Ваша реклама могла бы быть тут

Отечественные неатомные подводные лодки

В течение первого послевоенного десятилетия в составе советского, как и всех остальных флотов мира состояли только дизельные (точнее - дизель-электрические) подводные лодки (ПЛ) с торпедным вооружением.

Непосредственно после войны были достроены две средние  подводные лодок типа «Щ» и восемь типа «С», а также более полусотни «малюток» XV серии, часть из которых была заложена уже после 1945 г. Только с 1950 г. флот начали пополнять разработанные после войны средние подводные лодки проекта (пр.) 613, а затем и большие пр.611, водоизмещением, соответственно, 1050 и 1830 т. Наряду с четвертьвековым опытом проектирования ПЛ в ЦКБ-18 (в настоящее время - ОАО «ЦКБМТ «Рубин»), в них были реализованы достижения немецких конструкторов, ставших к концу войны лидерами подводного кораблестроения. По показателям максимальной скорости и дальности плавания в подводном положении новые советские ПЛ превосходили своих довоенных предшественниц в полтора раза, по глубине погружения - вдвое. Важнейшим новшеством стал «шнорхель» - устройство работы дизеля под водой (РДП), обеспечивающий длительный ход под перископом со скоростью  до 6–8 узлов.

Новая средняя ПЛ пр.613 вполне отвечала задачам применения на внутренних морях и в ближней океанской зоне. В 1950-1957 гг. на заводах №444 (ныне – ГХК «Черноморский судостроительный завод») в Николаеве, №112 (ОАО «Судостроительный завод «Красное Сормово») под г. Горьким, №189 (ОАО «Балтийский завод») в Ленинграде и  № 199 (ОАО «Амурский судостроительный завод») в Комсомольске-на-Амуре были построены 215 ПЛ пр.613, из которых около 40 пополнили флоты иностранных государств (Албании - 2, Египта - 7, Индонезии – 12,  КНДР - 4,  Польши - 4, Болгарии – 2, Югославии – 5, Кубы - 1). Три лодки поставили в разобранном состоянии в Китай, где в дальнейшем было освоено их серийное строительство по советской документации.

Массовая постройка лодок пр.613 – ежегодно в строй входило  до 67 ПЛ – вызвала панические публикации в западной прессе. Однако угроза грозящего проигрыша новой «битвы за Атлантику» была надумана. При дальности плавания 6500 миль и автономности 30 суток в надводном положении при действии с баз Северного флота ПЛ пр.613  в лучшем случае могли в режиме РДП только дойти до берегов Шотландии  с тем, что бы тут же лечь на обратный курс. Обеспечить срыв трансатлантических перевозок они не могли.

Способные решать эту задачу большие лодки пр.611 с втрое большей дальностью хода и автономностью 75 суток строили на порядок меньшей серией. На  заводах №196 (в дальнейшем -  «Судомеханический завод») в Ленинграде и № 402 (ныне ОАО «ПО «Севмашпредприятие») в Северодвинске по исходному проекту 611 построили 21 лодку. Еще  пять лодок достроили как ракетные по пр.В611 и АВ611, но эти  ПЛ, как и дизельные ракетоносцы пр.629, 651, 644 и 665 заслуживают отдельного рассмотрения.  

Внешне новые ПЛ пр.613 и 611 смотрелись как наиболее совершенные немецкие лодки XXI серии, особенно после того, как с 1955 г. с них сняли артиллерию. Пушки, как и обеспечивающие хорошую надводную мореходность и ходкость удлиненные обводы корпуса лодок могли пригодиться только при действиях ПЛ в надводном положении, ставших слишком  опасными с учетом развития радиолокации и противолодочной авиации. Главным недостатком этих ПЛ стала кратковременность подводного хода под электродвигателями - не более часа на максимальной скорости. Применение «шнорхеля» не решало проблему. Скорость и дальность в режиме РДП падали вдвое по сравнению с надводным ходом, а сближаясь с противником лодка обнаруживала себя.

Начались поиски «единого двигателя» для подводного и надводного хода. Впервые в нашей стране такой двигатель был применен в 1950‑х гг. на малых подводных лодках - головной пр.615 и 29 серийных А615 водоизмещением 400 т. «Изюминкой» проекта стала возможность поддержания в течение 4 часов подводной скорости 15 узлов за счет работы одного из трех дизелей по замкнутому циклу с подпиткой кислородом и связыванием содержащейся в продуктах сгорания углекислоты химическим поглотителем. Игры с жидким кислородом оказались опасными. После взрыва и пожара 26 сентября 1957 г. погибла на Балтике М-256. За месяц до этой трагедии на Черном море сказочно успешно завершилась операция по вызволению из трехдневного подводного плена с невредимым экипажем другой лодки пр.А615 - М-351, затонувшей на глубине 84 м по причине, не связанной с особенностями энергетической установки. Быстро испарявшийся жидкий кислород был крайне неудобен в эксплуатации. Некоторое время лодки пр.А615 эксплуатировались как обычные дизельные.

