Ваша реклама могла бы быть тут

МиГ-29К рывок сквозь время

Владимир Щербаков

Российский истребитель корабельного базирования МиГ-29К принадлежит к числу тех самолетов, судьба которых чем-то напоминает историю легендарной птицы Феникс. Взявшая старт еще в бытность Советского Союза программа создания принципиально нового для отечественной военно-морской авиации самолета – палубного базирования с трамплинным взлетом и посадкой на аэрофинишер – после распада страны едва не канула в Лету, но в начале нового тысячелетия возродилась. Сначала в интересах иностранного заказчика, а теперь с МиГ-29К связывают будущее палубной авиации и российского Военно-морского флота.

Первая попытка

История сегодняшних «корабелок» МиГ-29К и МиГ-29КУБ уходит в далекие 1970-е годы – еще в 1978 г. руководство Московского машиностроительного завода имени А.И. Микояна, предшественника нынешней РСК «МиГ», выступило с предложением о создании на базе фронтового истребителя четвертого поколения МиГ-29 истребителя корабельного базирования МиГ-29К, который наряду с тяжелым Су-27К планировалось включить в состав авиагруппы перспективного тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143.5 (головной корабль в серии сегодня известен как ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»).

При этом корабельный 29-й должен был, кроме всего прочего, отличаться усилением отдельных элементов конструкции, необходимых для безопасного выполнения катапультного взлета и посадки на аэрофинишер (усиливалась, в частности, стойка шасси, а также устанавливался посадочный гак), а также увеличенным запасом топлива во внутренних баках (4000 кг против 3650 кг у «стандартного» МиГ-29) и возможностью подвески – дополнительно к подфюзеляжному – еще и двух подкрыльевых ПТБ емкостью по 800 л, что увеличивало запас топлива до 6500 кг. При этом в варианте с четырьмя УР «воздух – воздух» нормальная взлетная масса истребителя должна была составить 15570 кг, а максимальная взлетная масса – 18210 кг (по УР средней (К-27) и ближней (К-73) дальности и три ПТБ). Боевой радиус действия без (с одним/тремя) ПТБ – 850 (1050/1300) км, причем на удалении 250 км от авианосца истребитель мог патрулировать в течение 96-138 минут. Типовой вариант боевой нагрузки определялся как четыре УР типа К-27, две УР типа К-73 и 150 патронов на встроенную пушку ТКБ-687. Силовая установка оставалась прежней, а применявшаяся на «сухопутном» истребителе система РСБН подлежала замене на специальную радиосистему привода и обеспечения посадки на корабль.

Проект «микояновцев» был одобрен – в составе авиагруппы перспективного ТАВКР планировались иметь 18 Су-27К и 28 МиГ-29К с катапультным стартом, плюс 14 вертолетов. Однако, через три года ситуация кардинально изменилась – усилиями «противников настоящих авианосцев» Генштаб ВС СССР выпустил директиву, требовавшую существенно снизить водоизмещение ТАВКР и снять с него катапульты, отдав самолетную часть авиагруппы на откуп «вертикалок» Як-141. Для взлета последних с максимальной боевой нагрузкой и решили соорудить хорошо нам всем известный по «Кузнецову» трамплин. Впрочем, руководители предприятий-разработчиков при поддержке командования ВВС внесли предложение оставить МиГ-29К и Су-27К на корабле, но уже в варианте с трамплинным взлетом и посадкой на аэрофинишер, в связи с чем, летом 1981 года было принято решение провести испытания данных истребителей по отработке укороченного взлета с наземного имитатора корабельного трамплина. Летом следующего года такие испытания состоялись на экспериментального трамплина Т-1, спроектированного Невским ПКБ, построенного на Николаевском судостроительном заводе и установленного на расположенном в Крыму комплексе НИТКА. Трамплин имел длину 60 м, высоту 5 м, ширину 30 м и угол схода 8,5°, испытания на нем проходили доработанные седьмой летный МиГ-29 (№918) и третий Су-27К (Т10-3).

Первый выполнил взлет с трамплина 21 августа 1982 г. (летчик-испытатель А.Г. Фастовец; взлетная масса самолета – 12000 кг, длина разбега – 250 м, скорость схода с трамплина – 240 км/ч), а второй – неделю спустя (летчик-испытатель Н. Ф. Садовников; взлетная масса самолета – 18200 кг, длина разбега – 230 м, скорость схода с трамплина – 232 км/ч). Всего было выполнено 32 полета, в ходе которых длину разбега МиГ-29, масса которого доходила до 14500 кг, удалось снизить до 150 м, а скорость схода с трамплина до 180 км/ч. По результатам испытаний было принято решение доработать трамплин, а тем временем самолеты отработали посадку на посадочный блок БС-П-1 с макетом корабельного аэрофинишера «Светлана-2», длина пробега на котором у истребителей сокращалась до 90 м.

