Ваша реклама могла бы быть тут

Русский «Аллигатор» КА-52

Владимир Щербаков

Вертолет Ка-52 «Аллигатор», обладающий на сегодня, пожалуй, наиболее совершенным и эффективным комплексом бортового оборудования и вооружения, а также отличающийся рядом уникальных пилотажных и тактических возможностей, совсем недавно находился то ли в опале, то ли просто вне поля зрения «лиц, принимающих решения». Однако теперь он не только активно поступает в Вооруженные силы Российской Федерации, но даже стал звездой Парижского авиасалона.

 

Начало истории

Вертолет Ка-52 создавался на базе знаменитого боевого вертолета Ка-50 «Черная акула» и представлял собой его двухместную многоцелевую модификацию, способную днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях решать более широкий, чем его предшественник, круг задач, с применением всех средств поражения, одобренных к применению на базовом вертолете.
В частности, вертолет мог привлекаться для подготовки летчиков армейской авиации, что на одноместном Ка-50 выполнить было проблематично, но особенно важным отличием двухместной модификации стала возможность повышения эффективности групповых действий (группового боевого применения) боевых вертолетов армейской авиации. Состоящий и двух летчиков экипаж получал возможность более эффективного осуществления поиска, обнаружения и опознавания различных целей противника, выработки данных целеуказания и распределения выявленных и подлежащих уничтожению вражеских целей между боевыми машинами группы и, при необходимости, приданными авиационными или наземными средствами поражения, а также обеспечения непрерывной связи с наземными и воздушными командными пунктами управления.

Фактически речь шла о создании своего рода «командирской» машины для подразделений армейской авиации, эффективность боевого применения которой достигалась за счет аппаратурного обмена информацией в реальном масштабе времени и непрерывности командного управления в ходе боевой операции. Кроме того, Ка-52 мог эффективно решать и традиционные для ударных вертолетов боевые задачи: огневая поддержка подразделений Сухопутных войск; уничтожение малоразмерных подвижных бронированных и небронированных целей типов «танк», «боевая машина пехоты», «бронетранспортер», «грузовик» и др.; уничтожение живой силы противника, а также борьба с его малоскоростными воздушными целями. И все это – с применением широкой номенклатуры управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения, а также стрелково-пушечного вооружения.

Разработка многоцелевого боевого вертолета Ка-52 была начата в 1994 г., в том же году прошли защита эскизного проекта, а в сентябре состоялась и макетная комиссия. Представленный двухместный разведывательно-ударный вариант машины отличался максимально возможным использованием агрегатов и деталей серийного Ка-50. В частности, остекление кабины собиралось из готовых элементов, используемых на одноместных Ка-50, что в итоге ухудшало обтекаемость вертолета и увеличивало его заметность в радиолокационном диапазоне (данный полноразмерный макет можно было видеть в экспозиции авиашоу МАКС-2005). В конечном итоге, по результатам макетной комиссии первоначальный вариант Ка-52 был, отвергнут, а разработчик получил указание полностью переделать носовую часть фюзеляжа и подготовить для кабины новое остекление. Разработчик указание выполнил – с тех пор вертолет и приобрел свой нынешний облик. А осенью 1996 г. была завершена постройка первого опытного вертолета, которому был присвоен бортовой номер «061» («изделие 806», 01). Прототип изготовили на базе одного из первых Ка-50 установочной партии, имевшего бортовой номер 021. На серийной машине демонтировали полностью носовую часть до шпангоута №18, а вместо нее установили новую носовую часть с двухместной кабиной экипажа и новым остеклением. 19 ноября 1996 г. прототип, окрашенный к тому времени полностью в черный цвет, с нанесенным на фюзеляж крупными буквами названием «Аллигатор», представили журналистам и широкому кругу специалистов.

Первое висение на новом вертолете было выполнено 25 июня 1997 г. (вертолет пилотировал летчик-испытатель фирмы «Камов» Александр Смирнов), а первый полет по кругу – 13 августа 1997 г. После проведения цикла испытаний в целях определения летно-технических характеристик нового вертолета опытный экземпляр двухместного Ка-52 привлекался к отработке различных вариантов комплектации обзорно-прицельного оборудования, а в 1999 г. он даже принимал участие в демонстрационных и ознакомительных полетах в Турции в рамках программы создания вертолета Ка-50-2 «Эрдоган» - под требования тендера, объявленного командованием турецкой армии на новый боевой вертолет. В конечном итоге победителем тендера, который несколько раз отменялся и возобновлялся вновь, стала итальянская компания «Агуста Уэстланд». Ее боевой вертолет А-129 «Мангуст» принят на вооружение ВС Турции под обозначением T129 EDH с условием сборки серийных машин на предприятиях турецких компаний «Тёркиш аэроспейс индастриз» (Turkish Aerospace Industries – TAI) и «Аселсан» (Aselsan). Кроме того, весной 2001 г. опытный Ка-52 был переоборудован в вариант Ка-52К для представления на конкурс по закупке перспективного боевого вертолета для Сухопутных войск Республики Корея, объявленный в марте 2000 г. Впрочем, тоже безуспешно.