Также из-за аварии, происшедшей  в 1959 г, прекратились испытания единственной средней лодки пр.617 водоизмещением 900 т, оснащенной обеспечивающей скорость 20 узлов энергетической установкой с трофейной турбиной Вальтера, в которой керосин сжигался в парокислородной смеси, образующейся при разложении маловодной перекиси водорода.

Трудности  в отработке «единых двигателей», связанные с ними аварии и катастрофы определили отказ от постройки перспективной большой ПЛ пр.631 с турбиной Вальтера. Не строилась и большая лодка пр.643  с энергетической установкой с подачей в цилиндры дизеля парокислородной смеси, получаемой при разложении перекиси водорода.

Менее заманчивым, чем применение «единых двигателей», но более достижимым и безопасным был путь расширения тактических возможностей за счет применения мощных электродвигателей и энергоемких  серебряно-цинковых батарей.

К концу 1950-х. годов горьковское СКБ-112 (в дальнейшем – ЦКБ «Лазурит») разработало проект 654 новой средней лодки водоизмещением 1600 т. Обводы корпуса приближались к реализованным американцами на опытной ПЛ «Альбакор», что способствовало увеличению скорости подводного хода до 20 узлов. В отличие от заокеанского прототипа ПЛ пр.654 была выполнена по двухвальной схеме и имела более полные обводы в носовой части. Дальность экономического подводного хода предусматривалось довести до 650 миль. Лодка была начата строительством на заводе №112, когда в соответствии с веяниями времени ее решили оснастить крылатыми ракетами. Программой на семилетку предусматривалось строительство 32 таких лодок  по пр.П654. Вскоре было признано, что задачи подводных ракетоносцев эффективно решаются только атомоходами и работы по пр.П654 прекратили.

Из-за крайней дороговизны серебряно-цинковых батарей при неоспоримом преимуществе атомоходов не реализовали разработанный ЦКБ-18 пр.649 большой ПЛ водоизмещением 2640 т с. максимальной подводной скоростью 20 узлов и дальностью  экономического хода 800 миль.

 В серийную постройку к концу 1950-х гг. пошли лодки, задуманные как «исправленные и дополненные издания»  ПЛ пр.613 и 611. Боевые возможности средних лодок существенно расширились с разработкой СКБ-112 ПЛ пр.633. За счет роста водоизмещения на треть по отношению к пр.613, облагораживания обводов и применения более совершенных сталей удалось поднять подводную скорость с 13 до 15 узлов, удвоить автономность, разместить в носу в полтора раза больше торпедных аппаратов, оснастить ПЛ современной гидроакустикой. Однако, исходя из достаточности для флота двух сотен уже построенных ПЛ пр.613, с учетом успешных испытаний первых атомоходов ограничились постройкой всего 20 ПЛ пр.633, большинство из которых вскоре передали флотам дружественных стран (Алжиру - 2, Болгарии- 4.  Египту - 6, Сирии - 3). С использованием советской документации китайцы в 1962 - 1987 гг. построили около 90 таких подводных лодок по доработанному ими проекту - 033.  Еще два  десятка лодок пр.033  построено в Северной Корее.

Удачно сложилась судьба большой ПЛ пр.641, спроектированной в ЦКБ-18 на смену пр.611. При  небольшом (в пределах 5%) росте водоизмещения глубину погружения увеличили в полтора раза, дальность плавания в надводном положении возросла с 22000 до 30000 км, а в режиме РДП - до 16000 км. Даже внешне лодка смотрелась намного изящней - ограждению рубки и легкому корпусу придали подобранную аэродинамиками хорошо обтекаемую форму. Вместо намеченных Программой на семилетку 1959-1960 гг. 21 лодки построили вдвое больше. Всего до 1969 г. советскому флоту сдали 58 ПЛ, после чего «Судомеханический завод» до 1982 г, строил лодки  на экспорт по доработанным под тропические условия проектам И614 и И641К (8 - Индии, 6 - Ливии, 2 – Кубе). Полякам поставили 2 ПЛ из состава советского ВМФ.

