пришлось активизировать в ответ на появление ударных БЛА в соседних Пакистане и Китае. Вняв просьбе военных, в сентябре индийское правительство одобрило запрос ВВС на покупку в Израиле десяти БЛА типа «Херон» ТР совокупной стоимостью около 400 млн долл. По некоторым данным, в рамках программы «Сделано в Индии» между сторонами также ведутся переговоры о возможности лицензионного выпуска данных БЛА на местных предприятиях. На тот момент в Вооруженных силах Индии, по данным индийских источников, уже находились порядка 40-45 беспилотников семейства «Херон» (ВВС и ВМС) и более сотни БЛА семейства «Серчер» (ВВС, ВМС и СВ) разных модификаций.

Создание боевых БЛА полностью коррелирует и с положениями так называемой Доктрины Моди-Довала, названной по фамилиям премьер-министра Индии Нарендры Моди и его советника по национальной безопасности Аджита Довала. В частности, данная доктрина, основной идеей которой стало «упреждающее сдерживание» и более активная опора на вооруженную мощь государства, разрешает в целях обеспечения национальной безопасности Индии наносить превентивные удары по базам террористов, действующим с территории соседних с Индией стран.

Первым случаем практического применения данного положения считается осуществленная ВС Индии операция, в рамках которой 9 июня 2015 г. был нанесен огневой удар по базам террористов, расположенным на территории Мьянмы и ответственным за нападение за неделю до этого на индийских военных, в ходе которого погибли 18 военнослужащих. Другой важный элемент доктрины – активизация работ по «национализации» программ вооружений, реализуемых в интересах ВС Индии. Проще говоря – вооружение, особенно критически важное, должно разрабатываться и производиться в Индии, а не закупаться за границей. Беспилотники – это как раз то самое критически важное вооружение.

«Вооруженные беспилотники являются для Индии и асимметричным ответом на те работы, которые осуществляют в данной области китайцы и пакистанцы, и ответом на ту асимметричную тактику, которую используют противниками Индии, – указывает Саурав Джха (Saurav Jha) в статье «Флот вооруженных беспилотников Индии», опубликованной 25 июня 2015 г. в издании «Дипломат» (India’s Armed Drone Fleet. The Diplomat). – Вооруженные беспилотники предназначены для расширения доступных для индийских военных сценариев ответных действий, поскольку предоставляет больше возможностей по нейтрализации террористов, базирующихся на территории соседних государств».

 

 

ВРЕЗКА

 

«Беспокойный» беспилотник

 

«Нишант» в переводе с хинди означает «беспокойный» или «непоседливый», что должно было по идее отражать саму сущность беспилотника, основными задачами которого определены тактическая разведка и выдача целеуказания на средства огневого поражения. Однако в итоге вышло несколько иначе – «беспокойным» данный БЛА стал больше для его заказчика…

БЛА «Нишант» разработан сотрудниками компании ADE, структурного подразделения Организации по оборонным исследованиям Индии, и производится на ее заводе в Бангалоре и на расположенном там же предприятии компании «ХАЛ».

Принципиальное решение о необходимости начала работ по национальному БЛА было принято военно-политическим руководством Индии еще в сентябре 1988 г., однако тактико-техническое задание на будущий «Нишант» было выдано командованием Св Индии лишь в мае 1990 г. И только спустя еще 17 месяцев, в октябре 1991 г., индийское правительство санкционировало выделение 340 тыс. рупий на эту программу. Причем предполагалось, что работы над ней будут завершены уже к апрелю 1995 г., когда должна была состояться выкатка первого беспилотника. Жизнь внесла свои коррективы – программа затянулась, почти на 10 лет перекрыв установленный срок.

«Нишант» – это тактический БЛА, так называемый «БЛА поля боя». В состав данного мобильного комплекса входят непосредственно БЛА (один или несколько), пусковая установка на базе пятиосного автомобиля повышенной проходимости «Татра» (одна или несколько, вес одной ПУ – около 14 тонн), наземный пост управления, мобильный пост с РЛС, а также машины обеспечения: обслуживания авионики БЛА, технического обслуживания комплекса, транспортная, пост энергопитания.

