Ваша реклама могла бы быть тут

Пятое поколение по-русски Серийное производство ПАК ФА с новым двигателем уже не за горами

Одним из главных событий международного аэрокосмического салона МАКС-2017, проходившего недавно в подмосковном Жуковском, стал показательный учебный воздушный бой, продемонстрированный двумя российскими истребителями 5-го поколения Т-50. В ходе учебного воздушного боя пилотировавшие машины летчик-испытатель 1-го класса Сергей Чернышев и заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан продемонстрировали имитацию пуска ракет, условное поражение противника и попытку последнего уйти от атаки, а также выполнили различные фигуры высшего пилотажа, включая знаменитую «кобру Пугачева». Высокая маневренность машин вызвала настоящую бурю эмоций у зрителей и неподдельное восхищение у профессионалов из разных стран мира.

 

 

В рамках работы авиасалона Главнокомандующий Воздушно-космических сил (ВКС) Российской Федерации генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил журналистам, что первый этап государственных совместных испытаний Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), которые проводятся с 21 февраля 2014 г., успешно завершен. «Сегодня историческое событие – в рамках авиасалона МАКС подписано предварительное заключение по государственным совместным испытаниям первого этапа опытного самолета Т-50, – сообщил Главком. – Переходим ко второму этапу испытаний. Также получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов». В свою очередь заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов ранее в интервью агентству ТАСС отметил: «Работы по Т-50 идут в графике, самолет уже подтвердил ряд летно-тактических характеристик, которые Минобороны предъявляет к этому перспективному изделию».

«Мы в 2017 году заканчиваем изготовление всех опытных образцов, которые у нас принимают участие в летных испытаниях, и в 2018 году приступаем к изготовлению и поставке установочной партии», – заявил некоторое время назад в интервью телеканалу «Россия 24» президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, отметивший также, что точное количество самолетов, необходимых к поставке, заказчик, т.е. Министерство обороны РФ, в настоящее время уточняет с разработчиком.

Таким образом, в самое ближайшее время уникальный истребитель, которому прочат официальное наименование Су-57, поступит на вооружение ВКС России и будет запущен в серийное производство. Наличие значительного количества боевых машин нового поколения в строевых частях позволит отечественным Воздушно-космическим силам не просто существенно повысить свой боевой потенциал, но и обеспечит им – за счет обретения новых и уникальных возможностей – выход на совершенно иной уровень вооруженной борьбы в воздухе.

Ведь новейший российский истребитель отличается не только сверхвысокой, недоступной для других машин, маневренностью, но также имеет малую заметность в различных диапазонах длин волн и обладает возможностью осуществлять крейсерский сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме работы силовой установки. Более того, специально для него создается целый ряд перспективных образцов управляемого вооружения классов «воздух – воздух» и «воздух – поверхность», которые будут размещаться во внутренних отсеках вооружения и на внешних подвесках и позволят с высокой эффективностью и в высшей степени оперативно поражать широкий спектр целей (объектов) противника, включая имеющие стратегическую важность. Особо следует отметить и принципиальную новинку нового отечественного боевого самолета – интегрированный бортовой радиоэлектронный комплекс, основу которого составит радиолокационная система последнего поколения с активными фазированными антенными решетками. Также ПАК ФА будет отличать и ряд других новинок, многие из которых превосходят зарубежные образцы или же и вовсе не имеют аналогов в мире.

Высокий боевой потенциал нового российского боевого авиационного комплекса уже по достоинству оценили и ведущие зарубежные эксперты: как в ходе наблюдений за демонстрационными полетами истребителей в рамках авиашоу, так и по результатам проведенных ими многочисленных моделирований. Аналитические выкладки, сделанные по итогам некоторых из последних, стали достоянием прессы. В частности, эксперты австралийского аналитического центра «Air Power Australia» по результатам тщательного анализа первого прототипа Т-50 сделали весьма интересный вывод.

Истребитель, по их мнению, является превосходным подтверждением успешного проекта российских авиастроителей и «удачным компромиссом высоких летно-технических возможностей и широкого применения технологий малозаметности («стелс»)». В то же время они предположили, что самолет первого этапа создан в первую очередь для оценки его летно-технических характеристик, тогда как полноценное суждение о боевом потенциале новой машины можно будет сделать только после получения результатов его испытаний. И если в составе данного авиационного комплекса удастся реализовать все задумки инженеров и оснастить его всеми современными образцами вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования, то, по мнению австралийских экспертов, Воздушно-космические силы России получат боевой самолет, превосходящий все существующие на сегодня в разных странах мира самолеты.

 

Дорога в небо

Летные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации продолжаются уже несколько лет – первый полет головного летного образца нового истребителя, Т-50-1, состоялся 29 января 2010 г., то есть ровно пять лет спустя после того, как первый представитель 5-го поколения в мире, американский F-22 «Раптор», поступил на вооружение ВВС Соединенных Штатов. Первый полет российского «самолета будущего» выполнялся с аэродрома Дземги – взлет выполнен в 11 ч. 19 мин. по местному времени – и длился около 47 минут (с 11 ч. 19 мин. по 12 ч. 06 мин. по местному времени), машины пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан.