Второй этап испытаний прошел в 1984 г. – уже на новом трамплине Т-2, имевшем длину 53,5 м, высоту 5,6 м, ширину 17,5 м и угол схода 14,3°. Первым взлет 25 сентября выполнил на Т10-25 летчик-испытатель Н.Ф. Садовников, а 1 октября летчик-испытатель В.Е. Меницкий поднял с трамплина и МиГ-29. Кроме трамплина и аэрофинишера на комплексе НИТКА проходили испытание оптическая система посадки «Луна-3», приводной радиолокационный комплекс и радиотехническая система ближней навигации и посадки. Отрабатывались ночные посадки и пр. Позже МиГ-29/№918 под обозначением МиГ-29КВП (короткого взлета и посадки) можно было видеть в экспозиции авиасалона «Мосаэрошоу-92» - предшественнике нынешнего МАКСа.

В целом испытания подтвердили возможность применения самолетов МиГ-29 и Су-27 с корабля, оснащенного носовым трамплином и аэрофинишером, в результате чего в 1984 г. на ММЗ имени А. И. Микояна под руководством Генерального конструктора Р. А. Белякова на базе модернизированного МиГ-29М началось проектирование корабельного истребителя МиГ-29К («изделие 9-31»; главный конструктор – М. Р. Вальденберг). 23 апреля 1988 г. первый прототип, бортовой №311, совершил первый взлет под управлением Т.О. Аубакирова – летчика-испытателя ММЗ имени А. И. Микояна, в сентябре-октябре 1989 г. он прошел испытания на комплексе НИТКА, а 1 ноября 1989 г. он же посадил МиГ-29К на палубу ТАВКР «Тбилиси» (первым на его палубу сел Су-27К (Т10К-2) под управлением летчика-испытателя В.Г. Пугачева). В тот же день вечером он выполнил и первый взлет с корабельного трамплина. Летно-конструкторские испытания были успешно завершены 22 ноября 1989 г., а уже в ходе заводских ходовых испытаниях ТАВКР в следующем году летчик-испытатель А. Н. Квочур на МиГ-29К совершил первые ночные посадку, взлет с корабля и взлет (днем) с четырьмя УР.

Начатые впоследствии государственные испытания МиГ-29К также шли достаточно успешно, но в итоге по целому ряду причин в качестве истребителя авиагруппы ТАВКР проекта 1143.5 был выбран Су-27К, получивший обозначение Су-33. После 1992 г. испытания МиГ-29К не проводились и были возобновлены только в 1996 г., однако новый толчок данной программе смог дать только контракт с ВМС Индии на модернизацию ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и создание одновременно с этим модернизированного варианта МиГ-29К и его двухместной модификации МиГ-29КУБ, работы по которой ранее, кстати, активно не велись – в конце 1980-х годов проводилась только проработка двухместного варианта МиГ-29УБ (построили лишь продувочную модель МиГ-29КУ и полноразмерный макет головной части корпуса).

Индийский контракт

20 января 2004 г. между Военно-морскими силами Индии и Российской самолетостроительной корпорацией «МиГ» был подписан комплексный контракт на поставку индийским ВМС многофункциональных истребителей корабельного базирования в одноместном, МиГ-29К («корабельный»), и двухместном, МиГ-29КУБ («корабельный, учебно-боевой»). Данный контракт стал составным элементом более важного и всеобъемлющего российско-индийского межправительственного соглашения по вопросам военно-технического сотрудничества, которое было заключено между нашими двумя странами 4 октября 2000 г. Стоимость контракта эксперты оценили в 740 млн. долл. (в частности, именно такая цифра указана в пресс-релизе Министерства обороны Индии от 22 декабря 2004 г.).

Примечательно, что подписание первого в истории программы МиГ-29К/КУБ контракта на поставку серийных машин произошло в юбилейный для «корабелки» микояновской фирмы год – ведь ровно за 20 лет до этого, в 1984 г., после успешного завершения на тренажерном комплексе НИТКА летных испытаний (программы исследований) переоборудованных под трамплинный взлет и аэрофинишерную посадку серийных истребителей МиГ-29 и Су-27, совместным решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР руководству Московского машиностроительного завода имени А.И. Микояна и Машиностроительного завода имени П.О. Сухого была поручена разработка соответственно легкого и тяжелого истребителей корабельного базирования – МиГ-29К и Су-27К. Первый должен был решать задачи ПВО в ближней зоне и наносить удары по надводным и береговым целям, а на второй возлагалось преимущественно дальнее истребительное прикрытие авианосной группы и завоевание господства в воздухе.

Контракт с РСК «МиГ» от 2004 г. предусматривал выполнение следующих работ: разработку, производство, испытания и передачу индийскому заказчику в период 2007-09 гг. двенадцати одноместных самолетов МиГ-29К и четырех двухместных МиГ-29КУБ, а также проведение соответствующего обучения летчиков и технического персонала авиации ВМС Индии, обеспечение нашего стратегического партнера по военно-техническому сотрудничеству необходимыми тренажерами, запасными частями и организацию сервисного обслуживания поставленных самолетов на базе заказчика. Дополнительно контрактом была предусмотрена возможность приобретения в срок не позднее 2015 г. по опциону еще до 30 машин данного типа, который был переведен заказчиком в твердый контракт в 2010 г. (заказано 29 машин).

