Ваша реклама могла бы быть тут

MRAP – панацея или только одно из средств?

Сергей Суворов, 
кандидат военных наук

Бронемашины с повышенной степенью защиты от подрывов на противотранспортных минах впервые начали создаваться в ЮАР в конце 70-х годов прошлого столетия. Первой такой машиной стал южноафриканский БТР Casspir, созданный для ведения противопартизанских действий в Намибии. Намного позднее, в начале уже XXI века, когда армиям ведущих капиталистических стран тактика партизанской войны была навязана в Афганистане и в Ираке, было принято решение перенять опыт южноафриканских инженеров. Тогда-то и появилось название программы – MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – минная стойкость и защита от действий из засад), предусматривающей создание семейства бронированных автомобилей с высокой защитой от подрыва на минах и фугасах и хорошие показатели баллистической защиты.

Когда-то в далеком 1997 году недалеко от столицы ОАЭ Абу-Даби во время демонстрационного показа подрыва бронеавтомобиля Casspir на полигоне Макатра (Maqatra) в рамках демонстрационной программы международной выставки вооружений IDEX-97, автор этой статьи стал невольным свидетелем одного разговора. Беседовали начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) МО РФ генерал-полковник С.А. Маев и главный конструктор отечественных колесных бронетранспортеров А.Г. Масягин. Генерал спросил у конструктора: «А ты сможешь сделать такую машину?», на что тот ответил: «Если будет такой заказ и финансирование, то без проблем». Вспомнили о подобных машинах в России уже в ходе второй чеченской войны, через несколько лет, а заниматься проблемой всерьез А.Г. Масягин начал через 10 лет, и то, по заказу Внутренних войск МВД РФ, а не Министерства обороны.

Военные США и Великобритании, наступив на «афганские грабли», тоже вспомнили опыт военных из ЮАР. Компании BAE Systems, GM и другие стали лихорадочно скупать лицензии на производство южноафриканских броневиков и создавать на их основе обновленные версии подобных машин. Впоследствии эту программу назвали MRAP.

На сегодняшний день на различных международных выставках можно увидеть десятки образцов машин, выполненных по технологии MRAP. И каждый из разработчиков и производителей пытается убедить потенциальных клиентов, что именно только их образец выполнен с соблюдением всех требований и обладает самой высокой степенью защищенности от подрыва на минах или самодельных взрывных устройствах (СВУ), приводя, порой просто фантастические цифры. Помимо традиционных разработчиков машин MRAP компаний ЮАР, сейчас на рынок вооружений хлынули машины этого типа разработанные в США, Великобритании, Китае, Украине, Польше, Турции, Сербии и т.д. Несколько опытных образцов бронированных автомобилей типа MRAP было создано и в России. В нашей стране они получили наименование миннозащищенные бронированные автомобили (МЗБА). Каждая их этих машин имеет свои преимущества и свои недостатки.

Общей чертой у всех таких бронеавтомобилей является то, что спроектированы они таким образом, чтобы увеличить защищенность экипажа от поражающих факторов при взрыве мин и взрывчатых веществ. Поэтому главной особенностью корпуса этих машин, является клинообразное или корытообразное днище, усиленное дополнительными броневыми пластинами. Такое решение позволяет уменьшить силу взрыва, рассеяв ударную волну по обе стороны корпуса.

Первой машиной такого класса считают Южно Африканский БТР Casspir, который специально создавался для обеспечения защиты экипажа от поражения при подрыве на минах или иных взрывных устройствах, а также стрелковым оружием калибра 5,56 и 7,62 мм. Днище корпуса БТР Casspir выполнено в виде клина и высоко поднято от земли - сила ударной волны снижается пропорционально кубу расстояния от места взрыва до точки ее воздействия. После взрывов под машиной не гарантируется техническая исправность самого БТРа, но увеличиваются шансы выживания экипажа. При демонстрационном показе БТР Casspir на полигоне Макатра в 1997 г., автор был свидетелем, как после подрыва 9 кг ТНТ (как утверждали организаторы выставки) под задним левым колесом корпус машины практически вставал вертикально на переднем мосту. После падения кормы на землю (задний мост просто улетал вместе с рессорами) открывалась кормовая дверь БТР и оттуда, как ни в чем ни бывало, выходили два представителя завода-изготовителя.

С тех пор прошло немало времени, на смену Casspir пришли новые поколение миннозащищенных машин в самой ЮАР, появились подобные машины и в других странах. Счет выпущенным в различных странах МЗБА идет уже на тысячи. Только  вооруженные силы США к середине 2007 г. приобрели около 3700 противоминных машин различного типа, из которых 2700 были отправлены в Ирак.

Еще одной особенностью разрабатываемых в различных странах МЗБА является то, что в основном они разрабатываются на базе шасси серийных грузовых автомобилей. Это обеспечивает высокую унификацию, а также значительно снижается себестоимость машин. Все-таки, как ни крути, но главная цель производителя - это создать товар подешевле и продать его подороже.

Наибольшее распространение в США получили такие МЗБА, как Caiman, MaxxPro и  Cougar.

МЗБА Caiman (США)

Бронеавтомобиль Caiman производится компанией BAE Systems, входящей в состав концерна  General Dynamics. Машина создана на базе грузового автомобиля FMTV. Уровень бронирования Caiman соответсвует 2 уровню баллистической защиты по стандарту НАТО STANAG 4569. Противоминная стойкость оценивается по уровню 2b и 4а по этому же стандарту, что должно обеспечивать сохранение жизни экипажа при подрыве 6 кг ТНТ под днищем и 8 кг ТНТ под колесом.

