Летающий автомобиль становится реальностью
В ходе международного автосалона, проводившегося во Франкфурте в сентябре 2017 года, созданная семь лет назад словацкая компания «АэроМобил» (AeroMobil) впервые представила последний вариант прототипа своего летающего автомобиля «Аэромобиль 4.0» (AeroMobil 4.0), который кроме подушек безопасности оснащен еще и парашютом. И это отнюдь не лишнее – в 2015 году «Аэромобиль» варианта 3.0 во время летных испытаний упал с высоты около 300 метров, но пилотировавший ее дизайнер машины Штефан Клейн (Stefan Klein) благодаря эффективной системе безопасности остался невредим. Машина, в создании которой активную помощь оказывало правительство Словакии, должна поступить в продажу в 2020 году по цене около 1,2 млн евро, а ее масса составляет 960 кг. «Аэромобиль» в новом варианте – а до этого, начиная с 1990 года, были еще четыре версии – оснащается 2-литровым четырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом, способен развивать максимальную скорость на земле – 160 км/ч, а в воздухе – 360 км/ч, тогда как его запас хода составляет 700 км в наземном режиме и 750 км – в «летающем». По данным разработчика, автоматический переход из одного режима в другой занимает всего три минуты, разгон до 100 км/ч происходит за 10 секунд, а для взлета машине нужно всего 500 метров.
Свой летающий автомобиль уже проектируют и в России. В частности, подмосковная компания «ПромСервис» предлагает свою разработку, предназначенную для пассажирских и грузовых перевозок массой до 1000 кг. При этом машину планируется оснастить автономной системой управления с возможностью перехода на ручной режим. А в Дубае до конца 2017 года планируют запустить не просто летающее, но и даже беспилотное такси в коммерческую эксплуатацию. В этом качестве должен выступить мультикоптер 2Х (бывший VC200), разработанный немецкой компанией «Велокоптер» (Velocopter, ранее – E-Volo) и оснащенный 18 воздушными винтами, приводимыми от электромоторов.
Машина, в конструкции которой широко используются композиты, может преодолевать расстояние 27 км со скоростью 70 км/ч или же совершать полет длительностью 27 минут со скоростью 50 км/ч. Правда, это все же не летающий автомобиль, а обычное авиатакси на базе мультикоптера достаточно необычной конструкции. Но кто сказал, что потом нельзя будет приделать ему колеса и заставить его двигаться по дорогам?
В общем, как и в случае с подводными лодками, космическими аппаратами, лазерами и многими другими образцами некогда необычной техники летающий автомобиль тоже шагнул со страниц фантастических произведений в реальную жизнь. Впрочем, как водится, наиболее активно работами по данной теме в первую очередь заинтересовались военные.
Кертис, Уотерман и Фантомас
Можно с уверенностью сказать, что наши читатели в основной своей массе впервые столкнулись с «летающими автомобилями» в кино – именно такие средства передвижения помогали сбежать от погони главным злодеям в кинофильмах «Фантомас разбушевался» (1965 г.) и «Человек с золотым пистолетом» (1974 г.). Причем, если в первом случае Фантомас сбежал от комиссара Жюва и журналиста Фандора на легенде мирового автопрома, автомобиле «Ситроен» DS (Citroën DS), который трансформировался в самолет (он оснащался выдвижными крылом и хвостовым оперением, а также дополнительной силовой установкой), то в девятом фильме официальной «Бондианы» наемный убийца Скараманга удирает от Джеймса Бонда на автомобиле, к которому пристыковывается комплект из силовой установки, крыла и хвостового оперения. Что-то вроде современных навесных комплектов, благодаря которым обычные авиабомбы превращаются в корректируемые или управляемые.
Впрочем, практическая попытка реализовать идею «летающего автомобиля» была предпринята намного раньше – известный американский инженер и изобретатель Гленн Хаммонд Кертис, стоявший у истоков создания авианосной авиации ВМС США и спроектировавший не один серийный гидросамолет, построил и испытал свой «Автоплан Кертиса» (Curtiss Autoplane) еще в 1916-17 годах. Британский журнал «Flight International» впервые подробно писал об этом уникальном образце в выпуске от 15 марта 1917 года.
«Автоплан Кертиса» представлял собой трехместный четырехколесный автомобиль-триплан с размахом наибольшего крыла 12,2 м, имевший переднее горизонтальное и двухбалочное хвостовое оперение и оснащавшийся поршневым 100-сильным двигателем Curtiss OXX-3 и четырехлопастным толкающим воздушным винтом. Среднее и верхнее крылья оборудовались элеронами, а хвостовое оперение имело руль направления и рули высоты.