В последующие годы прототип Ка-52 принимал участие в многочисленных испытаниях и отработке различных вариантов построения комплекса бортового оборудования в интересах российских Вооруженных сил. В частности, как указывают в своей статье Евгений Ерохин и Андрей Фомин, «на авиасалоне МАКС-2003 вертолет демонстрировался в следующем варианте комплектации обзорно-прицельного оборудования: радиолокационный комплекс «Арбалет» разработки ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (модуль «воздух – поверхность» в носовой части фюзеляжа и модуль «воздух–воздух» – над колонкой несущих винтов), обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система «Самшит-БМ-1» разработки УОМЗ для круглосуточного обзора, обнаружения и распознавания объектов, решения прицельных задач, захвата и автосопровождения наземных целей (в сферическом обтекателе на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной перед колонкой несущих винтов), пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружения наземных ориентиров и препятствий (в сферическом обтекателе под носовой частью фюзеляжа, слева, за радиопрозрачным обтекателем РЛС)» (Е. Ерохин, А. Фомин. Новые вертолеты идут в войска. «Взлет», №1-2, 2009 г., с. 28-37).

Причем в том же 2003-м году был успешно завершен этап государственных совместных испытаний по подтверждению летно-технических характеристик, хотя даже при таких условиях двухместный разведывательно-ударный вертолет Ка-52 оставался в некоей негласной опале – основное внимание руководства Министерства обороны России в то время было сосредоточено на двухместном боевом вертолете Ми-28Н разработки Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля. Последний и был вскоре объявлен «основным перспективным боевым вертолетом» армейской авиации ВС России. Однако специалисты компании-разработчика в инициативном порядке продолжили работы по теме Ка-52, прежде всего – в направлении совершенствования размещаемых на вертолете комплексов бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения.

Усилия «камовцев» не прошли даром – в 2006 г. в рамках корректирующих изменений, вносившихся руководством Министерства обороны и правительства России в Государственный оборонный заказ (далее ГОЗ), в новый его вариант был включен и пункт о необходимости проведения в полном объеме государственных совместных испытаний модернизированного двухместного многоцелевого боевого вертолета Ка-52 и освоения его производства на авиационном заводе в городе Арсеньев (Приморский край). При этом, чтобы «не сталкивать лбами» два двухместных боевых вертолета – Ми-28Н и Ка-52 – последний было решено поставлять в авиационные группы для обеспечения действий подразделений специального назначения российских ВС РФ.

Во второй половине того же года, в соответствии с утвержденным планом ГОЗ была начата работа по подготовке государственных совместных испытаний Ка-52 и одновременно разработан план мероприятий, необходимых для подготовки серийного производства вертолета на мощностях компании ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина». Финансирование возобновили в августе 2006 г., а первым Ка-52, собранным на «Прогрессе», стал второй опытный вертолет (бортовой №062), изготовленный на базе планера недостроенного серийного Ка-50.

Будущее программы Ка-50/52 отныне связано только с двухместной модификаций Ка-52 «Аллигатор», в производстве которого было решено максимально использовать технический задел, имевшийся на авиазаводе по одноместным Ка-50. «Все, что технически можно использовать из производственного задела по Ка-50 в производстве Ка-52, обязательно будет использовано», - подчеркивал в интервью агентству «Интерфакс» в 2008 году генеральный директор ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» Юрий Денисенко.

Новая жизнь

Второй, арсеньевской постройки, прототип двухместного Ка-52 «Аллигатор» был облетан 27 июня 2008 г., причем на данном знаковом для российского вертолетостроения событии присутствовали руководители ОАО «Вертолеты России» – генеральный директор Андрей Шибитов и его первый заместитель Игорь Пшеничный, а также генеральный конструктор фирмы «Камов» Сергей Михеев и другие представители компании-разработчика.