Следует при этом отметить, что контракт по МиГ-29К/КУБ стал составной частью более масштабного пакета документов стоимостью около 1,5 млрд. долл., в рамках которого Москва и Дели заключили также соглашение на проведение ремонта, модернизации и на последующую передачу ВМС Индии бывшего российского ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», создание для него соответствующей береговой инфраструктуры, а также обучение индийских моряков самостоятельной эксплуатации и боевому применению корабля. Работы по данной части комплексного договора ведутся на расположенном в Северодвинске, Архангельская область, Производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» («Севмаш»). В индийском флоте корабль будет носить имя «Викрамадитья» – в честь одного из легендарных древнеиндийских царей, правившего с 375 по 413 год, и в переводе с санскрита означает «всемогущий как Солнце». Контракт по авианосцу считается официально вступившим в силу 9 апреля 2004 г. (именно в тот день на «Севмаше» корабль был официально передан ВМС Индии), а сам корабль находится на верфи еще с 12 июля 1999 г.

Рождение заново

Одноместный МиГ-29К и «спарка» МиГ-29КУБ представляют собой, без преувеличения, настоящие многофункциональные истребители корабельного базирования поколения «4++», способные днем и ночью в любых погодных условиях и при активном радиоэлектронном противодействии со стороны противника эффективно решать достаточно широкий круг задач, возлагаемых сегодня на палубную авиацию:

  • противовоздушная оборона корабельных соединений — ведение дальнего ракетного воздушного боя и ближнего маневренного воздушного боя;
  • завоевание превосходства в воздухе и подавление авиации противника в районе действия своих сил и средств;
  • борьба с надводными кораблями и судами противника с использованием высокоточных управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения;
  • уничтожение береговых (расположенных в приморской зоне) объектов противника и обеспечение авиационного прикрытия своих сил и средств, привлекаемых к осуществлению морских десантных операций;
  • обеспечение боевых действий других родов авиации военно-морских сил (в том числе берегового базирования) на маршрутах их полета в район выполнения боевой задачи;
  • ведение воздушной разведки и наблюдения, а также
  • выполнение роли самолета-заправщика для однотипных самолетов — в случае дополнительного оборудования подвесным агрегатом заправки ПАЗ-1 МК производства НПП «Звезда» (устанавливается на место подвески подфюзеляжного дополнительного топливного бака).

Кроме того, МиГ-29КУБ предназначен, также для обеспечения тренировки и подготовки летчиков для одноместных палубных истребителей МиГ-29К. По данным компании-разработчика, базирование самолетов МиГ-29К/КУБ обеспечивается на авианесущих кораблях водоизмещением от 28000 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах.

К активным работам по перспективному палубному истребителю в компании приступили еще в 1999 г., хотя первые проработки облика самолета, предназначенного для авианосной авиации ВМС Индии, были выполнены в РСК «МиГ» еще в 1996 г., когда были возобновлены испытания первоначальной версии корабельного «МиГа». В конце 1990-х годов в компании приступили и к закладке первых агрегатов опытных МиГ-29К, а после подписания соответствующего соглашения в формировании облика нового самолета активное участие принимала и индийская сторона – в лице представителей Минобороны и ВМС.

В 2002 г. компанией были начаты испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ, для чего было задействовано в общей сложности восемь самолетов МиГ-29 нескольких модификаций. За период 2002-2006 гг. на них было выполнено около 700 полетов. Сборку новых истребителей было решено выполнять на территории Производственного комплекса №1 РСК «МиГ», расположенного в подмосковных Луховицах и недавно отметившего свое 60-летие. Напомним, что в последние годы здесь был введен в строй один из лучших в отечественном самолетостроении сборочных цехов, проведена радикальная модернизация станочного парка, активно внедряются новейшие технологии, что позволило поручить предприятию постройку самого современного семейства модификаций истребителей марки «МиГ» – корабельные МиГ-29К/КУБ, многофункциональные МиГ-29М/М2 и МиГ-35 для российского и зарубежных военных ведомств. Причем первыми представителями нового поколения МиГ-29, освоенного в производстве на предприятии в Луховицах, стали именно многофункциональные корабельные истребители МиГ-29К/КУБ. А в 2005 г. в соответствии с положениями подписанного контракта в России начала работу проектная группа в составе индийских специалистов, в задачу которой входит осуществление наблюдения и контроля за всеми этапами работ по программе и работа как с РСК «МиГ», так и с остальными предприятиями и организациями – субподрядчиками по данному проекту.

Новый самолет, главным конструктором которого стал Николай Николаевич Бунтин, является глубоко модернизированной модификацией МиГ-29К образца 1988 г. («изделие 9-31»), а его основными отличительными особенностями являются:

  • улучшенные эксплуатационные характеристики;
  • повышенная надежность агрегатов, систем и узлов самолета;
  • более низкая, почти в два с половиной раза, стоимость одного летного часа эксплуатации истребителя;
  • увеличенный более чем в два раза летный ресурс машины;
  • больший запас топлива и наличие системы дозаправки топливом в воздухе;
  • способность брать большую боевую нагрузку;
  • наличие новых двигателей, отличающихся увеличенными тягой и ресурсом, имеющих цифровую систему управления и оснащенных улучшенной системой защиты от попадания посторонних объектов;
  • новая бортовая интегрированная цифровая система управления полетом с четырехкратным резервированием;
  • современная кислородная система с бортовой кислорододобывающей установкой БКДУ-130 производства НПП «Звезда», отличающаяся полным отсутствием кислородных баллонов;
  • новые катапультные кресла К-36Д-3,5 класса «0–0» производства ОАО «Звезда»;
  • уменьшенная в несколько раз заметность самолета в радиолокационном диапазоне (меньшая ЭПР), что было достигнуто преимущественно благодаря широкому использованию радиопоглощающих покрытий и композиционных материалов;
  • наличие новой бортовой системы контроля и мониторинга;
  • улучшенная стойкость конструкций истребителя к коррозии;
  • способность выполнять роль самолета-заправщика (воздушного танкера).