В целях уменьшения веса БЛА и его радиолокационной заметности «Нишант» изготовлен преимущественно из композиционных материалов. Он оснащен толкающим воздушным винтом, приводимым во вращение двигателем марки ALVIS AR-801 мощностью 55 л.с., и оборудован стандартной стабилизированной в двух плоскостях платформой (Gimballed Payload Assembly), на которой установлены электронно-оптические системы:

- инфракрасная камера переднего обзора (FLIR),

- инфракрасная камера бокового обзора (IRLS),

- 35-мм панорамная мини-камера, разработанная и производимая организацией CSIO в Чандигаре при содействии компании ADE.

Данные средства позволяют обнаруживать личный состав на дальностях 1,5-2 км, технику – от 4 до 5 км, а наземные объекты наподобие небольших зданий – на 10-12 км.

Причем следует отметить, что, несмотря на попытки разработать силами DRDO высококачественные инфракрасные приборы переднего и бокового обзора, их в итоге пришлось все же закупать в Израиле.

Для управления БЛА «Нишант» разработан интегрированный помехоустойчивый комплекс авионики, включающий кодировочную и декодировочную аппаратуру, приемник сигналов GPS, систему управления полетом, блоки навигации и полетного задания. Причем цифровая система управления полетом задублирована еще и аналоговой.

Все входящие в состав комплекса машины выполнены на базе колесных автомобилей повышенной проходимости различных типов. Так, мобильный пост РЛС смонтирован на двухосном грузовом автомобиле, а пост управления – на базе трехосного фургона. Оба поста связаны между собой посредством оптико-волоконного кабеля длиной до 300 метров. Аппаратура наземного поста управления позволяет расчету в полуавтоматическом режиме проводить проверку БЛА и осуществлять его подготовку к полету, планировать маршрут полета с использованием цифровых карт местности и управлять постом РЛС сопровождения в дистанционном режиме. Также имеется встроенный тренажер для подготовки личного состава расчета комплекса.

Разработано три модификации БЛА «Нишант» – под разные требования заказчиков: MK-I, MK-IW и MK-II.

БЛА модификации МК-I предназначен для ведения в дневное и ночное время суток наблюдения, разведки и опознавания целей в интересах систем вооружения с большой дальностью действия. Запуск БЛА осуществляется при помощи специальной реактивной ПУ, а приземление – с использованием парашютной системы. Бортовое оборудование БЛА включает телевизионно-оптическую систему наблюдения, лазерный дальномер и 35-мм панорамную мини-камеру.

БЛА модификации МК-II обладает улучшенными характеристиками и запускается с использованием гидропневматической ПУ пусковой мощностью 100 кВт (способна за 0,6 секунды разогнать 375-кг БЛА до скорости 42-45 м/с, срок службы – 1000 пусков), а при приземлении используется ловушка типа «сеть». Этот БЛА снабжен дополнительным оборудованием: ИК-камеры переднего (FLIR) и бокового (IRLS) обзора, система радиоэлектронной разведки (ELINT), станция радиоперехвата (COMINT) и др.

Третий беспилотник, «Нишант» MK-IW («wheeled», т.е. «колесный») или как его теперь называют «Панчи», представляет собой модификацию модели MK-I. Его главной отличительной особенностью является способность осуществлять взлет и посадку самостоятельно, без помощи пусковой установки и специальной системы приземления. Для этой цели используется трехколесная тележка особой конструкции, которая крепится к нижней части БЛА. Это также позволяет удалить парашютную систему, разместив на БЛА дополнительную аппаратуру.

Первый свой полет индийский БЛА выполнил в 1995 г. Его испытания проводились на полигоне в Коларе. Предполагалось, что «Нишант» поступит на вооружение индийской армии в 1996-97 гг., однако, как это часто бывает, в дело вступили «финансы» и сроки стали постоянно переноситься. В конечном итоге потерявшие всякое терпение генералы были вынуждены обратить свои взоры в сторону израильской компании «Израэль Эркрафт Индастриз» (IAI) и приобрести разработанный ею разведывательный БЛА «Серчер» (Searcher).