Неделей ранее, 22 января, истребитель совершил пробежку по взлетно-посадочной полосе аэродрома Дземги предприятия КнААПО – с поднятием на 6 сек. передней стойки шасси в воздух и выпуском тормозного парашюта. После перерыва, уже после обеда пробежка с отрывом передней стойки была повторена. Все проходило успешно, но во время пробежки 28 января на Т-50-1 были выявлены, по появившимся в открытой печати сведениям, незначительные проблемы с рулевым управлениям и тормозной системой, после чего первый полет и было решено перенести на сутки.

Полет 29 января выполнялся с аэродрома компании-изготовителя самолета – Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А. Гагарина (КнААПО, в настоящее время – Филиал ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» (далее – КнААЗ)).

Ранее, 16 января 2010 г. на аэродроме Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском совершил продолжавшуюся 26 минут первую скоростную рулежку самолет – летающая лаборатория Т-10М-10 (бортовой №710), назначенный для испытаний прототипа двигателя для истребителя Т-50, известного первоначально под обозначением «изделие 117». А еще через пять дней, 21 января, самолет – летающая лаборатория совершил и первый полет с данным двигателем.

Второй полет первого прототипа перспективного истребителя Т-50 – уже в камуфлированной окраске тогда еще ВВС России (серо-белый ломаный камуфляж, конус – белый, окраска – светло-серая, насыщенность цвета – около 25-30% с ломаными фигурами серого цвета с насыщенностью около 45-50%) – состоялся также в Комсомольске-на-Амуре примерно через месяц – 12 февраля 2010 г. А через три дня, 15 февраля, там же успешно прошел и третий полет Т-50-1. Затем, впрочем, примерно до середины марта 2010 г. испытательные полеты были прекращены ввиду необходимости осуществления доработки авионики самолета и ряда систем.

После завершения данных работ самолет в период до 6 апреля 2010 г. выполнил еще четыре испытательных полета, а потом – 8 апреля – был отправлен на борту тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан» на базу в ЛИИ им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском, с промежуточной посадкой в Хабаровске. Тем же рейсом в Жуковский был доставлен и комплексный наземный стенд (Т-50КНС), предназначенный для проведения отработки оборудования и систем в обеспечение программы ПАК ФА. Через пару недель, 29 апреля 2010 г., в Подмосковье был дан старт новому этапу летных испытаний российского истребителя нового поколения.

Примечательно, что руководитель АХК «Сухой» – разработчика перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации – Михаил Погосян отмечал тогда, что уже в первых испытательных полетах удалось успешно проверить управляемость и устойчивость истребителя на требуемых углах крена и достичь угла атаки в 27°, что было уникальным достижением, поскольку при испытаниях Су-27 аналогичные результаты были достигнуты лишь спустя несколько месяцев после начала его летных испытаний.

29 апреля, как указывалось выше, в Жуковском состоялся очередной, седьмой по счету, испытательный полет, также под управлением летчика-испытателя Сергея Богдана. Данный полет был также не продолжительным – около 40 минут – и к тому же проходил в сопровождении самолета Су-24М. В конце следующего месяца заместитель главнокомандующего ВВС России (в настоящее время – ВКС РФ) по вооружению генерал-майор Олег Бармин сообщил в интервью агентству «Интерфакс-АВН», что «испытания идут нормально, у нас нет никаких озабоченностей». 17 июня того же года первый прототип Т-50-1 выполнил под управлением Сергея Богдана 16-й испытательный полет, после чего первый этап летных и наземных испытаний перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации был объявлен успешно завершенным.

Ожидалось, что второй прототип ПАК ФА присоединится к программе летных испытаний в конце 2010 г. (перый прототип к тому времени совершил уже четыре десятка полетов), однако по ряду причин он поднялся в небо в Комсомольске-на-Амуре только 3 марта 2011 г. Самолет пилотировал также Сергей Богдан, полет продолжался в течение 57 мин. Зато уже в середине марта истребитель Т-50 впервые преодолел звуковой барьер – прототипы приступили к испытаниям на сверхзвуке. А по состоянию на конец мая 2011 г. два летных прототипа Т-50, по данным отечественых источников, уже выполнили в совокупности шесть десятков полетов.

Второй летный прототип, Т-50-2, после первых испытательных полетов в Комсомольске-на-Амуре был также перебазирован в ЛИИ им. М.М. Громова, где 10 августа 2011 г. выполнил первый полет. Неделю спустя, 16 августа, общее количество полетов, выполненных обоими летными прототипами, достигло 84.

А 17 августа оба участвовавших на тот момент в программе испытаний прототипа новейшего отечественного истребителя приняли участие в демонстрационной летной программе международного аэрокосмического салона МАКС, тогда как в павильонах выставки тогда можно было впервые увидеть ряд образцов систем, оборудования и вооружения, разработанных для перспективной боевой машины.

3 ноября 2011 г. программа создания Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации преодолела важный рубеж – 100-й испытательный полет со времени начала летных испытаний машины, а 22 ноября в воздух поднялся и успешно выполнил первый полет третий летный прототип истребителя – Т-50-3 (бортовой №53). В тот раз самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан, а сам полет продолжался собственно немногим более часа. Полет, так же как и предыдущие, прошел успешно, в полном соответствии с назначенным заданием: были выполнены проверка устойчивости машины, оценка работы систем его силовой установки и других бортовых систем истребителя. Сергей Богдан отметил после завершения полета надежную работу всех систем и оборудования самолета.