Впрочем, попытка Кертиса оказалась не особенно успешной. По утверждению современников, его «Автоплан» совершил ряд непродолжительных «подлетов», но устоявшегося полета выполнить так и не смог и потому особого интереса ни у кого не вызвал. Однако это отнюдь не помешало тому, что у Кертиса, получившего патент США на свой «летающий автомобиль» в 1919 году, появилось множество последователей. Следующим известным образцом «летающего автомобиля» стал двухместный «Стреломобиль Уотермана» (Waterman Arrowbile).
На этот раз все началось в 1932 году, когда инженер и пионер авиации Уолдо Дин Уотерман, ранее сотрудничавший с Гленном Кертисом, построил опытный самолет с низко расположенным крылом, но без хвостового оперения и оснащенный толкающим винтом. Аппарат получил прозвище «Whatsit», произошедшее от выражения «What is it», в переводе «Что это такое?», которым сопровождались все репортажи о нем (на русский можно перевести как «Штуковина»), и представлял собой некий гибрид самолета и автомобиля, способный, по замыслу разработчика, не только летать, но и свободно перемещаться по суше. Однако первые же его испытания выявили ряд недостатков. Постоянно случались аварии и поломки, поэтому конструктору пришлось на время оставить свое детище. Ровно до того момента, когда Юджин Видал, руководитель только что созданного Бюро авиационной торговли Министерства торговли США, объявил о конкурсе по теме AB-205 на разработку небольшого, стоимостью всего 700 долл., самолета (так называемого «flivver»).
В 1934 году было объявлено о том, что для дальнейшей проработки выбраны два проекта. Одним из них был «Стрелоплан» (Arrowplane) конструкции Уотермана, в основу которого была положена его «Штуковина», а вторым победителем стал Y-1S компании «Стирман-Хэммонд Эркрафт Корпорейшн» (Stearman-Hammond Aircraft Corporation). Позже оба аппарата вновь встретились – в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института (США). «Стрелоплан» представлял собой двухместный кабинный высокоплан, не имевший хвостового оперения и получивший трехопорное неубирающееся шасси. Самолет оснащался рядным четырехцилиндровым поршневым двигателем воздушного охлаждения Menasco C-4 мощностью 95 л.с. и толкающим воздушным винтом.
Впрочем, это был все же самолет – передвигаться по дорогам, как автомобиль, он не мог, однако вдохновленный первым успехом Уотерман решает организовать в Санта Монике компанию «Уотерман Эрроуплейн Корпорейшн» («Waterman Arrowplane Corporation») и приступить к созданию «дорожного» варианта своего «Стрелоплана». Новый аппарат и стал тем самым «Стрелобилем», с которого мы начали разговор. Над новой машиной пришлось серьезно поработать. В частности, понадобилась специальная трансмиссия – она приводила в движение воздушный винт в полете и заднюю пару колес при движении по дороге. Причем сертифицировать «Стрелобиль» необходимо было как в Бюро по авиационной торговле, так и в автомобильных департаментах штатов.
Уотерман максимально использовал в своем аппарате автомобильные комплектующие: 100-сильный двигатель, радиатор, стартер, генератор и другие элементы конструкции от «Студебекера», решетку радиатора и блок редуктора от «Форда», руль от «Остина» и фары, тормоза и дифференциал от «Виллиса». От самолета ему достались магнитный компас, указатель воздушной скорости и высотомер (размещались на приборной панели), а также небольшая штурвальная колонка, которая крепилась к крыше (потолку) непосредственно перед летчиком-водителем и использовалась также для управления носовой стойкой шасси. Ногами летчик-водитель управлял тормозами шасси (колес), педалью акселератора и кнопкой стартера. Для перевода из самолетного положения в автомобильное необходимо было снять высоко расположенное подкосное крыло (консоли снимались отдельно), а также воздушный винт. Для перевода в обратное положение винт и крыло пристыковывались обратно.
21 февраля 1937 года «Стрелобиль» поднялся в воздух, продемонстрировав достаточно хорошую управляемость и стабильность в полете. Однако стоимость машины получалась весьма приличной по тем временам – не менее 3000 долл. И все же Уотерман возлагал на свой аппарат, который был зарегистрирован в Калифорнии как «мотоцикл», большие надежды, тем более что компания «Студебекер» («Studebaker») вскоре приобрела компанию Уотермана и разместила в ней заказ на постройку пяти таких «летающих автомобилей». Уотерман построил три машины, которые получили сертификат ограниченной летной годности и в сентябре 1937 года совершили перелет из Санта Моники в Кливленд для участия в национальных авиагонках. Первый аппарат совершил вынужденную посадку в Аризоне и был поврежден, но два остальных ежедневно участвовали в полетах.