МЗБА Caiman имеет до 95 процентов общих узлов и агрегатов с грузовым автомобилем FMTV, что обеспечило сравнительно невысокую стоимость, которая составляет 685 000 $ за одну машину. Простота конструкции и сравнительная легкость обслуживания сыграли решающую роль при выборе данного бронеавтомобиля при принятии на вооружение в 2007 г.

Бронемашина Caiman оснащена автоматической коробкой передач с приводом на все колеса, центральной системой регулирования давления в шинах, антиблокировочной тормозной системой. Существуют две модификации бронетранспортера с колесным шасси 4х4 и 6х6. Они различаются массогабаритными характеристиками, количеством перевозимого личного состава и грузоподъемностью. 330-сильный дизель обеспечивает машине максимальную скорость передвижения по шоссе 105 км/ч.

Всего с 2007 по 2010 год было поставлено на вооружение 3800 МЗБА Caiman. 13 июля 2007 ВМФ США заказало 1,154 MRAP Category I и 16 MRAP Category II, стоимость контракта оценивается в 518,5 $ миллионов. А 18 декабре 2007 года Морская пехота США заказала у компании Stewart & Stevenson Tactical Vehicle Systems, которая входи в состав BAE Systems, производство 668 Caiman MRAP Category II. Стоимость контракта составляет 458 $ миллионов.

MaxxPro (США)

Бронемашина с усиленной противоминной защитой MaxxPro производства американской компании  Navistar была принята на вооружение вооружённых сил США в 2007 г. МЗБА MaxxPro представляет собой доработанный вариант грузовика общего назначения International. Использование серийного шасси позволило быстро развернуть серийное производство машины.

На шасси установлено боевое отделение на 6 человек, защищённое снизу V-образной плитой. Утверждается, что MaxxPro способен защитить экипаж при наземном взрыве мины с массой ТНТ до 7 кг. Общая масса машины 14 т, само шасси не бронировано (аналогичная конструкция применяется на немецком ATF Dingo).

Бронезащита обеспечивается накладной броней производства израильской фирмы Plasan Sasa и бронестеклами, которые дополнительно защищены решетчатыми экранами. Корпус и шасси автомобиля соединяются болтами, что позволяет изготавливать их в разных местах и при необходимости быстро переустанавливать в полевых условиях.

Посадка и высадка экипажа и десанта осуществляется через две двери, расположенные по бортам машины и кормовую дверь аппарельного типа. На бронемашине установлен 4-х цилиндровый дизельный двигатель (International WorkStar 7000) мощностью 330 л.с. с электронным впрыском и автоматическая 5 ступенчатая трансмиссия Allison 3000. Подвеска автомобиля независимая с двойными гидротелескопическими амортизаторами, тормоза пневматические с двойным контуром.

На машине установлена система ABS и централизованная система подкачки шин. В качестве вооружения устанавливается башенка открытого типа с 7,62-мм пулеметом (возможна установка 12,7-мм пулемета и 40 мм автоматического гранатомета).

Машина выпускается в нескольких версиях (транспортер, инженерная машина, машина управления, санитарная и разведывательная) и трех вариантах: 1 категории MRAP I (MaxxPro), 2 категории MRAP I (MaxxPro XL) и MRAP II MaxxPro Plus. Все три варианта базируются на общем шасси. В МЗБА MaxxPro Plus (был впервые представлен 16 июня 2008) увеличена мощность двигателя, грузоподъемность, а также применена керамическая броня комплекта модульной защиты Frag Kit 6, обеспечивающая защиту автомобиля от мин и самодельных взрывных устройств с «ударным ядром» (EFP) и система обнаружения и деактивации миновзрывных устройств.

Cougar H (США)

Компания Force Protection Inc (FPI), штат Южная Каролина, разработала и производит семейство средних бронированных машин с противоминной защитой Cougar H, которая может быть представлена в конфигурации с колесной формулой 4х4 или 6х6.

МЗБА Сougar может быть изготовлен в различной конфигурации для решения различных задач, включая версию для перевозки личного состава (до 14 чел. 6х6), патрульного средства (от 4 военнослужащих и больше 4х4), командирской машины и управления, тягача, средства ТО и ремонта, а также медицинской машины. Универсальное многоцелевое транспортное средство Cougar H предназначено для защиты экипажа и десанта от воздействия кинетической энергии боеприпасов стрелкового оружия и взрыва мин.

Cougar (известен в Великобритании, как Tempest, а ранее машина представлялась в США как Lion и Typhoon), способен выдерживать взрыв 14 кг ТНТ по любым колесом и 7 кг ТНТ под корпусом транспортного средства.

Cougar, до 2002 г. выпускался только в конфигурации транспортного средство для отрядов разминирования. Монококовый бронированный корпус Cougar оборудован окнами с бронестеклами, обеспечивая экипажу и десанту защиту в соответствии с уровнем 2 по STANAG 4569 и в качестве опции с уровнем 3. Кроме этого, МЗБА имеет бронированную защиту радиаторов, топливных баков, отсеков аккумулятора, а также оборудована бойницами для ведения огня десантом из машины.

Бронемашина оснащена дистанционно управляемым боевым модулем с 7,62-мм пулеметом М240G, системой блокировки подрыва взрывных устройств, оборудованием для обнаружения мин и выполнения работ по их разминированию, шанцевым инструментом, двумя запасными колесами, системами связи и защиты от оружия массового поражения (ядерного, биологического и химического). По характеристикам маневренности, мобильности и живучести в Ираке машина признана морскими пехотинцами США одной из лучших.