Аэродинамика новых самолетов семейства МиГ-29К/КУБ не претерпела существенных изменений по сравнению с предшествующим вариантом, в основном они касаются конструкции и механизации крыла, взлетно-посадочных устройств и головной части фюзеляжа. Причем изменение механизации крыла, по заявлению разработчиков, преследовало собою цель улучшить управляемость самолета и повысить безопасность его полета при заходе на посадку на палубу авианосца. При создании планера, силовой установки и бортового оборудования российскими конструкторами были использованы самые современные технологии, а доля композиционных материалов в составе планера достигла 15%. Истребитель получил сварной стальной центроплан. Нашли применение и те специфические технические решения, которые настоятельно необходимы для эксплуатации самолета в корабельных (морских) условиях и которые уже прошли успешную апробацию на предыдущем варианте МиГ-29К, образца 1988 г.

Важным отличием новой «корабелки», позволившим существенно повысить боевой потенциал истребителя, стали современные силовая установка и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО).

В первом случае речь идет об уникальных двигателях РД-33МК, созданных на базе ТРДДФ РД-33 третьей серии, выпускаемого с 1995 г. для самолетов МиГ-29СЭ и МиГ-29СМТ. При этом полностью были сохранены такие достоинства базовой модели, как отсутствие ограничений по управлению самолетом в полете и высокий уровень устойчивости к внешним возмущениям. Работы по данной теме начались в ОАО «Климов» (ранее ФГУП «Завод имени В.Я. Климова») в 2001 г., а в 2006 г. предприятие изготовило первые четыре образца РД-33МК. Новая модификация двигателя получила название «Морская Оса» и в форсажном режиме имеет на 8% большую по сравнению с предшественником тягу (9000 кгс против 8300 кгс) и увеличенный до 4000 часов ресурс (против 2000 часов), имеет бездымную камеру сгорания и также оборудована цифровой системой управления FADEC «климовской» же разработки, которая управляет и силовым агрегатом и воздухозаборником. В том числе это позволяет более уверенно эксплуатировать новый истребитель на авианосцах в условиях жаркого морского климата. Имеется и ряд конструктивных особенностей: изменения коснулись конструкции вентилятора, компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбин высокого и низкого давления. Плюс к тому благодаря современным средствам диагностики силовой установки появилась реальная возможность перейти на ее эксплуатацию «по состоянию». Межремонтный ресурс двигателей остался прежним. Длина двигателя – 4230 мм, максимальный диаметр – 1040 мм, а сухая масса – 1145 кг. Двигатели имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надежностью и ресурсом.

По желанию индийского заказчика, БРЭО нового палубного истребителя, которое построено по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1533B, выполнено интернациональным по своему характеру.

Российские компании производят для самолетов МиГ-29К/КУБ следующие системы:

  • бортовую цифровую вычислительную машину;
  • радиолокационную станцию «Жук-МЭ», разработчиком и производителем, которой является ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР»;
  • оптико-локационную станцию;
  • систему целеуказания пассивным головкам самонаведения (ГСН) противорадиолокационных ракет, включенных в состав бортового комплекса вооружения истребителей;
  • наземную систему планирования (выработки полетного задания);
  • комплекс постановки пассивных помех — дипольных отражателей и тепловых ловушек — две кассеты по 16 патронов калибра 50 мм (установлены на мотогондолах под оперением) и др.

Системным интегратором определено ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро».

«Стеклянная» кабина истребителя – российского производства. Она представлена монохромным широкоформатным – с углом обзора 26° – индикатором на лобовом стекле самолета, а также тремя цветными многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами (ЖКИ) типа МФИ-10-7 на МиГ-29К и семью такими индикаторами – на учебно-боевом варианте самолета. При этом примененный на самолетах новый широкоформатный индикатор на лобовом стекле характеризуется высокой яркостью и способностью отображать также телевизионную информацию, что в итоге дает пилоту возможность осуществлять прицеливание посредством ИЛС в дневных и ночных условиях. В свою очередь, размеры ЖКИ, на которые выводится вся необходимая летчику информация, в том числе данные тактической обстановки и цифровая карта местности, составляют 6х8 дюймов (152,4х203,2 мм) при разрешении 1024х768 точек на дюйм. По словам главы «Технокомплекса», компании-производителя данных приборов, «это – современный уровень, он позволяет летчикам различать малоразмерные цели и точно прицеливаться».

Новая оптико-электронная обзорно-прицельная станция МиГ-29К/КУБ имеет увеличенную дальность обнаружения воздушных целей – до 60 км. Она разработана в НИИ прецизионного приборостроения (НИИ ПП), который ранее создавал аппаратуру только для космических систем.