Однако, вскоре ввиду отсутствия четких перспектив на гибрид самолета и автомобиля компания «Студебекер», за чей счет и шли в основном работы по «Стрелобилю», финансирование прекратила, но Уотерман в 1940 году выкупил недостроенный четвертый аппарат, а пятую машину приобрел Уильям Стаут, проводивший аналогичные работы в интересах американской компании «Консолидейтид Валти Эркрафт» («Consolidated Vultee Aircraft», позже «Конвэр» («Convair»)). В годы войны компания предложила создать «летающий автомобиль» для подразделений «коммандос», однако понимания у военных не нашла.
Уже после Второй мировой войны под руководством Теодора Холла в компании был реализован проект «летающего автомобиля». Первый образец, созданный в сотрудничестве с Томми Томсоном, получил название «Летающий автомобиль» Модель 116 (Convair Model 116 Flying Car) и даже попал на страницы апрельского номера журнала «Популярная механика» за 1946 год. Это был двухместный трехколесный автомобиль, оснащенный двигателем мощностью 26 л.с. и отделяемым комплектом из крыла и хвостового оперения, а также сборкой двигатель (Franklin 4A4 мощностью 90 л.с.) и тянущего двухлопастного деревянного воздушного винта. «Летающий автомобиль» поднялся в воздух 12 июля 1946 года, совершил затем 66 испытательных полетов, но дальнейшие работы развернулись в направлении создания более вместительного и мощного аппарата.
Новая машина получила название «КонвЭйрКар» Модель 118 (Convair Model 118 ConvAirCar, другое название – «Hall Flying Automobile», т.е. «Летающий автомобиль Холла») и представляла собой полноценный летающий автомобиль – четырехместный автомобиль оснащался двигателем «Кросли» (Crosley) мощностью 25 л.с. для передвижения по земле и навесным комплектом из крыла, хвостового оперения и шестицилиндрового двигателя Lycoming O-435C мощностью 190 л.с., приводившего во вращение тянущий трехлопастный винт. Первый прототип (рег. №NX90850) был облетан летчиком-испытателем Рубеном Снодграссом 15 ноября 1947 года, но уже 18 ноября машина потерпела аварию – в полете кончилось топливо и летчик пошел на вынужденную посадку. Компания восстановила и доработала прототип и вновь приступила к летным испытаниям, рассчитывая, что на машину, стоимость которой оценивалась в 1500 долл., поступит до 160 тыс. заказов.
Однако проект оказался провальным – интереса не вызвал и был закрыт. Равно как не получили развития и другие проекты «авиаэкзотики», к которой после Второй мировой войны резко потеряли интерес и военные, и простые любители. Например, такие как еще один проект компании «Конвэр», доставшийся ей вместе с активами «Консолидейтид Эркрайт» («Consolidated Aircraft») и известный широко под прозвищем «Беременная Гуппи» (Pregnant Guppy). Это был летательный аппарат с элементами автомобиля, который в 1937 году построил конструктор Джозеф М. Гвинн (Gwinn). По его фамилии машина получила название «Аэрокар Гвинна» (Gwinn Aircar), а уже после Второй мировой войны инженеры «Конвэр» доработали ее, построив в 1945 году «Аэрокар» Модель 111 (Convair Model 111 Air Car). Но, как вскоре выяснилось, технических недочетов у нее было больше чем достоинств, не говоря уже о том, что «Аэрокар Гвинна» 23 августа 1938 года стал причиной гибели двух человек – известного летчика-рекордсмена Фрэнка Монро Хокса (Frank Monroe Hawks) и потенциального покупателя…
Впрочем, Уотерман продолжил работы по теме летающих автомобилей и в конечном итоге, используя имеющийся четвертый «Стрелобиль» и комплектующие от недостроенной шестой машины, построил аппарат, получивший вначале название «Эрроубиль №6» («Стрелобиль №6», Arrowbile #6), а затем переименованный в «Аэробиль» (Aerobile). Данная машина отличалась несколько модифицированной конструкцией, включая фюзеляж увеличенного размера из сварных стальных труб и алюминиевой обшивкой, стреловидное металлическое крыло с деревянными лонжеронами и полотняной обшивкой, а также послевоенный автомобильный мотор «Такер» (Tucker) компании «Франклин» («Franklin»).
В 1957 году «Аэробиль» получил регистрационный номер N-54P – в категории экспериментальных самолетов, но к тому времени спрос на подобные машины исчез вовсе. 24 марта 1961 года он занял место в экспозиции Национального музея авиации и космонавтики США, где и находится сегодня.