Новейшие технические решения группы Force Protection Inc, производящей Cougar, реализованы также и в МЗБА Buffalo (машина для разминирования и обезвреживания неразорвавшихся боеприпасов - относится к машинам 3 категории MRAP) для американской армии.

В настоящее время Force Protection Inc создают новую более легкую модификацию бронированной противоминной машины Cougar – Cheetah противоминная машина технической поддержки (MUV-R). Основной отличительной особенностью является отход от использования V-образной формы днища корпуса. Вместо этого днище новой машины представляет собой очень толстый плоский клин, удаленный от земли на максимально возможное расстояние, так чтобы энергия взрыва самодельных взрывных устройств, по большей части распределялась непосредственно над землей. Вследствие этого, Cheetah может выдержать боковой взрыв 23 кг тротила на расстоянии всего 2 метров от нее, 14 кг ТНТ под любым колесом и 7 кг тротила под днищем.

В стандартной конфигурации цельносварной бронированный корпус обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 мм, но при использовании накладной брони может быть обеспечена защита от бронебойных пуль калибра 12,7 мм. Подъем корпуса высоко над землей влечет неустойчивость машины на крутых склонах. Эта проблема была решена за счет смещения центра тяжести вниз посредством использования более тяжелых компонентов мостов и установкой довольно больших колес Michelin XZL 365/80R20 с системой обеспечения движения на спущенных шинах, производства компании Hutchinson.

Корпус Cheetah достаточно велик и в нем могут разместиться 6 человек лицом вперед или 8 человек при условии, что некоторые будут сидеть боком. Ширина машины 2,24 м, высота 2,26 и колесная база – 3,51 м.

Cheetah в базовой комплектации имеет вес 7,7 т. На ней установлен дизельный двигатель Duramax V8 мощностью 360 л.с. с трансмиссией Allison 2500, что позволяет MUV-R развивать скорость до 140 км/ч.

Бронеавтомобиль Golan (Израиль и США)

Бронеавтомобиль Golan разработан в результате сотрудничества 2-х компаний RAFAEL (Израиль) и PVI (США). Golan был принят на вооружение армии Израиля в качестве миннозащищенного транспортного средства. Корпус бронеавтомобиля V-образный стальной, представляет монококовую конструкцию, выполнен из броневой стали и обеспечивает защиту от попадания боеприпасов с бронебойным сердечником калибра 14,5 мм и 20 мм. Снаружи по бортам основного корпуса устанавливается гибридная реактивная броня, которая предназначена для защиты машины от реактивных противотанковых гранат РПГ-7. Бронелист крыши корпуса обеспечивает защиту от боеприпасов калибра 12,7 мм и 7,62 мм с бронебойной пулей под углами 25° и 40° относительно нормали соответственно. Для дополнительной защиты кормы и бронестекол от РПГ на машине устанавливаются решетчатые экраны. Golan способен выдерживать взрыв мины до 7 кг под корпусом машины и 17 кг под колесом в ТНТ эквиваленте. Бронемашина оборудуется фильтровентиляционной установкой, системой защиты от ОМП и автоматизированной системой ППО. На машине имеется 8 окон, 6 из которых расположены по бортам и по 1-му со стороны капота и кормы. В боковых окнах вмонтированы огневые амбразуры для возможности ведения огня десантом. Посадка и высадка экипажа (десанта) осуществляется через распашную кормовую дверь и 4 прямоугольных люка в крыше машины (2 малых для командира и водителя, 1 большой для экипажа и 1 для пулеметчика).

Дизельный двигатель Cummins мощностью 315 л.с., 6 ступенчатая автоматическая трансмиссия Allison и малый радиус поворота (8 м) обеспечивают хорошую управляемость и проходимость. Подвеска автомобиля зависимая. Golan способен развивать скорость более 100 км/ч по шоссе и имеет запас хода по топливу 600 км. Машина оборудована системой ABS и централизованной системой подкачки шин. Полная масса 15 т, грузоподъемность 2 т, пассажировместимость 10 человек.

На МЗБА устанавливается дистанционный боевой модуль RCWS Samson (Rafael Израиль) с различным вооружением от 7,62-мм пулемета до 40-мм автоматического гранатомета.

Разработано 5 модификаций бронеавтомобиля транспортер, машина управления, разведывательная, санитарная и техпомощь. В зависимости от применения и требований заказчика машина может, имеет различные уровни защищенности и может комплектоваться дополнительными элементами модульной защиты.

Бронеавтомобиль RG33 (ЮАР)

Бронеавтомобиль RG33 разработан, производится компанией BAE Systems Land Systems OMC (ЮАР) и находится на вооружении армий ЮАР и США. RG33 выпускается в двух модификациях с колесной формулой 4х4 и 6х6. Разработаны и выпускаются автомобили в следующих версиях: транспортер, медицинская машина, машина управления, связи и инженерная машина. Наибольшее распространение в армии США получила RG33L (6х6) в версии санитарной и машины разминирования.

Инженерная машина RG33L (6х6) относится к категории 2 класса MRAP II. Корпус RG33 V-образный, стальной, монококовый обеспечивает защиту экипажа от кинетического воздействия боеприпасов калибра 7,62 мм и осколков артиллерийских снарядов. При необходимости на машину может устанавливаться дополнительная модульная броня. Машина оборудована бронестеклами, 3 дверьми и 2 люками, причем задняя дверь аппарельного типа с гидроподъемником. Сиденья экипажа крепятся к крыше или бортам автомобиля. В зависимости от конфигурации машина способна перевозить до 14 человек.