Кроме того, разработчиком предусмотрена возможность установки на самолете контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для подсветки наземных целей, а открытая архитектура БРЭО позволяет по требованию заказчика устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства. Следует также отметить, что самолеты МиГ-29К/КУБ оснащаются встроенным автоматическим комплексом контроля и регистрации «Карат», бортовой системой видеорегистрации, компьютеризированной системой ввода полетного задания в комплекс БРЭО, а также автономной системой выработки энергии для наземных проверок оборудования без запуска основных двигателей.

В связи с интернационализацией БРЭО истребителей МиГ-29К/КУБ для ВМС Индии кроме российских систем в его состав включены и образцы авионики индийского, французского и израильского производства:

  • французская компания «Талес» (Thales) поставляет нашлемную систему целеуказания и индикации «ТопСайт И» (TopSight E);
  • другая французская компания — «Сажем Дифанс Секьюрите» (Sagem Defense Securite, входит в группу SAFRAN) — поставляет инерциальную навигационную систему (ИНС) «Сигма 95Н» (Sigma 95N) с приемником сигналов глобальной спутниковой навигационной системы ( GPS или ГЛОНАСС). ИНС построена на базе кольцевых лазерных гироскопов, процессора DSP, и имеет следующие характеристики: вес — не более 15 кг, габаритные размеры — 209×200×385 мм, наработка на отказ — не менее 5000 часов;
  • израильская компания «Элта» (Elta), согласно контракту, оснащает самолеты контейнером со станцией РЭП EL/ L-8222;
  • индийские же компании производят и поставляют для нового самолета корабельного базирования УКВ-радиостанцию, тактическую навигационную систему TACAN, систему госопознавания «свой-чужой», станцию предупреждения экипажа о радиолокационном облучении (комплекс радиотехнической разведки) «Таранг» (Tarang) совместной индийско-российской разработки, радиовысотомер, а также две радиотехнические системы ближней навигации (для самолетовождения в зоне и захода на посадку).

Интересным новшеством, внедренным на новом истребителе, стали флэш-карты для ввода полетного задания в бортовую систему управления самолета непосредственно перед вылетом. Кроме того, во время полета на нее же записываются основные параметры, которые затем могут быть использованы для более тщательного анализа полета (выполнения полетного задания).

Самолет имеет девять внешних узлов подвески, на которых он может нести – в зависимости от решаемых задач – следующие авиационные средства поражения:

  • УР класса «воздух-воздух»: средней дальности РВВ-АЕ (с активной радиолокационной ГСН) и самонаводящиеся Р-73Э для ближнего маневренного боя;
  • УР класса «воздух-поверхность»: противокорабельные ракеты с радиолокационными головками самонаведения Х-31А и  Х-35Э, а также противорадиолокационная ракета Х-31П;
  • корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр и  КАБ-500ОД;
  • неуправляемые авиационные средства поражения — обычные авиабомбы и неуправляемые авиационные ракеты.

Имеется также встроенная авиационная пушка ГШ-301 калибра 30 мм, боекомплект – 150 патронов.

Кроме того, при необходимости компания-разработчик может в достаточно сжатые сроки выполнить интеграцию в бортовой комплекс вооружения образцов западного или иного производства. Весьма вероятно, что арсенал МиГ-29К/КУБ будет расширен за счет новейших российских авиационных средств поражения, которые создавались в том числе и для оснащения самолета МиГ-35. Речь, в частности, может идти о ракете большой дальности класса «воздух–поверхность».

Для увеличения боевого радиуса имеется возможность подвески дополнительных топливных баков: емкостью 2150 литров – под фюзеляжем, и четырех баков емкостью по 1150 литров – под крылом. Выдвижная штанга дозаправки обеспечивает прием в воздухе топлива не только от российских, но и зарубежных самолетов-заправщиков, что существенно расширяет диапазон использования самолетов МиГ-29К/КУБ в Вооруженных силах Индии, не отличающихся однородностью вооружений, военной и специальной техники.

Для индийских моряков самолет корабельного базирования проектировался сотрудниками Инженерного центра «ОКБ имени А.И. Микояна» в двух вариантах:

  • одноместный многофункциональный палубный истребитель МиГ-29К («изделие 9–41»),
  • двухместный многофункциональный палубный истребитель и  учебно-боевой самолет МиГ-29КУБ («изделие 9–47»).

Причем унификация обоих вариантов составляет до 95%. Фактически, по словам представителей компании-разработчика, единственным существенным отличием является наличие на одноместном самолете вместо рабочего места второго члена экипажа дополнительного топливного бака, что увеличивает дальность полета. Фонарь же кабины на обеих модификациях – одинаковый, а по оборудованию и вооружению самолеты унифицированы на 100%.