«Ка-52 имеет приоритетное значение в модельном ряду вертолетостроительного холдинга «Вертолеты России» как машина, предназначенная для нужд Министерства обороны Российской Федерации, - подчеркивал тогда Андрей Шибитов. – Организация серийного производства боевого вертолета Ми-28Н и успешная реализация программы по Ка-52 свидетельствует о том огромном внимании, которое государство в целом и Минобороны в частности уделяют развитию военного вертолетостроения».

После первого полета опытный Ка-52 был передан специалистам ОАО «Камов», где прошел доводку и дооснащение системами комплекса бортового оборудования, а затем был подключен к программе государственных совместных испытаний. Второй прототип при этом был определен в качестве эталона для будущих серийных машин. В свою очередь Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина приступила к серийному производству вертолетов данного типа – точно в соответствии с имеющимся гособоронзаказом, а 29 октября 2008 г. на авиазаводе в Арсеньеве состоялась торжественная церемония запуска вертолета Ка-52 «Аллигатор» в серийное производство, в ходе, которой на земле, и в полете был продемонстрирован первый предсерийный вертолет Ка-52 (его также относят к установочной партии), летные испытания, которого были начаты в том же месяце. При этом в цехе предприятия журналистам был продемонстрирован ряд серийных Ка-52, находившихся на различных стадиях сборки, а генеральный директор компании Юрий Денисенко сообщил, что Министерство обороны России подтвердило намерение приобрести 30 таких вертолетов.

26 декабря 2008 г. на базе Летно-испытательного комплекса ОАО «Вертолеты России» в поселке Чкаловский Московской области прошла заключительная часть расширенного заседания Государственной комиссии по рассмотрению результатов государственных совместных испытаний новых боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52 и учебно-тренировочного вертолета «Ансат-У». На заседании было отмечено, что опытные вертолеты Ка-52 успешно завершили очередной этап государственных совместных испытаний, по итогам которого уже возможно подписание предварительного заключения с рекомендацией о выпуске установочной партии вертолетов данного типа. На начало 2009 г. на предприятии в Арсеньеве находились уже три следующих вертолета Ка-52 «Аллигатор» установочной партии, которые были переданы заказчику в течение 2009 г. «Перед нами стоит задача в конце 2009 г. получить положительное заключение по этапу государственных испытаний Ка-52 и приступить к выпуску серийных машин», – сказал 13 января в интервью агентству «Интерфакс-АВН» генеральный директор ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» Юрий Денисенко.

Конструктивные особенности и силовая установка

В части конструктивных элементов двухместный Ка-52 «Аллигатор» во многом схож со своим предшественником, одноместным Ка-50 «Черная акула». В частности, планер Ка-52 практически целиком был заимствован у вертолета Ка-50. Исключения составляют полностью новая носовая часть фюзеляжа и ряд модифицированных элементов конструкции фюзеляжа, которые разработчик был вынужден внедрить в целях размещения на вертолете нового бортового оборудования и т.п.

Новая носовая часть фюзеляжа, разработанная специально для Ка-52, включает двухместную кабину экипажа: пилот располагается на левом кресле, а летчик-оператор (штурман-оператор) или курсант – на правом (катапультные кресла К-37-800 разработки ОАО «НПП «Звезда» имени академика Г.И. Северина»). Размещение членов экипажа «плечом к плечу» позволило повысить взаимодействие пилота и летчика-оператора во время выполнения полета (боевого задания), обеспечить им отличный обзор и высокую вероятность спасения в аварийной ситуации и боевой обстановке, а также позволило осуществлять на Ка-52 эффективное переучивания и тренировку летчиков.

В распоряжении пилота и летчика-оператора имеются стандартные рычаги управления вертолетом, а по оси симметричности двухместной кабины расположены пульты управления силовой установкой машины и другими бортовыми системами Ка-52, работа с которыми является общей функциональной обязанностью обоих членов экипажа.

Кабина экипажа выполнена бронированной: бронезащита обеспечивается разнесенными стальными и алюминиевыми листами, плюс к тому бронированными выполнены лобовые и боковые панели остекления. Причем стекла являются обогреваемыми, что позволяет избежать их запотевания или замерзания.