На RG33 устанавливается дизельный двигатель с турбонаддувом Cummins 400 I6 мощностью 400 л.с. и 5-ти ступенчатая автоматическая трансмиссия Allison 3200. Для обеспечения потребителей электрической энергии на машине установлен дополнительный генератор мощностью до 6 кВт и преобразователь для подключения внутреннего оборудования к промышленной сети переменного тока напряжением 120/240 В. На машине установлены аккумуляторные батареи (АКБ) для резервного питания системы освещения салона, тепловизионные приборы ночного видения, централизованная система подкачки шин и дистанционно-управляемое вооружение. Машина может транспортироваться всеми видами транспорта в том числе и самолетом С 130.

МЗБА Reva Mk II (ЮАР)

Первый образец машины Reva Mk1 с однослойной защитой характеризуется наличием карданной передачи производства фирмы Mercedes Benz с постоянным приводом на 4 колеса. Выпускаемая в настоящее время, машина Reva Mk II производства компании Integrated Convoy Protection (ЮАР) имеет общую массу 7,8 т и оборудована сиденьями на 10 человек. Общая длина машины составляет около 6 м, максимальная ширина – 2,48 м и высота – 2,4 м (2,7 м с кондиционером).

Двухслойный корпус изготовленный из стальной брони Armox, обеспечивает баллистическую защиту по 2 уровню стандарта STANAG 4569 и противоминную стойкость от взрыва 7 кг ТНТ под колесом или 14 кг ТНТ под центром машины. Окна машины способны противостоять бронебойным пулям калибра 7,62х39 мм.

Вставки, предназначенные для сохранения рабочего состояния шин при пробитии пулями или проколе, вмонтированы в каждое из колес. Кроме того, в машине Reva предусматривается наличие двух запасных колес. При испытаниях было продемонстрировано, что сухая электрическая батарея, установленная в машине, сохраняет свою работоспособность даже в случае попадания в нее шести пуль. Емкость такой батареи составляет 255 ампер-час, напряжение 12 В. Обслуживание АКБ не требуется.

На машине Reva Mk II установлен шестицилиндровый дизельный двигатель GBT-5.9TC Cummins с турбонаддувом, развивающим мощность 132 кВт (примерно 180 л.с.) и автоматическая трансмиссия Allison SP 2005 (также используется в машине целевого назначения RG-31 производства BAE Systems). Максимальная скорость по шоссе составляет 120 км/час. Машина оснащена двумя топливными баками емкостью по 100 литров каждый. Они обеспечивают запас хода по шоссе до 500 км и 250 км по пересеченной местности.

В обитаемом отделении машины установлены две емкости с питьевой водой объемом 25 литров каждая. В кормовом отделении предусмотрены восемь бойниц для десанта.

Стандартное снаряжение включает две башенки, которые установлены на крыше и обслуживаются двумя членами экипажа. Башенки оснащены 7,62-мм пулеметами РПК и вращаются относительно друг друга на угол 210°, обеспечивая полное перекрытие в горизонтальной плоскости.

В качестве других средств используется вспомогательный трос, жесткая буксирная тяга и лебедка, установленная под передним отклоняющим листом.

Разработан также вариант машины Reva с укороченной колесной базой. Машина предназначена для выполнения функций командирской машины и машины патрулирования (используется только половина секции). Такой вариант предусматривает наличие двух запасных колес и одной башни (с возможностью вращения на 360º).

Тем не менее, как сообщает компания Integrated Convoy Protection, с момента начала изготовления уже поставлено на вооружение свыше 150 машин.

Сборочное производство создано в Иордании и Ираке. Перед началом серийного производства машины прошли испытания, примерно в 30 вооруженных столкновениях. Причем, только в одном случае зафиксирован фатальный исход (поражение гранатой РПГ-7), и всего 4 случая приходятся на потерю управления машиной и невозможность вывода ее с поля боя. Машина была отремонтирована за семь дней после того, как она подорвалась на 4 самодельных минах.

МЗБА Marauder (ЮАР и Иордания)

Бронемашина Marauder производства компаний Middle East Defence Systems (MDS), являющейся дочерним предприятием иорданской компании King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) и южноафриканской компании Paramount Group, предназначена для сопровождения транспортных колонн и перевозки личного состава. Разрабатывалась машина в ЮАР, а серийное производство планируется осуществлять в Иордании или на предприятиях других стран заказчиков. Компания MDS допускает лицензионное производство этой машины в других странах, а также экспорт в разобранном состоянии, для последующей сборки в стране назначения местными предприятиями. Компания Paramount Group обладает эксклюзивным правом на распространение этих машин на международном рынке.

Для снижения стоимости машины и затрат на ее техническое обслуживание в конструкции МЗБА максимально использованы комплектующие и узлы гражданского назначения, в т.ч. - дизельный двигатель и мосты производства немецкой компании MAN. Масса машины Marauder составляет 14,5 тонн, экипаж состоит из двух человек, и она может перевозить восемь полностью экипированных пехотинцев.

Marauder обладает уникальным корпусом с разнесенным бронированием. Машина имеет красивые обводы и выглядит очень современно. Монококовый корпус из броневой стали с V-образным днищем обеспечивает баллистическую защиту уровню 2 в соответствии со стандартом STANAG 4569 и 3b и 4а уровнем минной стойкости. При необходимости баллистическая защита может быть усилена.