Летчик-испытатель Сергей Богдан совершил на самолете три полета в рамках комплекса заводских приемо-сдаточных испытаний, а затем самолет прошел окраску и накануне Нового года, 28 декабря 2011 г., был отправлен на борту самолета Ан-124 «Руслан» в подмосковный Жуковский. После перебазирования на территорию жуковской Летно-испытательной и доводочной базы компании «Сухой» третий прототип в течение пяти месяцев проходил сборку, доводку и отработку систем, а в июне 2012 г. был выведен на аэродром, где совершил пробежки и рулежки. 21 июня самолет под управлением Сергея Богдана совершил первый взлет с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова, после чего был начат этап летных испытаний машины.

 

Новый радар

Особо следует отметить, что третий прототип Т-50-3 стал первым из самолетов данного типа, который был оснащен новой бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) с активной фазированной антенной решеткой. Опытный комплект БРЛС был установлен на борт самолета на Летно-испытательной и доводочной базе компании «Сухой», пройдя затем проверку на функционирование в составе комплекса бортового радиоэлектронного оборудования самолета. Испытания данной РЛС были начаты в июле – августе 2012 г.: сначала отработка бортовой РЛС проводилась с земли – в работе по воздушной цели, а 24 июля в ходе очередного испытательного полета третьего прототипа Т-50-3 станция была впервые включена в воздухе, в полете и прошла отработку на нескольких режимах.

Разработана данная БРЛС коллективом НИИП им. В.В. Тихомирова. Причем в стандартной комплектации интегрированный многофункциональный радиолокационный комплекс перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации будет влкючать пять встроенных антенн, размещаемых в разных частях планера машины, включая носовую часть и предкрылок крыла. В результате, по оценкам экспертов, летчику будет предоставлена возможность обзора воздушного пространства фактически без каких-либо «слепых» зон.

В официальном сообщении компании «Сухой» по поводу летных испытаний третьего прототипа Т-50 указывалось, в частности, что «при проверке режимов работы БРЛС «воздух – воздух» и «воздух – поверхность» в первых же экспериментах получены значительные и устойчивые результаты на уровне существующих возможностей лучших образцов авиационной техники». Кроме того, указывали в компании, в результате проведенных испытаний были «подтверждены пути дальнейшего развития этих возможностей» и «начаты работы по проверке работы оптических каналов». В последнем случае речь идет о другом, не радиолокационном оборудовании, которое на третьем летном прототипе также было установлено в рамках программы ПАК ФА впервые.

В интервью журналу «Взлет» в начале 2013 г. (№1-2 за 2013 г., с. 52-54) генеральный директор НИИП им. В.В. Тихомирова Юрий Белый, отвечая на вопрос о ходе программы создания новой БРЛС для перспективного российского истребителя 5-го поколения, сообщал о первых результатах испытаний следующее: «В начале прошлого года третий опытный комплект БРЛС с АФАР, после необходимых испытаний и настройки на стендах НИИП, был передан компании «Сухой» и установлен на борт третьего летного экземпляра ПАК ФА… После проведения цикла наземной отработки БРЛС на борту самолета в июле 2012 г. приступили к полетам… Главный полученный результат – стабильная работа радара с АФАР во всех опробованных режимах, как «воздух – воздух», так и «воздух – поверхность», причем с самых первых полетов. Воспользовавшись плановыми доработками самолета в конце прошлого года, мы сняли с него БРЛС и проверили ее у нас на стенде: работоспособность и характеристики АФАР не изменились, доработок не требуется, и она готова к продолжению летных испытаний».

Юрий Белый также подчеркивал, что «своевременная поставка заказчику очередных комплектов БРЛС с АФАР обеспечивается наличием … в институте сразу двух стендов – на одном из них, стенде главного конструктора, продолжается отработка опытного радара с АФАР в направлении расширения ее функций, введения новых режимов работы и внедрения усовершенствованного программного обеспечения, а на другом ведется настройка очередных комплектов для установки на борт следующих образцов самолета».

«В целом мы удовлетворены получаемыми результатами, – подчеркивал тогда генеральный директор НИИП им. В.В. Тихомирова Юрий Белый, – но хорошо понимаем, что работы предстоит еще немало. В первую очередь – это уменьшение массы всей системы и улучшение ее ремонтопригодности в условиях эксплуатации, а главное – обеспечение заданного уровня характеристик надежности и снижение себестоимости приемо-передающих модулей, которые мы получаем с НПО «Исток»… Хотелось бы особо подчеркнуть: все работы по БРЛС с АФАР идут по согласованному с заказчиком графику, а получаемые результаты отвечают всем нашим ожиданиям. Высокого мнения о работе нашего радара и летчики-испытатели».

Последняя БРЛС, выпущенная опытном производством НИИП им. В.В. Тихомирова, установлена на поднявшемся недавно в воздух восьмом летном прототипе Т-50-9, а все будущие самолеты уже будут оснащаться станциями производства АО «Государственный Рязанский приборный завод», специалисты которого успешно освоили новый радиолокационный комплекс в производстве.

