Ваша реклама могла бы быть тут

От модернизации БТР-80 до нового БТР-4 «Буцефал»

Сергей Суворов,
эксперт,
кандидат военных наук

После развала СССР и получения Украиной независимости, харьковские знаменитые на весь мир конструкторское бюро машиностроения (ХКБМ) им. А.А. Морозова и завод транспортного машиностроения (ХЗТМ) им. В.А. Малышева, впрочем как и другие оборонные предприятия и Украины, и России переживали тяжелое время. После выполнения «пакистанского контракта» по поставке 320 танков Т-84, харьковские танкостроители были вынуждены искать пути выживания. Танки, разрабатываемые ХКБМ и производимые ХЗТМ, собственной стране были не нужны, не хватало средств на армию, зарубежных покупателей тоже больше не находилось. Завод получал небольшие заказы по модернизации имеющихся в украинской армии танков типа Т-64.

К тому же начало XXI столетия ознаменовалось смещением приоритетов в военном строительстве в сторону создания мобильных сил быстрого реагирования. Танки в концепцию таких сил не вписывались. Для подразделений таких сил больше подходит колесная мобильная бронетехника, которая стала пользоваться за рубежом большим спросом.

Имея на территории Украины большое количество бронетранспортеров типа БТР-70 и БТР-80, которое значительно превышало потребности украинской армии, харьковские конструкторы и танкостроители нашли быстрый и относительно мало затратный способ удержать предприятия на плаву. Благо, что научный и производственный потенциалы ХКБМ им. А.А. Морозова и ХЗТМ им. В.А. Малышева одни из самых высоких в мире.

Сначала харьковчане провели модернизацию БТР-80 в плане повышения огневой мощи бронетранспортера. С этой целью на машину вместо башенной установки БПУ-1 с 14,5-мм и 7,62-мм пулеметами был установлен боевой модуль БАУ-23, имеющий спаренную установку 23-мм автоматических пушек 2А7 и один 7,62-мм пулемет ПКТ. Вместо 260-сильного дизеля КАМАЗ-7401 в БТРе был установлен дизель УТД-20, использующийся в силовой установке БМП-1 и БМП-2, мощностью 300 л.с. В 1999 г. партия из 50 БТР-94 была поставлена Иорданской армии за 6,5 млн. USD. Однако иорданские военные выявив в ходе эксплуатации ряд недостатков, поспешили избавиться от этих машин, и в августе 2004 года все 50 БТР-94 были переданы вновь формируемым подразделениям иракской Национальной гвардии.

Следующим шагом в строительстве колесной бронетехники, предпринятым харьковскими танкостроителями, стала новая модернизация БТР-80 – БТР-3. В первую очередь данная модификация бронетранспортера создавалась для подразделений морской пехоты армии ОАЭ, ввиду чего была произведена переделка корпуса БТР-80: была увеличена высота бортов корпуса с целью повышения запаса плавучести машины при установке на нее более тяжелого боевого модуля. Силовая установка также претерпела изменения – в машину были установлены рядный 6-цилиндровый дизель Deutz BF6M1015, мощностью 326 л.с., в комплексе с автоматической трансмиссией Allison MD3066. Прорабатывался вариант установки дизеля УТД-20 совместно с автоматической коробкой передач Allison. Но именно двигатель Deutz и стал самым слабым местом БТР-3. Насколько известно, трансмиссия (за исключением коробки передач) на БТР-3 осталась прежней с БТР-80. А она не была рассчитана на значительно большие крутящий момент и мощность, которые выдавал немецкий дизель. В результате пошли проблемы с колесными редукторами, карданными передачами. Да и сам двигатель не отличался высокой надежностью. В результате на более поздних версиях БТР-3 стали устанавливать дизель MTU 6R106TD21 объёмом 7,2 л и мощностью 325 л.с., состыкованный с шестиступенчатой автоматической коробкой передач Allison 3200SP.