Специальные сиденья обеспечивают выживаемость экипажу и десанту при подрыве машины на минах и СВУ.

На машине установлена 4-х ступенчатая автоматическая коробка передач и дизельный двигатель D 0836 LF производства компании MAN Nutzfahrzeuge AG (Германия), развивающим мощность 240 л.с.

Грузоподъемность машины, как заявляют разработчики, составляет 5,6 т. В дополнительной комплектации поставляются система кондиционирования воздуха, система защиты от ОМП, вспомогательная силовая установка, более мощный двигатель, лебедка и различные варианты вооружения.

Накладные внешние элементы корпуса используются для размещения элементов кондиционера, ЗИП, АКБ и др. имущества, высвобождая тем самым внутренний забронированный объем корпуса.

Для ведения огня десантом из машины в окна из бронестекла вмонтированы бойницы (в том числе и лобовом стекле со стороны командира машины).

МЗБА Motador (ЮАР и Иордания)

Миннозащищенная бронемашина Motador разрабатывалась теми же компаниями, что и машина Marauder. Конструктивное решение у машины такое же, как и у МЗБА Morauder. Основные отличия заключаются в следующем: у корпуса увеличены длина и высота (в результате чего увеличилась вместимость десантного отделения, а общее количество перевозимого личного состава возросло до 14 чел.), увеличена колесная база, укорочено капотное отделение, установлена двухстворчатая распашная дверь в кормовой части (что улучшило условия посадки и высадки десанта из машины) и дополнительные окна по бортам. Форма накладных элементов корпуса видоизменена в сторону увеличения их объема. Броневая конструкция упрощена, поэтому масса машины осталась такой же, как и у Marauder. Запас хода сократился.

В дополнительной комплектации поставляется система кондиционирования воздуха, система защиты от ОМП, вспомогательная силовая установка, более мощный двигатель, лебедка и различные варианты вооружения.

МЗБА Bushmaster (Австралия)

Австралийская компания ADI Limited производит бронированную машину с противоминной защитой Bushmaster 4х4. Эта машина разработана в шести вариантах: транспортер, командирская, санитарная, машина технической помощи, огневой поддержки, разминирования и самоходный миномет.

МЗБА Bushmaster предназначена для оснащения австралийских вооруженных сил и для поставок на экспорт. В разработке находится вариант с колесной формулой 6х6. Оба типа из семейства машин боевой поддержки обеспечивают защиту экипажа против мин, стрелкового оружия и осколков. Другие варианты включают в себя универсальные машины, а также специализированные, приспособленные для выполнения конкретных боевых задач. Например, инженерная машина разминирования, которая должна действовать совместно с боевыми машинами на переднем крае.

По сообщению ADI, на базе машин 4х4 и 6х6 будут созданы машины огневой поддержки прямой и непрямой наводкой, такие как самоходные 105 или 120 мм гаубицы, или 120 мм минометы.

Разработанная компанией ADI бронемашина Bushmaster 4х4 имеет общую массу 11 тонн. Задняя грузовая платформа может вместить стандартный контейнер для перевозки грузов от 4 до 5 тонн.

Вариант МЗБА 6х6 позволяет разместить более вместительное отделение для экипажа. По пересеченной местности машина сможет перевозить 10-11 тонн груза. Оба варианта - 4х4 и 6х6 смогут буксировать прицепы массой от 8 до 15 тонн.

В стандартной комплектации доступна централизованная система подкачка шин, система кондиционирования, лебедка и оборудование для самовытаскивания. На машинах также устанавливают дистанционно управляемые боевые модули, цифровые средства связи и тепловизионный прибор наблюдения для водителя.

Австралийские армейские машины Bushmaster для повышения их огневой мощи оснащаются дистанционно управляемыми боевыми модулями RWS.

В машине установлены эргономичные сиденья, оборудованные ремнями безопасности, два кондиционера (в кабине водителя и десантном отделении), места для крепления и перевозки оружия, личных вещей пехотинцев, радиостанция и система охлаждения питьевой воды.

Кроме дверей по бортам и в корме, на крыше корпуса имеется четыре люка для аварийного выхода экипажа и десанта.

Приборная панель – с улучшенной эргономикой позволяет водителю без труда наблюдать показания контрольно-измерительных приборов в сумерках. Шкафчики для размещения личных вещей десанта могут быть заменены дополнительными емкостями с топливом, водой или боезапасом. На версиях МЗБА американского производства установлен дистанционно-управляемый боевой модуль R-400 с тепловизионным прицелом, низкоуровневой телевизионной цифровой камерой и лазерным дальномером.

Машина оборудована централизованной системой подкачки шин. Люк командира оборудован приспособлением для установки 5.56 мм или 7.62 мм пулемета. Бронированные окна могут оснащаться огневыми амбразурами. Машина имеет низкий уровень шумов в кабине и отделении десанта.

На машине Bushmaster устанавливается 6-ти цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом Caterpillar 3126E ATAAC мощностью 246 кВт (330 л.с.). Запас хода более 1000 км.

Подвеска автомобиля независимая на двойных поперечных рычагах, разработанная компанией Timoney (Ирландия). Двигатель, автоматическая трансмиссия и система охлаждения могут быть легко заменены в полевых условиях без специальных инструментов.