С началом 1960-х гг. преимущества подводных атомоходов проявились столь полно, что стало казаться, что они придут на смену дизельным лодкам столь же всеобъемлюще, как в свое время пароходы сменили парусники. Было признано, что дорога дизельным лодкам на океанские просторы надежно перекрыта противолодочными рубежами со стационарными средствами освещения подводной обстановки, развернутыми США. Преодоление их не только в  надводном положении, но и в режиме РДП не обеспечивалось, так как новые радиолокаторы обнаруживали не только всплывшие лодки, но и выдвинутые на поверхность устройства РДП. Достигнутой на ПЛ пр.641 дальности экономического подводного хода под электромоторами порядка 400 миль формально хватало для форсирования противолодочного рубежа между Гренландией, Ирландией и Великобританией. Но обеспечиваемая в этом режиме номинальная двухузловая скорость была недостаточной для решения этой задачи, так как снижалась наполовину мощным встречным течением – Гольфстримом. Сильное впечатление на руководство флота и правительство произвел тот факт, что во время кризиса вокруг Кубы американцы обнаружили и заставили всплыть 3 из 4 посланных в этот район новейших  дизельных ПЛ пр.641.

Скептическое отношение к возможностям боевых дизельных ПЛ не распространялось на ПЛ специального назначения. В 1967-1970 гг. в Комсомольске-на-Амуре построили 4 подводных лодки-цели пр.690 «Кефаль», которые распределили по флотам для обеспечения боевой подготовки. Лодки имели «альбакоровскую» форму корпуса, развивали скорость более 18 узлов и выдерживали прямое попадание учебной торпеды, идущей со скоростью 50 узлов.  

В 1976-1979 гг. тот же завод сдал две лодки пр.940 «Ленок», обеспечивающих доставку спасательных снарядов для эвакуации экипажа  аварийной ПЛ с глубин до 500 м. 

В 1982 г. «Ленинградским адмиралтейским объединением» (ЛАО), в состав которого вошел «Судомеханический завод», была построена подводная база-лаборатория пр. 1840 водоизмещением 1875 т, обеспечивавшая проведение исследований по длительному – до двух недель - пребыванию водолазов в условиях, соответствующих глубине 200-300 м с периодическим их выходом в воду.  В 1987 г. на ЛАО построена исследовательская  подводная лодка пр.1710 «Макрель» водоизмещением 1400т, предназначенная для отработки гидродинамики перспективных скоростных атомоходов.

В 1988-1990 г.г. ЛАО сдало флоту 2 малых ПЛ пр.865 «Пиранья» водоизмещением 220 т, предназначенные для доставки 6 легководолазов при проведении спецопераций. В надстройке ПЛ могут размещаться средства транспортировки легководолазов или торпеды.

Строились и боевые подводные лодки. Подводная лодка пр.641Б была создана в порядке глубокой модернизация пр.641, но при сохранении энергетической установки прототипа скорость подводного хода не превысила 15 узлов. При этом ПЛ пр.641Б по водоизмещению в полтора раза превышала свою предшественницу, что позволило оснастить ее  радиоэлектронными вооружением, аналогичным принятому для атомоходов второго поколения  и улучшить обитаемость. Из-за установки мощной гидроакустики корпус располнел на 15% при прежней длине. При сохранении общего запаса торпед исключили кормовые торпедные аппараты, оставив только носовые. В 1971-1982  гг. на «Красном Сормове» построили 18 лодок.

Однако создание ПЛ пр.641Б не снимало задачи разработки действительно новой дизельной ПЛ. В 1980-х гг. истекал тридцатилетний срок эксплуатации многочисленных лодок пр.613, не за горами было и списывание океанских ПЛ пр.641.  Наряду с решением традиционных задач в закрытых и окраинных морях определились и новые области их применения. Начиная с 1972 г. в строй вступали атомные подводные ракетоносцы пр.667Б и их улучшенные модификации. Межконтинентальная дальность их ракет позволяла нести боевую службу в районах, не слишком удаленных от своих баз, под прикрытием разнородных сил советского флота, в том числе и подводных лодок с торпедным вооружением. В ряде случаев новые дизельные ПЛ более атомных подводные лодок подходили для  решения этой задачи, так как при движении под электродвигателем их шумность была намного ниже.

В создании новой, высокосовершенной дизельной ПЛ были заинтересованы и  платежеспособные зарубежные заказчики. В отличие от союзников по Варшавскому договору Индия или Ливия имели возможность пополнить свой флот ПЛ, построенными в западных странах, которые к середине 1970-х гг. далеко ушли от немецкой ХХI серии, не слишком отдаленными потомками которой были наши лодки пр.641. По традиции основными зарубежными заказчиками считались страны Варшавского договора и новый проект 877 получил наименование «Варшавянка».