На БТР-3Е «Гардиан» установлен одноместный башенный модуль БМ-3М «Штурм» со стабилизацией оружия в двух плоскостях. Боевой модуль также разработан в ХКБМ. В модуле установлена 30-мм пушка ЗТМ-1 (украинское обозначение пушки 2А72), 7,62-мм пулемет КТ (украинское обозначение пулемета ПКТ), 30-мм автоматический гранатомет КБА-117 (украинское обозначение гранатомета АГС-17) и комплекс управляемого вооружения «Барьер» с четырьмя ракетами. Автоматическая пушка с двухленточным питанием имеет боекомплект 350 патронов с бронебойными, осколочно-фугасными и осколочными трассирующими снарядами. Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов.

Дополнительная броня на бортах корпуса, новый мощный боевой модуль обусловили рост массы бронетранспортера в целом. По сравнению с «базовым» БТР-80 на БТР-3Е1, например, она выросла на 3,5 т (почти на 25%), что не могло отрицательно повлиять на эксплуатационные характеристики машины. Ходовая часть и трансмиссия не выдерживали таких нагрузок.

По различным источникам, начиная с 2001 года, Украина поставила за рубеж от 100 до 250 БТР-3 в различных вариантах исполнения. Самые известные поставки этих машин были осуществлены в Таиланд.

Получив богатый опыт переделки бронетранспортеров доставшихся в наследство от СССР, украинские конструкторы (благо Харьковскому КБМ таланта не занимать) в начале 2000-х годов приступили к проработке новой машины, принципиально отличающейся от БТР-80. И хотя в конструкции нового бронетранспортера, получившего наименование БТР-4, остались проверенные временем и отработанные узлы «восьмидесятки» (такие как конструкции ходовой части и трансмиссии), машина получила совершенно другой вид и компоновку.

Главным новшеством стало размещение силовой установки в средней части машины, а боевого и десантного отделений – в кормовой части БТР-4. Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии под выполнение различных задач, что обеспечивает возможность создания широкого семейства машин.

Отделение управления размещено в носовой части корпуса. В нем размещаются механик-водитель (слева) и командир машины (справа). Отделение управления отделено от боевого и десантного отделения силовым отделением, которое расположено в центре машины и несколько смещено влево, чтобы обеспечить проход вдоль правого борта от места командира в десантное отделение (типа как на МТ-ЛБ). Для посадки и высадки командира и механика-водителя в бортах имеются двери с встроенными пуленепробиваемыми стеклоблоками, а также люки в крыше корпуса, закрывающиеся бронированными крышками. Лобовые стекла также представляют собой пуленепробиваемые стеклоблоки, которые, при необходимости могут закрываться бронированными крышками, в открытом положении откидывающимися вперед на верхний лобовой бронированный лист с помощью специального привода.

Для посадки и высадки десанта в корме имеются две двери, разделенные перегородкой, а также два люка в крыше корпуса в кормовой части. Двери одностворчатые распашные, открываются в сторону бортов от центра. Такое открытие дверей обеспечивает более-менее безопасное покидание машины десантом (по сравнению с аппарельной конструкцией кормового выхода) при попадании машины в засаду или нападению на колонну с фланга. В районе десантного отделения в бортах оборудованы закрывающиеся бронированными крышками бойницы для ведения огня из личного оружия десанта. С каждого борта БТР-4 по три таких бойницы, еще одна бойница оборудована в правой кормовой двери. Замков крепления оружия бойницы не имеют, т.е. по конструкции аналогичны бойницам БТР-60П. Для наблюдения за окружающей обстановкой личным составом десанта над каждой бойницей в крыше корпуса установлены по одному призменному прибору наблюдения.