Топливные баки выполнены в пожаробезопасном исполнении и расположены вне отделений, чтобы минимизировать пожароопасность. Резервуар с питьевой водой (270 л) установлен под полом десантного отделения и обеспечивает дополнительную защиту в случае подрыва машины на мине.

Транспортное средство транспортабельно в самолете C-130. В феврале 2006 компания ADI подписала лицензионное соглашение с корпорацией Оshkosh (США) для изготовления и поддержки МЗБА Bushmaster на рынке северной Америки.

Dingo 2 (Германия)

Бронеавтомобиль повышенной проходимости и модульной конструкции Dingo 2 создан компанией Krauss-Maffei Wegmann (KMW) на полноприводном шасси Unimog 5000 (производится на предприятиях DaimlerChrysler), представляет собой модернизированную версию бронированной машины Dingo, которая находится на вооружении с 2000 г. и активно используется в зарубежных операциях. МЗБА способна перевозить 8 человек, обеспечивая баллистическую и противоминную защиту соответствующую 3 уровню STANAG 4569. Высокая степень баллистической защиты обеспечивается использованием специальных сортов броневой стали и композитных материалов.

Для повышения параметров защищенности применяется модульная конструкция. Экипаж и десант находятся в бронированной капсуле. Корпус автомобиля выполнен с элементами двойного бронирования – основная плюс накладная броня и модульные элементы бронезащиты.

Для посадки и высадки экипажа и десанта в машине имеются 4 двери размещенные по бортам, а при отсутствии грузового модуля со стороны кормы оборудуется распашная двустворчатая дверь. Для защиты от мин применяется толстый плоский клин с многослойной системой поглощения энергии взрыва. Это позволяет сохранить традиционный внешний вид автомобиля Dingo.

МЗБА Dingo 2 выпускается в двух модификациях - с колесной базой 3250 мм (короткая версия) и 3850 мм (длинная версия) специально для разнообразия вариантов машин под решаемые задачи: перевозки личного состава, разведки, управления и связи, медицинской помощи, оружейной платформы, РЛС и др. задач.

Бронеавтомобили Dingo 2 могут оснащаться дистанционно-управляемыми модулями FLW 100 и FLW 200 (масса 100 и 200 кг соответственно) производства компании KMW с различными вариантами стрелкового оружия, а также системами защиты от оружия массового поражения (ядерное, биологическое, химическое), жизнеобеспечения (кондиционер, ремни безопасности, системы поглощения энергии взрыва). Другие интегрированные системы включают GPS навигацию, видеокамеры заднего вида, ABS, а также системы внутренней и внешней связи.

Рассматривается вариант бронемашины с двумя боевыми модулями - в передней части машины модуль с пулеметом калибра 7,62 мм, а со стороны кормы модуль с 12,7-мм пулеметом или автоматическим гранатометом.

Автомобиль способен двигаться по пересеченной труднопроходимой местности, при этом бронемашина массой до 12 т способна развивать скорость до 100 км/ч и имеет запас хода 1000 километров без дозаправки. Это делает ее оптимальной боевой машиной для ведения разведки и патрулирования местности, а относительно небольшая масса позволяет доставлять МЗБА Dingo 2 в труднодоступные районы военно-транспортными вертолетами бундесвера типа СН-53, а также легкими и средними военно-транспортными самолетами.

Компания KMW рассчитывает также на то, что международная разветвленная сеть сервисного обслуживания DaimlerChrysler обеспечит низкую стоимость и качество работ при проведении ремонта, обслуживания, а также и поставку запасных частей для бронеавтомобиля. Бундесвер оснащает бронеавтомобилями Dingo 2 немецкий миротворческий контингент в Афганистане.

Для обеспечения потребностей американского рынка компания Textron (США) получила лицензию на производство и организацию сервисного обслуживания бронеавтомобилей Dingo 2.

СПМ-3 ВПК-3924 «Медведь» (Россия)

Специальная полицейская машина ВПК-3924 СПМ-3 «Медведь» или БТР-ВВ разработана в «Военно-промышленной компании» и предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков; выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия ПВ ФСБ России, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиту экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ. Это первая в России миннозащищенная машина, которая создавалась с учетом требований к автомобилям типа MRAP.

Корпус СПМ-3 «Медведь» представляет собой бронированный стальной монокок с V-образным днищем и пуленепробиваемыми окнами. Он обеспечивает защиту экипажа и десанта в соответствии с 6а классом защиты по ГОСТ Р 50963, что несколько выше, чем 3 уровень по STANAG 4569 из-за более низких требований в натовском стандарте. Противоминная защита обеспечивает подрыв 6 кг ТНТ под днищем машины (уровень 2 b по STANAG 4569). Внутренняя обивка корпуса в целях повышения характеристик защищенности (противоосколочные экраны) выполнена из отечественных арамидных материалов.

Для обеспечения ведения десантом огня из машины, в бронестеклах корпуса оборудованы закрывающиеся амбразуры, а для посадки и высадки десанта и экипажа имеются 2 бортовые двери и одна кормовая двустворчатая распашная. В машине предусмотрены специальные места для перевозки оружия, боеприпасов и личных вещей. В конструкции машины используются узлы и агрегаты грузового автомобиля «Урал» и БТР-90. Машина оборудуется централизованной системой подкачки шин, системой постановки дымовых  завес БТД, блокиратором радиоуправляемых взрывных устройств БРВУ «Пелена-7», фильтровентиляционной установкой ФВУ-100, периметровой нелетальной системой защиты «Рулет ВВ», прожектором ОУ-5 с режимом работы типа «стробоскоп», специальным громкоговорящим устройством СГУ-500, проблесковыми маячками, автоматизированной системой пожаротушения и системой пожаротушения колес «Допинг», системами связи и запасным колесом. Для обеспечения обитаемости и живучести экипажа и десанта в машине предусматривается установка кондиционера, обогревателя и бачка с питьевой водой, а противоминные сиденья оборудованы трёхточечными ремнями безопасности для водителя, командира и десанта.