 

Новый этап

В сентябре 2012 г. к полетам после длительной доработки приступил первый летный прототип Т-50-1: самолет был подготовлен для испытаний с полетами на больших закритических углах атаки и в режиме сверхманевренности.

В свою очередь постройка четвертого летного экземпляра перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации была завершена на заводе КнААПО, г. Комсомольск-на-Амуре, к концу осени 2012 г., а 10 декабря самолет был выкачен на заводской аэродром и совершил первую пробежку. Спустя два дня летчик-испытатель компании «Сухой» Герой России Сергей Богдан выполнил на машине еще две пробежки, включая скоростную пробежку с отрывом передней стойки.

12 декабря в 16 ч. 50 мин. по местному времени четвертый летный прототип, Т-50-4, впервые оторвался от взлетно-посадочной полосы аэродрома КнААПО в Комсомольске-на-Амуре, а спустя 38 минут успешно приземлился. Самолет пилотировал Герой Росии Сергей Богдан. Данный полет прошел в соответствии с поставленным заданием, включая проверку устойчивости и управляемости самолета, а также оценку работы силовой установки машины и ее оборудования. Все бортовые системы работали штатно. По официальным данным компании «Сухой», на момент первого полета четвертого прототипа по программе испытаний на опытных экземплярах Т-50 было выполнено в совокупности уже порядка 200 полетов.

В течение следующих двух дней прототип Т-50-4 выполнил еще два испытательных полета, а после еще одного полета был передан на окраску в цвета ВВС России. Затем самолет совершил еще два полета, а 17 января 2013 г. четвертый летный прототип ПАК ФА прибыл на аэродром Летно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском, совершив самостоятельно первый в истории отечественной программы перспективного истребителя 5-го поколения дальний перелет протяженностью около 7000 км, фактически почти через всю территорию России – с Дальнего Востока в Подмосковье. До этого три первых летных прототипа ПАК ФА доставлялись из Комсомольска-на-Амуре на подмосковную площадку для продолжения испытаний на борту тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан».

В ходе перелета самолет, который пилотировал заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Сергей Богдан, совершил несколько промежуточных посадок – на аэродромах Домна (г. Чита), Канск (г. Канск) и Шагол (г. Челябинск). Сергей Богдан покинул аэродром преприятия в Комсомольске-на-Амуре 15 января, а первую посадку и ночевку выполнял в Чите. На следующий день он совершил перелет в г. Канск, а уже 17 января – после выполнения промежуточной посадки на челябинском аэродроме Шагол – примерно в 16 ч. 15 мин. по местному времени в сложных метеоусловиях – в условиях достаточно сильного снегопада и, соответственно, при весьма ограниченной видимости – совершил посадеу на аэродроме в Жуковском.

Достаточно большое количество посадок было назначено сугубо исходя из необходимости обеспечения высокой степени безопасности нового образца боевой авиационной техники. Кроме того, требовалось обеспечить возможность ухода машины на запасной аэродром в случае ухудшения погодных условий по маршруту следования. Расчет устроителей полета оправдался – во время перелета самолет показал себя выше всяких похвал, его бортовые системы на всем протяжении полета работали безотказно. После прибытия в Жуковский самолет был подключен к программе летных испытаний ПАК ФА, в которой к тому времени уже участвовали три летных прототипа.

В то время как четвертый летный прототип Т-50 готовился к перелету в Жуковский, а затем проходил подготовку к новому этапу испытаний, второй летный экземпляр, Т-50-2, дорабатывался для подготовки к испытаниям в расширенном диапазоне перегрузок и летных ограничений. Ранее, в августе 2012 г., на втором прототипе, который привлекался к испытаниям по исследованию устойчивости машины, а также управляемости и прочности самолета в большом диапазоне дозвуковых и сверхзвуковых режимов полета (в различных конфигурациях), разработчик приступил к практической отработке задачи по выполнению дозаправки ПАК ФА топливом в полете. В данных испытаниях был задействован также самолет-заправщик Ил-78, предоставленный ВВС России. В ходе первого испытательного полета, который проходил в сопровождении самолета Су-25УБ из парка Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) Минобороны России, пилотировавший Т-50-2 летчик-испытатель Сергей Богдан выполнил несколько подходов к воздушному танкеру и осуществил девять контактов с заправочным конусом, что более известно как «сухая» дозаправка.

В январе 2013 г. программа ПАК ФА преодолела еще один важный рубеж – двухсотый испытательный полет Т-50, а 25 апреля того же года на российском истребителе 5-го поколения совершил первый полет первый летчик «заказчика» – летчик-испытатель Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова Рафаэль Сулейманов. Полет, выполненный с аэродрома в Жуковском, продлился около двух часов и проводился в целях отработки систем и оборудования самолета по программе летных испытаний. На тот момент в программе испытаний также участвовали летчики-испытатели Сергей Богдан, Роман Кондратьев, Юрий Ващук, Сергей Костин и Тарас Арцебарский.