Наконец, в 1998-99 гг. была проведена серия из 12 успешных испытательных полетов БЛА «Нишант» (он все еще продолжал оставаться в единственном опытном экземпляре), которые практически полностью подтвердили ожидания конструкторов и военных. Программа испытаний включала запуск и посадку БЛА, полет по заданному маршруту в ручном режиме управления или в автоматическом режиме по заранее заложенной программе, ведение разведки, выдачу данных целеуказания на огневые средства, работу в качестве воздушной мишени для ЗРК и т.п. Полеты проводились в Ориссе и на других полигонах. А в июле 1999 г. СВ Индии впервые применили БЛА «Нишант» в боевой обстановке в ходе известного Каргильского вооруженного конфликта на индо-пакистанской границе в штате Джамму и Кашмир. Беспилотник использовался для разведки групп боевиков, выявления закрытых позиций пакистанской крупнокалиберной (203-мм) артиллерии (ВС Пакистана оказывали серьезную поддержку боевикам личным составом и обеспечивали огневую поддержку) и высокоточных РЛС контрабатарейной борьбы AN/TPQ-36/37, поставленных из США. Затем разведданные передавались на индийские батареи ствольной и реактивной артиллерии, а также для нанесения авиационных бомбоштурмовых ударов.

Тем не менее, достаточно медленное продвижение процесса постановки данной системы на вооружение индийских Сухопутных войск (к 2001-2002 гг. индийская компания сумела произвести только пять машин, да к тому же имеющих огромный набор недостатков) еще раз вынудило командование последних подписать контракт на закупку израильских БЛА «Серчер» Mk II (Searcher Mark II). К тому же, полученный в ходе первого боевого применения аппаратов результат оказался ниже ожидаемого, поскольку характеристики «Нишанта» не удовлетворили индийских генералов. Особенно неудовлетворительно этот беспилотник показал себя в высокогорных районах. Командование СВ в категоричной форме отказалось использовать эти БЛА в районах высокогорья до тех пор, пока все недостатки не будут устранены. Причем сухопутчики сразу же приняли решение закупить у израильской компании «IAI» до полутора сотен БЛА типов «Серчер» I/II и «Херон» (Heron), а в 2003 г. еще и был объявлен тендер на 16 БЛА ближнего радиуса действия стоимостью 87 млн долл.

Однако, согласно опубликованным в индийской печати данным, в начале 2004 г. после устранения с помощью израильских специалистов всех выявленных ранее недостатков DRDO все же приступила к мелкосерийному производству «Нишанта». В то же время 15 ноября 2004 г. командование СВ Индии выдало компании ADE заказ на 12 БЛА этого типа. Стоимость одного «Нишанта» была определена в 3,5 млн долл., однако позже закупочная стоимость БЛА выросла до 4,47 млн долл. Официальный представитель МО Индии заявил, что командование СВ планирует использовать БЛА для разведки и наблюдения в горных районах Джамму и Кашмира.

Согласно контракту, СВ Индии должны были уже к концу 2006 г. получить четыре БЛА и соответствующее наземное оборудование. И только после получения первой партии и ее быстрой обкатки армейское командование обязалось перечислить компании-разработчику средства на остальные восемь машин и недостающее оборудование. Дело в том, что армейские генералы на тот момент все еще подозрительно относились к этой разработке и желали сначала убедиться в том, что все недостатки устранены, прежде чем вкладывать свои деньги. Причиной тому был печальный опыт индийских военных – один «Нишант» разбился в ходе проводившейся в мае 2002 г. операции «Пракрама», когда индийские войска были приведены в состояние повышенной боеготовности вследствие очередного обострения отношений с Пакистаном, а в район границы были переброшены дополнительные воинские контингенты.

Дальнейшие события показали, что опасения индийских генералов насчет «беспокойного» беспилотника были не напрасны – в итоге в войска удалось поставить, как утверждают зарубежные источники, только четыре БЛА, которые к настоящему времени потеряны в ходе полетов. Позже на одной из выставок вооружений в Индии компания-разработчик демонстрировала модернизированный вариант БЛА «Нишант», имевший более «сглаженные» формы и усовершенствованный состав БРЭО, однако, судя по всему, работы по данной теме развития не получили, а командование СВ и ВВС Индии решило положиться на проверенные временем и боями израильские беспилотники.