Без комплекса вооружения боевая масса БТР-4 в базовом варианте, обеспечивающем противопульную и противоосколочную защиту экипажа и систем машины по 3 уровню STANAG, составляет 17 тонн. В зависимости от используемого на машине комплекса вооружения (типа боевого модуля) и дополнительным бронированием масса бронетранспортера может составить около 27 тонн. При этом, как сообщается разработчиками, обеспечивается защита лобовых проекций от попадания снарядов 30-мм пушек, а бортовых от попадания пуль крупнокалиберных пулеметов. Высокий уровень защиты в базовом варианте (3 STANAG) достигнут благодаря установке внутри корпуса машины в местах обитания экипажа отдельных броневых пластин при помощи болтов. Другими словами, 6а классу по ГОСТ бронирование БТР-4 не соответствует, поскольку имеется достаточное количество зон, где броня может быть пробита пулей Б-32 из винтовки СВД.

В десантном отделении БТР-4 могут разместиться шесть-семь человек десанта, в зависимости от типа установленного боевого модуля – обитаемого или необитаемого. Еще два члена экипажа – механик-водитель и командир машины, размещаются в отделении управления, наводчик – либо в боевом модуле, либо в десантном отделении.

Силовая установка нового украинского бронетранспортера может состоять либо из двухтактного дизеля 3ТД мощностью 500 л.с., либо, по желанию заказчика, четырехтактного дизеля импортного производства, таких как Deutz мощностью 489 или 598 л.с., или Iveco Cursor мощностью 430 л.с. Все двигатели соединяются с автоматической гидромеханической трансмиссией. Силовая установка обеспечивает бронетранспортеру движение с максимальной скоростью по шоссе, как указано в рекламных материалах представленного в 2011 г. на выставке IDEX бронетранспортера, не менее 100 км/ч (в других материалах указывается до 110 км/ч). В базовом варианте бронирования бронетранспортер может преодолевать водные преграды вплавь со скоростью до 10 км/ч.

Огневая мощь БТР-4 обеспечивается установкой современного комплекса вооружения. Украинскими конструкторами было проработано и построено 4 варианта БТР-4 с различными комплексами вооружения: с боевыми модулями «Гром», «Шквал», БАУ-23 и БМ-7 «Парус».

Боевой модуль «Гром» в своем составе имеет 30-мм автоматическую пушку типа 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет типа ПКТ, 30-мм автоматический гранатомет типа АГ-17 и ПТРК «Барьер» с боекомплектом 4 ПТУР, способным поражать бронированные цели на дальностях до 5500 м. Оружие боевого модуля стабилизировано в двух плоскостях. Дальности стрельбы из автоматической пушки, спаренного пулемета и автоматического гранатомета идентичны показателям для этих образцов на БМП-2М.

Боевой модуль «Шквал» имеет в своем составе 30-мм автоматическую пушку типа 2А72, спаренный 7,62-мм пулемет типа ПКТ и комплекс управляемого ракетного вооружения «Барьер». При установке в модуле «Шквал» двух пусковых установок ПТУР «Барьер», на модуль устанавливается 30-мм автоматический гранатомет типа АГ-17, без автоматического гранатомета на модуле устанавливают 4 пусковых установки ПТУР. Оружие боевого модуля стабилизировано в двух плоскостях, имеется автоматизированная система управления огнем (СУО).

Боевой модуль БАУ-23 в своем составе имеет спаренную установку 23-мм автоматических пушек 2А7 и спаренный 1 x 7,62-мм пулемет ПКТ, управляемые вручную с помощью механических приводов.

Боевой модуль БМ-7 «Парус» является дистанционно управляемым и представляет собой дальнейшее развитие боевого модуля «Шквал». Благодаря этому он не занимает объема внутри корпуса БТР, что обеспечивает удобное размещение десанта в десантном отделении. При этом все операции по подготовке оружия к стрельбе и его перезаряжанию осуществляются наводчиком-оператором изнутри машины.