Следует также добавить, что 14 марта 2013 г., как сообщалось на сайте www.aviaport.ru, в ОКБ Сухого был введен в эксплуатацию стенд полунатурного моделирования для отработки бортового оборудования самолета Т-50, благодаря которому разработчик смог существенно сократить количество испытательных полетов на опытных самолетах. Стенд, как указывалось, «предназначен для наземной интеграции бортового радиоэлектронного оборудования, средств вооружения истребителя, а также для сопровождения летных испытаний ПАК ФА. На нем будут проводиться проверки сопряжения бортовых систем, отрабатываться режимы применения авиационного комплекса, логика взаимодействия бортовых систем, летчика с оборудованием. Кроме того, стенд позволит провести предварительную проверку условий проведения летных испытаний и оценку их результатов. Стенд, фактически, представляет собой полностью оборудованную кабину пилота с системой визуализации, применяющейся на авиатренажерах, кроме того в его состав входят статическое и динамическое имитационное оборудование, реальное бортовое оборудование истребителя».

 

Великолепная «Пятерка»

Очередной международный аэрокосмический салон МАКС в подмосковном Жуковском, проходивший в августе 2013 г., стал важным событием для программы ПАК ФА. Так, 27 августа 2013 г. в рамках проведения этой международной выставки впервые для широкого круга специалистов и посетителей был продемонстрирован полет не одного, а сразу трех истребителей Т-50. Самолеты пилотировали летчики-испытатели компании «Сухой» Сергей Богдан, Роман Кондратьев и Сергей Чернышев. А затем, после группового показательного полета, шеф-пилот холдинга «Сухой» заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Сергей Богдан выполнил показательную «соло-программу» – комплекс одиночного пилотажа, вызвавший высокий интерес у гостей авиасалона и авиационных экспертов.

Кроме того, в составе размещенной в павильонах МАКС-2013 выставочной экспозиции ряда российских компаний можно было увидеть системы, оборудование и вооружение, разрабатываемое в рамках программы создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, в том числе: на стенде НИИП им. В.В. Тихомирова – опытный образец активной фазированной антенной решетки бокового обзора Х-диапазона (ранее на МАКС-2011 компания продемонстрировала широкому кругу специалистов основную, переднюю АФАР для истребителя Т-50); на стенде Уральского оптико-механического завода им. Э.С. Яламова, структурно входящего в концерн «Швабе» Госкорпорации «Ростех», – отдельные подсистемы создаваемого для ПАК ФА интегрированного оптико-электронного комплекса; на стендах Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» и ряда других компаний – образцы авиационных средств поражения, которые могут, по оценкам экспертов, входить в состав комплекса бортового вооружения самолета Т-50.

27 октября 2013 г. с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина выполнил первый полет и пятый прототип – Т-50-5. Самолет пилотировал летчик-испытатель 1-го класса Роман Кондратьев, полет продолжался порядка 50 минут и проходил в полном соответствии с поставленным летчику заданием. Новую машину сопровождал в первом полете самолет Су-30МК (№504), на киле которого, что интересно, сотрудниками КнААЗ был нанесен профиль создателя ОКБ Сухого – Павла Осиповича Сухого. В ходе первого полета, в частности, была проведена проверка устойчивости и управляемости истребителя 5-го поколения, а также выполнена оценка работы его силовой установки и различных бортовых систем машины. Роман Кондратьев отметил по завершении полета надежную работу всех систем и оборудования вверенного ему истребителя. К тому времени, отметим, все летные прототипы ПАК ФА уже выполнили в общей сложности более 350 полетов.

После совершения цикла полетов по программе заводских испытаний и выполнения покраски пятый прототип в ноябре 2013 г. совершил перелет на испытательную базу ходинга «Сухой» в подмосковном Жуковском (самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель Герой России Юрий Ващук), где присоединился к четырем другим летным прототипам перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, проходящим там программу летно-конструкторских испытаний. При этом следует отметить, что третий, четвертый и пятый летные прототипы были назначены преимущественно для проведения испытаний комплекса бортового оборудования Т-50, для чего были оснащены новейшей бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой, созданной специалистами НИИП им. В.В. Тихомирова, а также рядом других радиоэлектронных и оптико-электронных систем, входящих в состав БРЭО перспективного истребителя. Кроме того, две машины были назначены для выполнения комплекса наземных испытаний – образец для статических испытаний и комплексный наземный стенд. В то же время, второй прототип Т-50-2 был 21 февраля 2014 г. перебазирован в Ахтубинск, где был подключен к программе государственных совместных испытаний.

Отметим, что 24 апреля 2014 г. в репортаже корреспондента РИА «Новости» по Ставрополью указывалось, что ставропольский радиозавод «Сигнал», структурно входящий в Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), готов приступить к поставкам новейших станций РЭБ типа «Гималаи», которые входят в состав комплекса самообороны перспективного истребителя Т-50. «Мы участвуем в изготовлении станции «Гималаи». Первые образцы мы уже сейчас делаем», — приводило слова генерального директора завода Александра Логвинова информационное агентство. При этом отмечалось – средства РЭБ, предназначенные для самолетов Т-50, имеют гораздо меньшие габариты, чем станции предыдущего поколения. «Там несколько другая идеология», – указывалось в сообщении.