Испытания

Первый полет нового истребителя – опытного МиГ-29КУБ (№947) – состоялся 20 января 2007 г. на аэродроме Летно-исследовательского института имени М. М. Громова в подмосковном Жуковском – самолет поднял в воздух экипаж в составе Павла Власова, ведущего летчика-испытателя по программе в РСК «МиГ», и Михаила Беляева. 25 июня 2007 г. в воздух поднялся и прототип одноместного истребителя МиГ-29К (№941). Данное событие ознаменовало собою начало летных испытаний самолетов МиГ-29К/КУБ и стало очередным шагом на пути к выполнению РСК «МиГ» взятых на себя обязательств, а 18 марта 2008 г. в воздух поднялся уже первый серийный МиГ-29К (№113). Самолет выполнил традиционные рулежки и пробежки на аэродроме летно-испытательного комплекса РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах, а затем – полет продолжительностью 42 минут в режимах, отработанных на опытном самолете.

Следующим этапом программы, больше относящимся к кораблю, стало испытание в сентябре 2008 г. на украинском комплексе НИТКА нового блока аэрофинишеров. Отметим, что на АВ «Викрамадитья» блок аэрофинишерного устройства, в отличие от ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», включает не четыре, а три троса. По расчетам специалистов и на основе испытаний предыдущей модификации МиГ-29К, трех тросов для МиГ-29К/КУБ вполне хватало на корабле, однако это необходимо было проверить на практике. Проверку новых аэрофинишеров, разработанных и изготовленных санкт-петербургским предприятием «Пролетарский завод», решено было выполнить с использованием опытного самолета МиГ-29К (№312), который был подключен РСК «МиГ» к программе испытаний новых МиГ-29К/КУБ.

После подписания между российским «Рособоронэкспорт» и украинским «Укроборонсервисом» контракта по вопросу организации и проведению испытаний новых аэрофинишеров, летом 2008 г. оборудование первого аэрофинишера было доставлено железнодорожным транспортом в Крым и смонтировано на территории комплекса НИТКА, а в середине августа туда прибыл и МиГ-29К/№312 (прибыл своим ходом – под управлением шеф-пилота РСК «МиГ» Павла Власова). 1 сентября самолет под управлением летчика-испытателя РСК «МиГ» Михаила Беляева совершил первый успешный «наезд» с зацепом тормозным гаком за трос нового аэрофинишера, после чего в течение нескольких дней были выполнены несколько зацепов за трос аэрофинишера при различных массе и скорости самолета. Впоследствии в испытаниях принимал участие также и летчик-испытатель РСК «МиГ» Николай Диордица.

После завершения испытаний первого аэрофинишера его демонтировали и отправили на «Севмашпредприятие», а процедура повторилась затем со вторым и третьим аэрофинишерными устройствами, которые затем также были отправлены в Северодвинск, где корабелы тем временем приступили к подготовке корабля к выводу из наливного бассейна. Причем до спуска на воду индийские моряки совершили традиционный ритуал – молитвенный обряд богу Ганеша: у авианосца его будущие эксплуатанты разложили лампы, ароматические палочки, фрукты и цветы, чтобы индийский бог был милостив к «Викрамадитье» и ее экипажу. А затем индийские моряки разбили о борт корабля кокосовый орех – заменитель традиционной для нашей и западной флотской церемонии бутылки шампанского.

Наконец, 11 ноября было начато заполнение бассейна водой, 25 ноября киль «Викрамадитьи» оторвался от докового опорного устройства и корабль впервые за три года «попробовал» воду, а 4 декабря 2008 г. авианосец был выведен из наливного бассейна «Севмаша» к достроечной набережной. Хороший подарок индийским морякам в День ВМС Индии, отмечаемый в Индии в память о 4 декабря 1971 г., когда индийский флот в ходе войны с Пакистаном совершил успешный рейд к побережью противника и разгромил его главные силы в военно-морской базе Карачи. «У нас нет сомнения, что авианосец станет флагманом индийского флота», – подчеркнул в день вывода корабля из бассейна руководитель находящейся в Северодвинске группы наблюдения от ВМС Индии коммодор Сайлидран Мадусуданан.

К осени 2008 г. на предприятии в Луховицах были собраны и прошли контрольные испытания и четыре серийных самолета – два одноместных МиГ-29К и две «спарки» МиГ-29КУБ. Причем на последних той же осенью в Луховицах начались и тренировочные полеты летчиков ВМС Индии, прошедших к тому времени курс теоретической подготовки на новый для них тип самолета и налетавших необходимое количество часов на пилотажном тренажере МиГ-29К, созданном РСК «МиГ» в рамках того же контракта и признанном экспертами одним из наиболее совершенных в своем классе тренажерных комплексов. Переучивание же следующих групп летчиков военно-морской авиации Индии предусматривалось уже непосредственно на территории заказчика. Для этого в декабре 2009 г. на авиабазе авиации ВМС Индии «Ханса» (INS Hansa) было сформировано «подразделение интенсивной летной подготовки» (Intensive Flight Training Unit – IFTU), в июне 2010 г. реорганизованное в 303-ю эскадрилью (командиром подразделения со дня формирования является кэптен А.Д. Теофилус, подробнее об этой эскадрилье сказано дальше).