СУО боевого модуля «Трек-М» оснащена комбинированным оптико-телевизионным прицельным комплексом и панорамным прибором наблюдения командира. Обеспечивается дублированное управление комплексом вооружения с места командира машины. Командир благодаря наличию панорамного устройства наблюдения, поиска цели и целеуказания «Панорама-2П», возвышающегося на высоту до 0,5 метра над башней, осуществляет разведку и обнаружение целей и выдачу наводчику целеуказаний. При необходимости он может взять управление оружием на себя, осуществляя прицеливание через прицельный комплекс наводчика-оператора. Панорамная камера с возможностью подъема на и круговым обзором используется командиром для целеуказания наводчику.

Приводы наведения размещаются внутри башни боевого модуля. Боевой модуль «Парус» оснащен системой постановки завес «Линкей».

Модуль вооружен 30-мм автоматической пушкой КБА-1 (2А72) с боекомплектом 400 снарядов в двух лентах, 30-мм автоматическим гранатометом типа АГ-17 с боекомплектом 145 выстрелов, 7,62-мм спаренным с пушкой пулеметом типа ПКТ с боекомплектом 2000 патронов и ПТРК «Барьер» с четырьмя ПТУР.

На базе БТР-4 харьковскими конструкторами было разработано несколько модификаций бронетранспортера БТР-4.

БТР-4Е – линейная боевая машина с одним из типов установленного боевого модуля;
БТР-4К – командирская версия БТР-4;
БТР-4КШ – командно-штабная машина на базе БТР-4;
БСЭМ-4К – бронированная санитарно-эвакуационная машина на базе БТР-4;
БРЭМ-4 – ремонтно-эвакуационная машина на базе БТР-4.

Кроме того были проработаны еще два варианта бронетранспортера – БТР-4А и БТР-4В. Первая машина – это вариант бронетранспортера с двигателем Iveco и боевым модулем «Гром», создаваемый по заказу МО Украины. Вторая машина – это вариант БТР-4 с двигателем Deutz. Создавался этот БТР для несостоявшегося контракта с Македонией.

Впервые прототип бронетранспортёра БТР-4 был продемонстрирован на выставке «Аэросвіт» в Киеве в 2006 году24 июля2012 года в модификации БТР-4Е (комплектация для поставки в вооруженные силы Ирака), бронетранспортер был принят на вооружение украинской армии.

БТР-4 «Буцефал» может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. Бронетранспортер может выполнять поставленные задачи как днём, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Эксплуатационный диапазон температур окружающего воздуха от −40 до +55 °C. Принят на вооружение украинской армии в 2011 году. Стоимость одного БТР-4 в среднем от 25 до 29 млн. рублей. В 2009 году Минобороны Украины заказало 10 БТР-4, но до сих пор поставки не были осуществлены. БТР-4 пока активно поступает на экспорт.

В декабре 2009 года Ирак заключил договор с Украиной на поставку 420 бронированных машин. Из них 270 бронетранспортеров БТР-4 с боевым модулем БМ-7 «Парус», 80 командирских машин БТР-4К, 30 командно-штабных машин БТР-4КШ, 30 бронированных медицинских машин БСЭМ-4К и 10 бронированных ремонтно- эвакуационных машин БРЭМ-4. В конце 2010 года первая партия из-за проблем с орудиями была задержана, после чего 1-я и 2-я партии были слиты в одну. В результате первая партия из 26 машин прошла приёмку в марте 2011 года, а 20 апреля отправлена в Ирак.

В апреле 2012 года была произведена вторая партия машин в количестве 62 единиц. 12 сентября 2012 года состоялась отгрузка второй партии БТР-4 (62 штук) для транспортировки морем в Ирак.

Однако иракская сторона не спешит принимать украинские БТРы, ссылаясь на многочисленные недостатки, в том числе и трещины брони в корпусах машин. В результате, вместо заявленных по контракту 420 БТРов в Ирак, сторона получила только около 100 машин.

А средняя стоимость БТР-4 по контракту 2009 года на поставку 420 бронетранспортёров в Ирак составила около $1,1 млн за единицу.

В мае 2012 года Украина подписала еще контракт на поставку БТР-4 на экспорт. На этот раз 100 машинокомплектов в Казахстан, по цене уже $1,5 млн. за единицу. Хватило бы сил рабочим построить все эти машины.