Идеи инженера Кристи
Примечательно, что эпидемия «летающей техники» не обошла стороной и нашу страну. Даже в кино недавно появился свой вариант «супер-автомобиля»: в фильме «Черная молния» главный герой владеет летающей «Волгой» ГАЗ-21. Однако в СССР пошли дальше всех – в первой половине прошлого века для РККА попытались создать «летающий танк» КТ. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что первыми идею «летающего танка» предложили все же за границей – известный американский инженер и конструктор Джон Уолкер Кристи предложил в роли такового танк М1932. Подробно данное изобретение было рассмотрено в июльском номере журнала «Современная механика и изобретения» («Modern Mechanics and Inventions») за 1932 год.
«Только представьте себе, что два грозных средства современной вооруженной борьбы – самолет и танк – объединяться в одну ужасную машину разрушения! – читаем в статье, посвященной «летающему танку» Кристи. – Звучит как фантастическая идея, но для Армии Дяди Сэма она уже быстро начинает приобретать реальные черты… Дж. Уолкер Кристи, известный разработчик танков для Армии США, в строгой секретности работает над самым революционным военным изобретением со времени появления пороха – танком, летающим столь же быстро, как и бомбардировщик, а после того, как на земле будет снято крыло, развивающим скорость до 70 миль в час!».
Танк М1932 имел массу около 4000 кг и был безбашенным, а конструктивно выполнялся из стали и дюралюминия. Вооружение танка – 75-мм пушка и несколько пулеметов, силовая установка – двигатель мощностью 1000 л.с., который должен был обеспечивать танку движение на земле и в воздухе.
«Летучесть» танку Д.У. Кристи намеревался обеспечить за счет навесного комплекта с двумя крыльями, расположенными по бипланной схеме (на верхнем крыле располагался четырехлопастный воздушный винт), и хвостовым оперением – при своих великолепных скоростных качествах танк, по его мнению, мог легко преодолевать различные препятствия (реки, овраги, укрепленные линии и пр.), или же танк с подобным «крылатым» комплектом можно было доставлять на большие расстояния самолетом, сбрасывая его на бреющем полете. Сброс навесного комплекта водитель танка мог, по мнению конструктора, осуществляться одним нажатием рычага.
Считалось, что «летающие танки» позволят изменить сам ход современной войны, позволят американским войскам применить новую, более эффективную стратегию. «Окопная война, бывшая важной составляющей Мировой войны (речь о Первой мировой войне – прим. В.Щ.), станет почти невозможной ввиду того, что пехота ни одной страны в мире не сможет противостоять испепеляющему огню сотни «летающих танков», которые спустятся с небес прямо между траншеями противоборствующих сторон, - пишет журнал «Современная механика и изобретения». – При этом «летающий танк» - не такая уж и гротескная идея, как может показаться на первый взгляд. В последней войне никто даже не мог и подумать о том, что танк может летать по воздуху, как заправский самолет – с крылом и авиационным мотором».
Сам Кристи главной проблемой считал обеспечение своему танку взлета.
«Самая серьезная проблема – взлет, – говорил Д.У. Кристи корреспонденту журнала «Современная механика и изобретения». – Некоторые из моих друзей-авиаторов сообщили, что многим армейским самолетам для взлета требуется три четверти мили подготовленной ВПП, и, по их мнению, для моей машины потребуется еще больше пространства. Есть и те, кто считает, что мой танк и вовсе не сможет оторваться от земли. Но после трех лет экспериментов я готов спорить с этими заявлениями. Решение таково: моя машина сможет разогнаться до взлетной скорости еще на земле. На участке длиной 100 ярдов (91,4 м – прим. В.Щ.) танк сможет развить такую скорость, чтобы в момент переключения двигателя с колес на воздушный винт он мог оторваться от земли – вне зависимости от того, по какой поверхности танк движется».
На следующем этапе Кристи намеревался создать комплекс в составе самолета-носителя и собственно танка – первый должен был доставлять танк к месту боя, а затем возвращаться на базу за следующей бронированной машиной. Причем данную концепцию предлагалось применить и для развития гражданских авиаперевозок – самолеты должны были доставлять из провинции в крупные аэропорты-хабы некие «вагончики», в которых размещались пассажиры и мелкие грузы, которые затем уже отправлялись в полноценный полет на больших авиалайнерах.
Однако ни та идея, ни другая на практике реализованы в США так и не были. А вот в СССР концепция «летающего танка» в реальную конструкцию все же была воплощена, пусть в серию это «чудо-оружие» и не пошло.