Следующим этапом стала посадка МиГ-29К/КУБ на палубу реального корабля – российского ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Первую посадку на палубу находящегося в Баренцевом море корабля 28 сентября 2009 г. в 11 часов 47 минут на опытном МиГ-29К (№941) выполнил заместитель Генерального директора РСК «МиГ» по летной работе – начальник Летно-испытательного центра им. А.В. Федотова – начальник летной службы РСК «МиГ» заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Павел Власов, а за ним через полчаса на серийном МиГ-29КУБ (бортовой №672), окрашенном в цвета авиации ВМС Индии, посадку совершили летчики-испытатели РСК «МиГ» Герой России Николай Диордица и Михаил Беляев. Менее чем через два часа оба самолета с теми же экипажами выполнили взлет с палубы российского авианосца.

В общей сложности в течение двух суток было совершено несколько посадок и взлетов обеих машин, которые практически подтвердили возможность безопасной эксплуатации новых истребителей на авианесущих кораблях. Стоит отметить, что полеты обновленных МиГ-29К/КУБ на российском авианосце были осуществлены накануне 20-летнего юбилея первых корабельных посадок отечественных сверхзвуковых истребителей 4-го поколения и ознаменовали, таким образом, возвращение «МиГов» на корабельную палубу. Причем Павел Власов и Николай Диордица уже имели опыт «работы» с авианосцем: первый в начале 1990-х годов принимал участие в летных испытаниях первых МиГ-29К, а второй в те же 1990-е годы, проходя службу в ГЛИЦ Минобороны России, активно участвовал в программах испытаний Су-33 и Су-25УТГ, проводившихся на ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Кроме того, к испытаниям привлекли и старшего летчика-испытателя ГЛИЦ имени В. П. Чкалова полковника Олега Спичку, имеющего большой опыт полетов на Су-33 и Су-25УТГ на ТАВКР и «Нитке» (к сожалению, 23 июня 2011 г. при выполнении испытательного полета в Астраханской области разбился истребитель МиГ-29КУБ (№947), экипаж – летчики Олег Спичка и Александр Кружалин – погиб).

Новая глава в истории МиГ-29К/КУБ была открыта летом 2012 г. – в 9 часов 18 минут утра 28 июля самолет МиГ-29КУБ (№204), пилотируемый летчиками-испытателями РСК «МиГ» Михаилом Беляевым (в передней кабине) и Николаем Диордицей (в задней кабине) выполнил первую посадку на палубу индийского авианосца «Викрамадитья», находившегося в тот момент в Баренцевом море на ходовых испытаниях. В тот же день, всего через четыре часа они выполнили и первый взлет с палубы корабля. 6 августа на МиГ-29К (№941) первую посадку на авианосец выполнил и летчик-испытатель ГЛИЦ Герой России полковник Олег Мутовин, причем самолет имел подвеску габаритно-массовых макетов УР «воздух – воздух». 20 августа на МиГ-29К он выполнил первый взлет с короткой стартовой позиции (125 м).

23 сентября 2012 г. первый этап ходовых испытаний авианосца «Викрамадитья», продолжавшийся 108 суток, был успешно завершен, одним из важнейших его итогов стала практическая отработка действий с корабля палубной авиации – за неполных два месяца российские летчики-испытатели выполнили на «МиГах» 41 взлет и посадку, в том числе с различными подвесками вооружения, включая УР «воздух – воздух», противокорабельные ракеты, корректируемые или учебные авиабомбы, и в варианте самолета-заправщика с четырьмя подвесными топливными баками и подвесным агрегатом заправки. 70% всех посадок прошло с зацеплением за второй трос аэрофинишера. В заключение были выполнены полеты на максимальную дальность – в целях оценки точности навигации при выставке навигационного комплекса самолета на корабле. Кроме указанных выше летчиков, свои первые посадки на корабль совершили летчики-испытатели РСК «МиГ» Андрей Шишов и Сергей Рыбников (причем без предварительной подготовки на комплексе НИТКА), а также летчик-испытатель ГЛИЦ майор Дмитрий Деменев, совершивший первую посадку на авианосец «Викрамадитья».

В боевом составе ВМС Индии

В течение 2009-11 гг. точно в соответствии с графиком первая партия из 16 серийных самолетов МиГ-29К/КУБ была поставлена ВМС Индии, командование которых приняло о размещении самолетов на авиабазе в штате Гоа (первые четыре из 16 истребителей, заказанных в 2004 г., были официально приняты на вооружение ВМС Индии на авиабазе «Ханса», штат Гоа, 19 февраля 2010 г.), а летом 2011 г. компания РСК «МиГ» приступила к производству следующей партии МиГ-29К/КУБ для индийских ВМС – в рамках нового контракта на поставку еще 29 самолетов. Последний был подписан 12 марта 2010 г. в ходе визита в индийскую столицу премьер-министра России Владимира Путина и оценивается в сумму 1,2 млрд. долл. Данный контракт – перевод из опциона в твердый заказ 29 машин типа МиГ-29К/КУБ, что было предусмотрено соглашением с РСК «МиГ» от 2004 г.