Важным с точки зрения развития программы ПАК ФА стало и участие Т-50 в мероприятиях заключительного общероссийского этапа конкурса летного мастерства экипажей ВКС России «Авиадартс-2014». Мероприятие проходило в период с 21 по 26 мая 2014 г. на нескольких площадках: ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Воронеже, Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний в Липецке и Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Дальней авиации в Дягилево, что в Рязанской области. При этом летная часть программы проходила на полигоне Погоново под Воронежем, и именно здесь 24 мая состоялся – в присутствии министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу – показ боевого применения современной и перспективной авиационной техники «Авиамикс». Два истребителя Т-50 (Т-50-3 и Т-50-4), пилотируемые летчиками-испытателями Сергеем Богданом и Романом Кондратьевым, выполнили эффектный показательный полет над полигоном на минимально допустимой высоте, впервые в истории программы публично продемонстрировав еще и подвеску различного вооружения. Во время демонстрационного полета один из ПАК ФА нес под крылом по две управляемые ракеты класса «воздух – воздух» средней дальности и ближнего боя, а другой истребитель был «вооружен» двумя ракетами класса «воздух – воздух» и двумя скоростными управляемыми ракетами класса «воздух – поверхность» (семейства Х-31). Во время демонстрации летчики выполнили на предельно малой высоте комплекс пилотажа, включавший виражи и горки с имитацией атаки наземных целей.

 

Т-50 совершенствуется

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации вновь стал звездой аэрокосмического салона МАКС и в 2015 г. Пилотировавший истребитель заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан в буквальном смысле восхитил всех посетителей авиашоу захватывающими дух виражами на предельных углах атаки и мертвой петлей. В некоторые моменты самолет, казалось, буквально зависал в воздухе.

В течение двух лет, прошедших между выставками МАКС 2015-го и 2017-го годов, работы по программе ПАК ФА преодолели ряд новых важных рубежей. Специалисты компании-разработчика осуществили доработку конструкции и ряда бортовых систем самолета в соответствии с теми замечаниями, которые были выявлены по результатам первого этапа испытаний.

Отдельно следует упомянуть о работах, которые проводились по двигателю так называемого второго этапа. Сегодня, как известно, на опытных машинах Т-50 установлены двигатели первого этапа – двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 (также известен как «изделие 117»), разработанные входящим в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) рыбинским НПО «Сатурн» (ПАО «ОДК-Сатурн»), имеющие цифровую систему управления с полной ответственностью и плазменную систему зажигания, а также позволяющие развивать самолету сверхзвуковую скорость без использования форсажа. А вот на серийных самолетах будет уже стоять более соответствующий истребителю 5-го поколения двигатель второго этапа, который известен под обозначением «изделие 30» и разрабатывается специалистами Опытного конструкторского бюро (ОКБ) имени А. Люльки – московского филиала также входящего в состав Объединенной двигателестроительной корпорации ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» («УМПО») – под руководством его генерального конструктора – директора Евгения Марчукова.

Данный двигатель – не модернизация какого-либо имевшегося варианта, а совершенно новый технически и идейно образец, который будет обладать новым конструктивным обликом, включая новые компрессор высокого давления и камеру сгорания, и будет отличаться существенно более высокими характеристиками по сравнению с его предшественниками. Это будет самый, что ни на есть двигатель нового поколения, который обеспечит истребителям Т-50 уникальные летно-технические и маневренные характеристики, сделав его в буквальном смысле «королем неба» и непобедимым в воздушном бою. Как указывалось в отечественных СМИ со ссылкой на представителей компании ОДК, в двигателе внедрено «много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире».

В марте 2016 г. генеральный конструктор – директор ОКБ имени А. Люльки Евгений Марчуков сообщил журналистам, что летные испытания двигателя второго этапа начнутся на ПАК ФА в конце 2017 г., а 20 октября того же года в Рыбинске генеральный директор ОДК Александр Артюхов подтвердил это заявление. По данным, приведенным в статье Андрея Величко «ПАК ФА Т-50» на сайте «Авиация России» (http://aviation21.ru/t-50/), 11 ноября 2016 г. «в ОКБ имени А. Люльки в подмосковном Лыткарино состоялся первый запуск стендового образца двигателя-демонстратора «изделие 30». В 2017 году двигатель второго этапа планируется установить на летающую лабораторию, а серийная установка нового двигателя на Т-50 ожидается в 2023-2025 годах».

В свою очередь, в материале РИА Новости от 14 февраля 2017 г. («Представитель ОДК: у нового двигателя для Т-50 прорывные характеристики») со ссылкой на интервью представителя ОДК Антона Чечукова радио Sputnik указывалось, что первый полет истребителя 5-го поколения Т-50 с новым двигателем состоится в 4 квартале 2017 г., а работы по нему идут «в рамках заданных сроков».

«Первый полет истребителя пятого поколения с новым двигателем ожидается в четвертом квартале этого года, – отмечал Антон Чечуков в интервью радио Sputnik. – В озвученные сроки Т-50 пойдет на летные испытания уже с новым двигателем – «изделием 30». Этот двигатель может быть полностью отнесен к условному пятому поколению, потому что отвечает всем предъявляемым требованиям, выполняет все основные параметры».

«Это не модернизация, а полностью новый двигатель, – подчеркнул представитель Объединенной двигателестроительной корпорации. – К его основным прорывным характеристикам относятся: новый вентилятор, полностью перепрофилированный компрессор, у него новая «горячая» часть, новая система управления – много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире. Мы считаем, что с этим двигателем Т-50 будет еще более прорывным проектом, более тяговооруженным, более совершенным» (цитируется по сайтам РИА Новости и ГК «Ростех»).