С учетом развития сил и средств противолодочной обороны стран НАТО перед дизельными ПЛ уже не ставилась задача действия на трансатлантических коммуникациях. Это позволило снизить требования  по дальности плавания в режиме работы РДП, улучшив за счет этого другие показатели лодки.

По результатом работ, проводившихся «Рубином» с 1974 г., к концу десятилетия в постройку была принята подводная лодка по водоизмещению – 2300 т - близкая к пр.641Б, но способная развивать подводную скорость до 17 узлов. Численность экипажа сократилась на треть, бое6комплект – на четверть. Корпус имел характерные для атомоходов «альбакоровские» обводы. Впервые на отечественных ПЛ было реализовано электродвижение без механической связи дизеля и гребного винта. Что самое главное, шумность ПЛ была доведена до столь низкого уровня, что она была прозвана  «черной дырой в океане».

Головная ПЛ была завершена постройкой заводом в Комсомольске–на-Амуре в 1980 г. Всего на этой верфи и на «Красном Сормове» до 1994 г. для отечественного флота были построены 24 лодки, при этом половина ПЛ (более поздней постройки) относились ко второй серии, в экспортном исполнении именуемой пр.636. При  удлинении корпуса всего на 1,2 м удалось применить более совершенную, мощную энергоустановку, увеличив подводную скорость до 20 узлов. Шумность снижена еще в три раза.

На «Красном Сормове», «Адмиралтейских верфях» и в Северодвинске на экспорт построена 31 лодка в вариантах 877Э, 877ЭКМ и 636 (4 - для  Алжира, 10 - для Индии, 3 -  для Ирана, 12 - для Китая, по одной - для Польши,  Румынии и Вьетнама). Кроме того, до 2016 г. будет построено еще пять ПЛ  для Вьетнама. Лодки, построенные для Китая, Вьетнама, а также индийские ПЛ при ремонте на российских заводах получили  комплекс Club-S с запускаемыми из торпедных аппаратов крылатыми ракетами в различных модификациях, предназначенных для поражения надводных и наземных целей.

Возобновлена постройка «Варшавянок» для отечественного флота, в состав которого в 2014-2016 гг. должны вступить «Новороссийск», «Ростов на Дону», «Старый Оскол» и еще три лодки, построенные по пр.636.3. Предусматривается их оснащение запускаемыми из торпедных аппаратов крылатыми ракетами  и внедрение других новшеств, реализованных на  последних экспортных модификациях.

Дальнейшим  развитием «Варшавянки» призвана стать подводная лодка пр:677 «Лада» (в экспортной модификации - «Амур-1650»). За счет  применения нового оборудования, дальнейшего повышения степени автоматизации, с учетом допустимого уменьшения автономности, дальности экономического подводного хода, максимальной скорости и глубины погружения удалось при полуторном сокращении численности экипажа достигнуть снижения водоизмещения в 1,65 раза. При этом ставилась цель уменьшить шумность на порядок, обеспечив за счет этого и применения принципиально нового гидроакустического комплекса. гарантированное упреждающее обнаружение лодок противника. Построенная на «Адмиралтейских верфях» головная лодка пр.677 «Санкт Петербург» проходит испытания.

Важным направлением дальнейшего совершенствования неядерных подводных лодок является создание воздухо-независимых энергетических установок. В отличие от  внедрявшихся в 1950-х гг. «единых двигателей», они предусматривают практически бесшумное прямое преобразование химической энергии в электрическую, аналогичное реализованному в кислородно-водородных топливных элементах летавших к Луне американских космических кораблей «Аполлон». Применение подобного электрохимического генератора (ЭХГ) в дополнение к дизель-электрической установке было намечено для неядерной ПЛ пр.947 водоизмещением 4750 т, работы по которой вели горьковские конструкторы с 1970-х гг. Оснащенная радиоэлектронными средствами, аналогичными принятым для атомоходов третьего поколения пр.941, 945, 949, лодка пр. 947 должна была в режиме работы ЭХГ в течение 5 часов поддерживать максимальную скорость 18 узлов.  Для отработки новой энергетики одна из лодок пр.613 была переоборудована по пр.613Э с установкой новой ЭХГ в прочном корпусе и четырех цистерн для жидкого водорода и кислорода на надстройке -  попарно впереди и позади ограждения рубки. Результаты испытаний этой лодки, успешно завершенных в 1989 г., обеспечили научно-технический задел, достаточный для перехода к опытно-конструкторской работе по созданию принципиально новых ПЛ.