На СПМ-3 «Медведь» установлен рядный дизель ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с. с механической трансмиссией и независимая подвеска от типа БТР-90. Машина может эксплуатироваться как на дорогах с твердым и гладким покрытием в условиях города, так и условиях бездорожья. Автомобиль развивает максимальную скорость до 110 км/ч и имеет запас хода до 1000 км. В зависимости от пожеланий заказчика на машине может устанавливаться различное вооружение. Грузоподъемность машины составляет 1,2 т.

Бронеавтомобили Урал-63095 и Урал-63099 «Тайфун»

Машины разрабатывались конструкторским бюро завода «Урал» в г. Миассе Челябинской области под руководством главного конструктора Олега Якупова в сотрудничестве со специалистами «Военно-инженерного центра» (подразделение «Военно-промышленной компании») и «НИИ Стали».

В конструкции бронеавтомобилей Урал-63095 и Урал-63099 «Тайфун» в отличие от других представителей автомобилей семейства MRAP, максимально использующих узлы и агрегаты серийных грузовиков, практически все узлы и агрегаты новые, оригинальной конструкции. По-видимому, это как раз тот случай, когда большинство перспективных коммерческих грузовых автомобилей в последующем будут использовать детали, узлы и агрегаты военного автомобиля. Просто то, что использовано в конструкции «Тайфунов» до сих пор нигде и никогда не использовалось – все новое, все передовое.

Машины Урал-63095 и Урал-63099 отличаются друг от друга конструкцией бронированного корпуса. На Урале-63095 используются трехместная бронированная кабина и отдельный пассажирский бронированный модуль на 12 человек. На Урале -63099 устанавливается однообъёмный функциональный бронированный модуль. Оба бронированных корпуса имеют V-образное днище с, так называемыми противоминными «сэндвичами». На обоих «Тайфунах» уровень баллистической защиты соответствует 4 уровню по STANAG 4569, что обеспечивает защиту от попаданий 14,5-мм бронебойных пуль БЗТ. Высокий уровень баллистической защиты обеспечивается использованием комбинированного бронирования – броневая сталь и модули керамической брони. Уровень противоминной защиты соответствует уровням 2b и 4 по STANAG 4569, т.е. гарантированно держит взрыв 6 кг ТНТ под днищем и 8 кг ТНТ под колесом, без угрозы жизни для находящихся внутри машины людей. Для обеспечения безопасности экипажу и десанту используются специальные антитравматические сиденья с фиксирующими подголовниками. Причем сиденья экипажа имеют специальную регулировку по массе сидящего на них члена экипажа, что значительно снижает вероятность получения травм. При сложенных сиденьях вдоль бортов корпуса машину можно использовать для перевозки грузов.

На «Тайфунах» используется полный привод на все 6 колес, имеющих независимую  управляемую гидропневматическую подвеску, которая обеспечивает новой машине хорошую устойчивость, управляемость и плавность хода на любых дорогах и на бездорожье.

Высокие динамические показатели машине обеспечивает новый отечественный дизель ЯМЗ-5367 мощностью 450 л.с. с автоматической шестиступенчатой коробкой передач Allison. Кроме этого на «Тайфуне» стоит двухступенчатая механическая раздаточная коробка. Колёса имеют систему централизованной подкачки шин. Кроме того, колеса оборудованы специальными фартуками противопульной защиты.

Посадка и высадка экипажа и десанта осуществляются через две бортовые двери кабины и одностворчатую распашную дверь кормового выхода. Для облегчения открывания и закрывания дверей они оборудованы пневмоприводами. В случае переворачивания машины для эвакуации экипажа могут использоваться три широких круглых люка, расположенных в крыше корпуса машины.

Для ведения стрельбы экипажа из личного оружия в стеклах бронекорпуса и в бронированных дверях предусмотрены бойницы. Для повышения огневой мощи на крыше бронеавтомобиля может устанавливаться дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом или автоматическим гранатометом.

Бронеавтомобили «Тайфун» оборудованы приборами ночного видения и бортовой информационно-управляющей системой (БИУС). Электронные системы управления позволяют выводить на экран водителя информацию о состоянии узлов и агрегатов машины, проводить необходимую диагностику. «Тайфуны» оснащены системой спутниковой навигации, позволяющей автоматически сообщать на командный пункт о местонахождении и состоянии автомобиля, а также могут подключаться к внешним системам управления. При необходимости машина может оборудоваться системой внешнего кругового видеонаблюдения, которая позволяет наблюдать за обстановкой из транспортного модуля, а также управлять бронемашиной через установленные в кабине мониторы, в том числе и в ночное время.

Для улучшения эргономики в машинах «Тайфун» установлены фильтровентиляционная установка ФВУ-100, штатный отопитель и автономный подогреватель воздуха, система кондиционирования воздуха с индивидуальной разводкой к каждому креслу.

В перспективе в семействе «Тайфун» планируется создание трех типов капотных бронеавтомобилей с колёсными формулами 4x4, 6x6 и 8x8.