Следует также отметить, что в сентябре 2016 г. российские СМИ сообщили, что на стендах Государственного казенного научно-испытательного полигона авиационных систем (ГкНИПАС) в подмосковном Фаустово отрабатываются новые системы вооружения для истребителя Т-50. В частности, указывалось, что на полигоне проходят испытания пушечной установки ННПУ-50, в состав которой входит одна из самых легких в своем классе пушка 9-А1-4071К. «В дальнейшем испытатели будут отлаживать работу всех этих систем и агрегатов уже на комплексном натурном стенде – Т-50-КНС», – указывалось на сайте «Авиация России». А уже в апреле 2017 г. агентство ТАСС со ссылкой на генерального конструктора входящего в Концерн «Техмаш» НПО «Прибор» Олега Чижевского сообщило, что в течение 2017 г. государственные испытания боеприпасов для пушки нового российского истребителя могут быть уже полностью завершены. «Мы надеемся, что в этом году государственные испытания боеприпасов для пушки ПАК ФА будут завершены», – приводит слова О. Чижевского ТАСС. «Ранее сообщалось, что в 2017 году будет поставлена первая опытная партия боеприпасов для пушки ПАК ФА с целью проведения огневых испытаний в составе комплекса», – подчеркивает корреспондент агентства.

В период, прошедший со времени проведения МАКС-2015, к государственным совместным летным испытаниям по программе создания Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации присоединились еще три опытных самолета, так что теперь в отработке находятся уже восемь прототипов ПАК ФА.

Шестой опытный самолет, Т-50-6-2 (бортовой №056), был облетан 27 апреля 2016 г., а 17 ноября того же года в воздух впервые поднялся еще один летный прототип – машина Т-50-8 с бортовым №058 (опытный самолет Т-50-7, выпущенный до этого, в летных испытаниях участия не принимал и используется разработчиком для статических испытаний измененного в ходе доработки нового боевого авиационного комплекса фюзеляжа машины). Наконец, незадолго до проведения МАКС-2017 в воздух поднялся еще один опытный экземпляр перспективного российского истребителя 5-го поколения. 24 апреля 2017 г. был облетан восьмой по счету летный прототип – самолет Т-50-9, который, по сообщению СМИ, уже практически полностью отвечает требованиям военных по боевым возможностям к истребителю 5-го поколения.

В частности, как указывали в опубликованной в авторитетном французском журнале «Air&Cosmos» статье «От ПАК ФА к Су-57» Петр Бутовский и Энтони Агранд (Piotr Butowski, Antony Angrand. Du PAK FA au Su-57. Air&Cosmos; дается в переводе, выложенном в блоге http://bmpd.livejournal.com/2760067.html), указанные три опытных самолета отличаются от предшественников внутренними усилениями фюзеляжа: часть панелей, закрывающих фюзеляж, теперь выполнена из композиционных материалов; задняя часть фюзеляжа, где располагается комплекс радиоэлектронной борьбы, стала более удлиненной; подверглись изменениям форма нижней части фюзеляжа в хвостовой части, лючки и технологические отверстия. При этом, как указывают авторы статьи, размах крыла самолета, по их собственным оценкам, увеличился с 14 метров до 14,1 метра, а длина фюзеляжа – с 19,7 метра до 20,1 метра.

Кроме того, последний, восьмой по счету, прототип отличается также наличием на его борту полного комплекта бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), соответствующего тому, который будет устанавливаться на серийных машинах. В новом комплексе БРЭО, как указывают авторы статьи, все системы и приборы связаны между собой и контролируются при помощи центрального процессора. При этом в состав комплекса БРЭО истребителя 5-го поколения, который, предположительно, будет устанавливаться на серийных машинах, в частности, входят:

– радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш121 разработки АО «НИИП имени В.В. Тихомирова», который включает в себя БРЛС типа Н036 и систему постановки электронных помех Л402. Бортовая РЛС типа Н036 включает пять антенн с активными фазированными антенными решетками (АФАР), три из которых работают в Х-диапазоне, а две – в L-диапазоне, контролируя в итоге воздушное пространство в секторе 270° (по 135° влево и вправо от оси самолета). По словам авторов статьи, использование L-диапазона в работе РЛС в режиме «воздух – воздух» является на рассматриваемом боевом авиационном комплексе основным средством обнаружения малозаметных воздушных целей. При этом со ссылкой на генерального директора АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» Юрия Белых в статье указывается, что последняя РЛС типа Н036, выпущенная опытном производством института, установлена на прототипе Т-50-9, а все будущие самолеты будут оснащаться уже РЛС данного типа производства АО «Государственный Рязанский приборный завод». Бортовой комплекс обороны Л402 «Гималаи» разработки АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» и производства ставропольского ПАО «Сигнал», как указывается в статье, имеет собственные антенны, но поскольку он работает в том же рабочем диапазоне, что и БРЛС, то он использует в итоге антенны последней;

– интегрированный оптико-электронный комплекс 101КС «Атолл» разработки АО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ), который обеспечивает возможность кругового контроля воздушного пространства в оптическом диапазоне, а также решает задачу по защите самолета от атакующих его ракет. Данный комплекс включает в свой состав систему ИРСТ 101КС-В (расположена перед гондолами двигателей), четыре датчика обнаружения ракет в ультрафиолетовом диапазоне (имеют обзор 360°), а также два датчика 101КС-О (ставят помехи в инфракрасном диапазоне). Еще один датчик – 101КС-П – состоит из небольшого прибора инфракрасного видения, который помогает летчику в ходе маневров на малой высоте или при посадке. Плюс к этому, по данным авторов статьи, в настоящее время российскими специалистами ведется разработка прицельно-навигационного контейнера 101КС-Н.