 

Летно-технические характеристики БЛА «Нишант»

 

Вес, кг            360-375

Длина, м        4,63

Размах крыла, м        6,64

Вес полезной нагрузки, кг  45

Максимальная высота полета, м    4000

Продолжительность полета, часов            4,5-5

Дальность полета, км          100-160

Скорость полета, км/ч         110-185

Крейсерская скорость полета, км/ч           125-150

 

 

 

 

В материале использованы фотографии Владимира Щербакова, ВС США, МО Индии, DRDO, HAL, IAI, ROTAX, а также с сайтов www.defence.pk, http://356007295890291112.weebly.com и www.livefistdefence.com.

 

 

 

ФОТО

 

Фото

Подпись

01

(ЗАСТ)

БЛА «Нишант» на пусковой установке. «Аэро Индия 2011»

02

Сержант Дэн Фелпс из 2-го батальона 27-го пехотного полка 25-й пехотной дивизии СВ США запускает БЛА RQ-11 «Рэйвен». Ирак, 22 ноября 2006 г.

03

Пуск модернизированной воздушной мишени «Лакшья» II

04

Запуск ракеты «Нирбхай», использующейся для имитации скоростных воздушных целей

05

А так может выглядеть перспективный БЛА, разработка которого ведется, по некоторым данным, на базе ракеты-мишени «Нирбхай»

05_1

Мультироторный микро-БЛА «Нетра»

06

БЛА «Нишант» на выставке «Дефэкспо Индия 2009»

06_1

Боевой расчет выполняет запуск БЛА «Нишант»

06_2

Пусковая установка – катапульта для БЛА «Нишант» на восьмиосном автомобильном шасси. «Аэро Индия 2011»

07

БЛА «Панчи» является вариантом БЛА «Нишант» с колесным шасси

08

Активизация работ по «большим» разведывательным и ударным БЛА в Индии обусловлена аналогичными работами в соседнем Пакистане. Так, ВВС Пакистана имеют на вооружении тактические разведывательные БЛА семейства «Джасус» II (Jasoos II, в переводе – «Разведчик»), выпускаемые местной компанией «SATUMA» (Surveillance And Target UnManned Aircraft)

09

БЛА «Растом-1» на военном параде в честь Дня Республики Индия. Дели, январь 2012 г.

10

Беспилотный вертолет типа NRUAV для национальных ВМС разрабатывается индийскими специалистами на базе вертолета «Четак» совместно с израильскими коллегами. Он будет оснащаться поисковой РЛС, оптико-электронной системой, станцией радиоразведки и пр.

10_1

Рекламная листовка по БЛА типа NRUAV подразделения «Малат» израильской компании «IAI»

11

БЛА «Растом-1» был представлен в экспозиции DRDO на выставке «Аэро Индия 2011»

11_1

Макет ПТУР «Наг», которую недавно приспособили для применения на БЛА «Растом-1»

11_2

БЛА «Растом-1» во время испытательного полета 21 мая 2011 г.

12

Макет модернизированного БЛА «Нишант», представленный на выставке «Аэро Индия» в 2011 г.

12_0

Впервые макет БЛА «Растом-2», тогда еще под обозначением «Растом», был показан на выставке «Аэро Индия» в 2009 г.

12_1

БЛА «Растом-2» во время рулежек.

12_2

Двигатель Rotax 914

13

БЛА «Херон» индийских ВВС, рухнувший во время наблюдательного полета у деревни Манкунка, что в 40 км от города Бхудж округа Кач штата Гуджарат. Ноябрь 2014 г., кадр из новостей индийского ТВ.

13_1

Он же. Фото с сайта www.livefistdefence.com

14

Модельный ряд беспилотников индийской разработки на выставке «Аэро Индия 2011». На переднем плане видна мишень «Лакшья», за ней видны БЛА «Растом-2» и «Нишант», а внизу можно увидеть малые беспилотники, включая «Империал Игл» (Imperial Eagle), расположенный дальше всех

15

Израильский БЛА типа «Серчер» Mk II из состава ВС Индии на военном параде в Дели в 2011 г.

16

Предположительный вид индийского перспективного ударного БЛА