Из проведенного краткого обзора миннозащищенных бронеавтомобилей (MRAP), созданных за последние годы мировой оборонной промышленностью можно сделать следующие выводы.

При проектировании МЗБА в мире просматривается устойчивая тенденция увеличения минной стойкости в соответствии с требованиями программы MRAP II (от 6 до 8 кг ТНТ). При этом практически все машины типа MRAP разрабатывались на базе коммерческих грузовиков или включают узлы и агрегаты от них, что позволяет снизить стоимость и удешевить сервисное обслуживание и ремонт автомобилей. Конструкции машин позволяют в кратчайшее время переоборудовать их в любую версию в зависимости от назначения: транспортер, патрульную, разведывательную, машину управления, машину технической помощи, медицинскую машину или платформу для установки различного вооружения.

Если при конструировании современных БТР с целью повышения их защищенности все чаще отказываются от оборудования из бойницами для ведения огня из индивидуального оружия десанта, то на МЗБА практически на всех машинах оборудуют амбразуры, а также предусматривается установка дистанционного управляемого вооружения.

Большинство МЗБА обеспечивают баллистическую защиту экипажа и десанта в соответствии со 2 уровнем по STANAG 4569. Дополнительная защищенность реализуется за счет установки модульной многослойной брони с керамическими элементами.

Основная комплектация МЗБА включает: централизованную систему подкачки шин; систему ABS; систему безопасности сидений водителя и десанта; систему внешней связи, в том числе переговорные устройства внутренней связи и связи экипажем с десантом, находящимся вне машины; интегрированную систему управления с GPS-приемником и систему аварийного спутникового маяка; систему кондиционирования воздуха; боестойкие шины в комплектации со вставками, позволяющими продолжать движение на спущенных шинах; одно или два запасных колеса. В качестве дополнительных опций предлагается модульная броня, а также система обнаружения снайперов.

В целом, можно сказать, миннозащищенные бронеавтомобили пришли на замену бронетранспортерам для ведения боевых действий в условиях контрпартизанской войны. Они способны лучше защитить экипаж и десант при подрывах на минах и СВУ, имеют больший ресурс, позволяют обеспечить лучшие условия при длительном нахождении внутри экипажа и десанта. Главное достоинство MRAP – это более низкая стоимость по сравнению с БТРами. Казалось бы найдена панацея для пехоты – дешево и эффективно. Но как показывает опыт военных конфликтов в Ираке и Афганистане, люди продолжают гибнуть и в машинах типа MRAP. От всех средств поражения отдельную машину защитить невозможно, будь то MRAP, танк, БТР или что угодно. Держит MRAP, к примеру, взрыв 8 кг ТНТ, но противник может положить 10 кг, кто ему мешает? А есть еще РПГ, против которых даже самые современные танки не могут устоять. К тому же минируются в основном дороги, именно на них несут потери войска коалиций, ведущих действия в Ираке и в Афганистане. А если осуществлять перевозки вне дорог, где вероятность нарваться на СВУ или мину намного меньше? Вот тут-то большинство автомобилей типа MRAP (особенно западного производства) не в состоянии нормально передвигаться, сделаны-то они на шасси коммерческих грузовиков. Получается, что способы ведения боевых действий определяют не военные, а коммерсанты, предлагающие боевую технику подешевле в производстве(в первую очередь для коммерсантов), но продающуюся в армию не по самым бросовым ценам, а даже наоборот.

Вот и получается, что был разработан новый класс бронированных машин – MRAP, но как таковой этот класс машин не способен полностью обеспечить сохранность жизней солдат. Если разобраться, то танк, как ни крути, имеет намного лучшую баллистическую защиту и не меньшую противоминную стойкость, и уж намного лучше решает задачи по огневому поражению противника, но танк дороже. Отсюда вывод – снова экономия на жизни солдат.

Да, согласен, если МЗБА позволят сохранить хоть на одну жизнь больше, чем вся другая техника, что имеется на вооружении, несомненно – такие машины нужны. Но надо понимать, что MRAP – это не панацея. Сохранить жизни солдат можно только благодаря комплексному подходу. Нужны средства, обеспечивающие обнаружение и обезвреживание мин и СВУ. Нужны средства, способные обнаруживать противника в засадах, чтобы упреждать его в поражении. Нужны средства, чтобы не позволяли организовывать вообще каких либо бандформирований. Но такие средства по стоимости значительно превысят создание и производство машин типа MRAP. Это как в старом советском анекдоте, когда иностранцы увидели советский «Урал», способный двигаться по любому бездорожью благодаря наличию полного привода, блокировке межколесных и межосевых дифференциалов, наличию пониженной передачи, они сказали: «Что только не сделают русские, чтобы нормальных дорог не строить». Так и тут, сделали миннозащищенные автомобили, теперь собирайте ребята своими пятыми точками мины и фугасы. А вот сделать так, чтобы ничего не взрывалось под машинами, исключить саму вероятность закладки фугасов и мин – это сложнее. На сегодняшний день остается одно – четкая организация взаимодействия, тщательная разведка всех видов, упреждение противника в огневом поражении, лишение его возможности вообще по минированию дорог, грамотное использование авиации и многое другое. Тогда жизни солдат будут в сохранности. А машины MRAP – это только лишь одно из средств всего комплекса по сохранению солдатских жизней. Если этого не понимать, то эти жизни будут теряться. Только за первую неделю мая 2013 года в Афганистане погибло 9 солдат, трое британцев, пять американцев и один немец, и все в машинах типа MRAP в результате подрыва.