На сегодня в Индию уже поставлены все 16 истребителей МиГ-29К/КУБ по контракту 2004 г., а в декабре 2012 г. с передачей четырех следующих самолетов начались поставки по второму контракту от 2010 г. на 29 машин. 11 мая 2013 г. на авиабазе индийской военно-морской авиации «Ханса» (INS Hansa), штат Гоа, состоялась официальная церемония ввода в боевой состав авиации ВМС Индии первой эскадрильи многофункциональных истребителей МиГ-29К/КУБ – 303-й эскадрильи «Черные пантеры» (INAS 303 Black Panthers), имеющей на вооружении 12 МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ (все поставлены в рамках первого контракта от 2004 г. в период 2009-11 гг.). Данная эскадрилья планируется к включению в состав авиагруппы авианосца «Викрамадитья» и перебазируется на него после прибытия корабля в страну. В перспективе на данный тип самолетов будут перевооружены еще две эскадрильи авиации ВМС Индии – предположительно 300-я «Белые тигры» (INAS 300 White Tigers) и 552-я учебно-боевая «Храбрые» (INAS 552 Braves), которые в настоящее время летают на СВВП «Си Харриер» (Sea Harrier). По итогам 2012 г. ВМС Индии получили четыре самолета МиГ-29К/КУБ.

Командование ВМС Индии планирует базировать на АВ «Викрамадитья» авиагруппу, которая в стандартном виде будет включать 16 истребителей МиГ-29К/КУБ, но в случае необходимости их численность последних может быть доведена до 24 машин (в варианте «по-походному»). Кроме того, планами военно-морского строительства Республики Индия предусматривается ввод в боевой состав флота в ближайшем будущем еще двух авианосцев национальной постройки, поэтому вполне вероятно, что количество закупленных МиГ-29К/КУБ вырастет еще больше. При этом минимум еще одна эскадрилья МиГ-29К/КУБ в мирное время будет находиться в резерве, и базироваться на одной из авиабаз индийской морской авиации.

Для Российского Флота

Успешная реализация программы создания и серийной постройки нового многофункционального истребителя корабельного базирования в интересах ВМС Индии имеет более значимые результаты для России, чем просто успешная программа в области военно-технического сотрудничества. Дело в том, что накопленный РСК «МиГ» опыт и созданный задел позволил компании предложить самолеты МиГ-29К/КУБ и российскому Военно-морскому флоту, которые в последнее время оказался перед настоятельной необходимостью закупки в ближнесрочной перспективе новых самолетов корабельного базирования. В противном случае отечественная авианосная авиация могла оказаться на грани гибели.

В конечном итоге после длительных переговоров между разработчиком и заказчиком, руководство Министерства обороны России подписало контракт на поставку Морской авиации ВМФ России в период 2013-15 гг. 24 новых самолетов МиГ-29КР/КУБР – 20 одноместных и четыре «спарки». РСК «МиГ» распространила соответствующий пресс-релиз 29 февраля 2012 г. Планируется, что первый МиГ-29КУБР выйдет на испытания в течение 2013 г., в этом же году к нему присоединяться еще три самолета, а в 2014-15 гг. авиация ВМФ России будет получать от РСК «МиГ» по десять самолетов ежегодно. Самолеты войдут в состав авиакрыла российского ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», который пройдет модернизацию и останется в боевом составе флота минимум до 2020 г.

Летно-технические характеристики самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ (по данным разработчика)

Характеристики

МиГ-29К

МиГ-29КУБ

Длина самолета, м

17,3

17,3

Размах крыла в разложенном (полетном) положении, м

11,99

11,99

Высота самолета, м

4,4

4,4

Взлетная масса, кг:

   

- нормальная

18 550

18 650

- максимальная

24 500

24 500

Максимальная скорость полета, км/ч:

   

- у земли

1400

1400

- на большой высоте

2200

2100

Практический потолок, м

17 500

17 500

Максимальная перегрузка

8

8

Перегоночная дальность полета, км

   

- без ПТБ

2000

1700

- с тремя ПТБ

3000

2700

- с тремя ПТБ и одной дозаправкой

5500

5500

Тип двигателей

РД-33МК

РД-33МК

Тяга на взлете, кгс

2х9000

2х9000

Вооружение:

   

Число точек подвески вооружения

8

8

Управляемые ракеты «воздух – воздух»:

   

- средней дальности

6хРВВ-АЕ

6хРВВ-АЕ

- малой дальности

8хР-73Э

8хР-73Э

Управляемые ракеты «воздух – поверхность»:

   

- противокорабельные

4хХ-31А, Х-35Э

4хХ-31А, Х-35Э

- противорадиолокационные

4хХ-31П

4хХ-31П

Корректируемые бомбы

4хКАБ-500Кр

4хКАБ-500Кр

Встроенная 30-мм пушка

ГШ-301

ГШ-301

Фото

Подпись

1

 

2

Перед первым полетом.

3

«Сердце» истребителя – двигатели «Морская оса».

4

МиГ-29КУБ выполняет взлет с палубы АВ «Викрамадитья». На заднем плане хорошо видны три троса аэрофинишера авианосца.

5

Министр обороны Индии Аракапарамбил Куриен Энтони в кабине МиГ-29К. Авиабаза «Ханса».

6

Генеральный директор ОАО «РСК «МиГ» Сергей Коротков в кабине МиГ-29КУБ.

7

МиГ-29КУБ выполняет заправку топливом.

8

Два МиГ-29К и «Си Харриер» авиации ВМС Индии в демонстрационном полете.

9

Самолеты 303-й эскадрильи авиации ВМС Индии.

Наверх