На выставке IDEX-2013 впервые была представлена новая версия БТР-4 – БТР-4МВ. На этой машине изменена конфигурация корпуса в носовой части. Теперь она полностью закрыта броневой сталью. Отсутствуют боковые двери и бронестекла. Посадка водителя и командира осуществляется через люки в крыше корпуса. В кормовой части вместо двух дверей установлена откидывающаяся аппарель, которая позволяет не только увеличить скорость посадки и высадки десанта, но и использовать БТР в качестве перевозчика военных грузов, дополнительного боекомплекта и запчасти. В аппарели на всякий случай имеется дополнительная дверь, на тот случай если десант не сможет покинуть из-за невозможности опустить аппарель.

Главным отличием бронетранспортера БТР-4МВ от предыдущих моделей семейства, по словам разработчиков, является наличие в базовом исполнении баллистической защиты третьего уровня по натовскому стандарту STANAG 4569. Броня выдерживает попадание пули Б-32 патрона 7,62х54 с дальности 30 метров при скорости 854 метра в секунду. В лобовой проекции защита соответствует уровню «3+» и выдерживает попадание пули 12,7х99 с дальности 30 метров при скорости 914 метров в секунду. Кроме того, защита была усилена за счет увеличенного угла наклона лобового листа, толщина бронирования при этом не менялась. Последнее позволило выдержать центровку машины на уровне БТР-4.

Имеется возможность устанавливать дополнительную защиту, например из керамической брони или динамическую с обеспечением четвертого и пятого уровней в соответствии со стандартами НАТО. Согласно STANAG 4569 4-й уровень противопульной защиты должен выдерживать попадание пули калибра 14,5x114 с 200 метров при скорости полета пули 911 метров в секунду. Защита по пятому уровню этого стандарта должна выдержать попадание снарядов пушек калибра 25-30-мм с дальности свыше 500 метров.

Запас плавучести БТР-4 позволяет преодолевать водные препятствия вплавь при волнении до трех баллов. Для движения на плаву используются два водометных движителя с гидроприводом, установленных в кормовой части машины по бортам.

C усилением бронирования до четвертого и пятого уровней амфибийность машины теряется в связи с увеличением боевой массы. Габариты машины позволяют перевозить ее железнодорожным и водным транспортом, а также самолетами военно-транспортной авиации соответствующей грузоподъемности.

Оценивая новый украинский бронетранспортер, следует отметить, что он не лишен недостатков, но это не главное. Главное то, что харьковские конструкторы активно ищут пути и методы создания новой колесной бронированной машины, отвечающей всем современным требованиям. И это у них получается.

ТТХ БТР-4 «Буцефал» с боевым модулем «Парус»

Боевая масса, т 21,9
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 7 
Длина корпуса, мм 7650
Ширина корпуса, мм 2900
Высота, мм 2860
Клиренс, мм 460
Защита противопульная 3 STANAG
Калибр и марка пушки 30-мм КБА-1 (2А72)
Боекомплект пушки 400
Углы наведения ВН, град. −25…+30
Дальность стрельбы, км:
БТС 2,0
- ОТС и ОФЗС 4,0
ПТУР 5,0
Прицелы оптико-телевизионная система с 
лазерным дальномером и стабилизацией 
поля зрения в вертикальной и 
горизонтальной плоскостях
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Комплекс управляемого вооружения ПТРК «Барьер»
Автоматический гранатомет 1 х 30-мм АГС-17
Тип двигателя ЗТД-3
Мощность двигателя, л. с. 500
Скорость по шоссе, км/ч до 110
Запас хода по шоссе, км 690
Удельная мощность, л. с./т 20,2
Колёсная формула 8х8
Тип подвески индивидуальная торсионная с 
гидравлическими амортизаторами
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,5
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м плавает со скоростью до 10 км/ч

Фото ХКБМ и автора