В целом работы по программе создания Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ведутся в соответствии с генеральным графиком, что позволяет надеяться на скорое завершение государственных совместных испытаний и принятия нового истребителя на вооружение ВКС России. В частности, 2 февраля 2017 г. заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил журналистам, что поставки истребителя 5-го поколения Т-50 в войска могут начаться уже после 2018 г. «Скорее всего, это период следующей ГПВ (госпрограмма вооружений) 2018-2025 годы, – приводит ответ Юрия Борисова на соответствующий вопрос агентство ТАСС. – Проводим опытную эксплуатацию, закупили ограниченные партии, смотрим, как они ведут себя на практике, выявляем все недостатки, вносим все изменения для того, чтобы, когда наступит время, покупать отработанные в практике образцы». Что ж, до радикального обновления отечественных Воздушно-космических сил и перехода их в новую эпоху осталось подождать совсем немного.  

Пятое поколение на экспорт

18 октября 2007 г. в Москве было подписано российско-индийское межправительственное соглашение по вопросу совместной разработки и производства перспективного истребителя 5-го поколения, который в зарубежном исполнении получил обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), что можно перевести с английского как «Истребитель пятого поколения», а в российских источниках более известен как ПМИ – перспективный многоцелевой истребитель. Исполнителями проекта были назначены российская компания «Сухой» и индийская корпорация HAL (Hindustan Aeronautics Limited).

В результате проведенных в последующем переговоров были согласованы основные вопросы осуществления совместной разработки и серийного производства перспективного истребителя, совместное участие сторон предусмотрено как на стадии проектирования и серийной постройки самолетов, но также и финансирования всех этих работ, которые будут выполняться специалистами двух указанных выше российской и индийской компаний, а также многочисленными субподрядчиками по программе. По последним оценкам индийских экспертов, финансирование программы может составить в следующие 20 лет примерно 35 млрд. долл., включая 295 млн. долл. – стоимость работ по эскизно-техническому проектированию, порядка 11 млрд. долл. – по 5,5 млрд. долл. от России и Индии – на этап опытно-конструкторских работ и пр.

22 ноября 2008 г. компании «Сухой» и HAL подписали «предварительный» контракт о совместной разработке перспективного истребителя 5-го поколения, по условиям которого индийская сторона брала на себя вопросы преимущественно разработки бортовой ЭВМ истребителя, навигационной системы, системы отображения информации в кабине пилота (дисплеи и пр.), а также бортового комплекса обороны. За ней также закреплялась и определенная доля финансирования программы. В конце 2009 г. и в августе 2010 г. российский прототип ПАК ФА был продемонстрирован индийским высокопоставленным делегациям, что произвело на представителей правительства и оборонной промышленности Индии огромное впечатление и ускорило процесс подписания соответствующих межправительственных соглашений.

В релизе холдинга «Сухой» в отношении работ по проекту FGFA/ПМИ указывалось следующее: «Проект ПМИ включает проектирование и разработку истребителя нового поколения, который будет обладать такими передовыми характеристиками как малозаметность, крейсерская сверхзвуковая скорость, высокая маневренность, высоко интегрированный комплекс БРЭО, расширенная система оповещения об обстановке, внутреннее размещение авиационных средств поражения и возможности централизованной системы оповещения и РЭБ. Истребитель разрабатывается на базе российского Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации в соответствии с предъявленными индийской стороной техническими требованиями. В развитие программы предусмотрено проектирование и разработка двухместного варианта самолета, и интеграция передового двигателя с увеличенной тягой. Предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга комплекса в третьи страны».

Следующим этапом стало подписание контракта на разработку эскизно-технического проекта перспективного многофункционального истребителя 5-го поколения. Информация о согласовании двумя сторонами летно-технических характеристик «двустороннего истребителя» была обнародована в июле 2009 г., а сам контракт был подписан 21 декабря 2010 г. представителями компаний «Рособоронэкспорт» и HAL во время официального визита в Дели президента России Дмитрия Медведева. «Подписанный контракт является началом практической реализации создания совместного российско-индийского истребителя», – сообщалось в официальном пресс-релизе «Рособоронэкспорта».

Первоначально командование ВВС Индии намеревалось закупить до 250 истребителей нового поколения, однако к октябрю 2011 г. объем заказа был сокращен до 214 машин (166 одноместных и 48 двухместных истребителей), а в октябре 2012 г. командующий ВВС Индии главный маршал авиации Норман Броуни сообщил журналу «India Strategic» о снижении объема закупок до 144 одноместных машин – с поступлением самолетов в строевые части ВВС Индии начиная с 2020 г.

Предполагается, что после выполнения индийского заказа данный авиационный комплекс может быть поставлен и ВВС других заинтересованных стран мира.

Наверх