Справа и слева фонарь кабины имеет открывающиеся вверх створки, которые образуют достаточно большие и удобные для посадки (высадки) летчиков проемы. Сами створки крепятся петлях с фиксацией в открытом положении, а также оснащены системой аварийного сброса для обеспечения эвакуации (катапультирования) членов экипажа. Система аварийного покидания кабины Ка-52 в полете – с задействованием катапультных кресел – приводится в действие соответствующими рычагами управления, как с левого, так и с правого кресла. Система имеет тот же принцип действия, что и система аварийного покидания, примененная на одноместном Ка-50, но на Ка-52 происходит практически одновременное срабатывание двух буксировочных ракетных двигателей.

Катапультное кресло К-37-800 представляет собой ракетно-парашютную систему, реализующую катапультирование летчика из вертолета в аварийной ситуации с помощью буксировочного ракетного двигателя (само кресло остается в летательном аппарате). Применение тянущего ракетного двигателя обеспечивает покидание вертолета через люк с маленькими размерами и стабилизацию системы на активном участке, а заложенный в данную систему конструкторами принцип агрегатирования позволяет применять ракетно-парашютную систему на различных типах летательных аппаратов. Причем данная система позволяет покидать летательный аппарат методом «через борт» с парашютной системой. Катапультное кресло К-37-800 обеспечивает спасение летчика в диапазоне скоростей от 0 до 400 км/ч и диапазоне высот от 0 до 4000 м (в том числе на режиме «0 – 0», то есть нулевая скорость и нулевая высота – нахождение летательного аппарата на земле без движения). Кресло имеет плавную регулировку по высоте 170 мм, а его установочная масса в полной комплектации не превышает 94 кг (с парашютной системой, НАЗом, разъемом коммуникаций, включая кислородные).

Порядок действий при срабатывании системы аварийного покидания на вертолете Ка-52 «Аллигатор» выглядит следующим образом. При задействовании системы аварийного покидания происходит отстрел лопастей соосных несущих винтов вертолета, аварийный сброс верхних створок фонаря кабины экипажа, одновременный запуск двух буксировочных ракетных двигателей, которые вытягивают обоих летчиков через образовавшиеся проемы при помощи капроновых фалов, и, наконец, раскрытие парашютных систем обоих членов экипажа на безопасном расстоянии от вертолета. Причем надежное спасение летчиков обеспечивается в управляемом и неуправляемом полете, во всем диапазоне скоростей и высот полета, указанном выше.

Крыло вертолета – трапециевидной формы в плане, с прямой передней кромкой. Под консолями крыла размещаются четыре, а на последних серийных машинах – шесть балочных держателя для подвески различных средств поражения и пусковых установок управляемых ракет класса «воздух – воздух». В концевых частях консолей крыла располагаются гондолы с кассетами системы радиоэлектронной борьбы (отстрел тепловых ловушек).

Хвостовое оперение вертолета представлено в виде неуправляемого стабилизатора, на концах которого закреплены дополнительные стабилизирующие поверхности вертикального оперения трапециевидной формы. Основное вертикальное оперение вертолета выполнено в виде форкиля и поворотной на 30° в обе стороны килевой поверхности с аэродинамической компенсацией.

Шасси вертолета Ка-52 – трехопорное убирающееся. Носовая опора имеет два нетормозных колеса размером 400х150 мм, тогда как основные опоры шасси оснащены тормозными колесами КТ-23А размером 700х250 мм. За счет уборки шасси конструкторам удалось добиться дальнейшего снижения заметности вертолета в радиолокационном диапазоне и аэродинамического сопротивления на больших скоростях полета. При этом на предельно малых высотах вертолет может выполнять полет с выпущенным шасси – без ограничений по скорости – и может безопасно выполнять экстренную (аварийную) посадку.

Топливные баки вертолета Ка-52 «Аллигатор» - протектированые и взрывобезопасные, а жизненно важные системы и агрегаты имеют дополнительную защиту или дублированы. Кроме того, на машине установлена автоматическая система пожаротушения и встроенные средства контроля состояния систем и оборудования.

С вертолета Ка-50 на двухместный Ка-52 перешли практически без изменений несущая система и силовая установка. При этом несущая система выполнена традиционной для вертолетов соосной схемы, создаваемых специалистами компании «Камов». Лопасти несущего винта – полностью композитные, прямоугольные в плане, со стреловидной законцовкой. Лонжерон лопасти – двухконтурного типа. Несущие винты имеют электротепловую противообледенительную систему. В системе управления несущими винтами стандартные подшипники конструкторы заменили на металлофторопластовые подшипники скольжения, а трехшарнирное крепление лопастей к втулкам несущих винтов с подшипниками качения было заменено на полужесткое крепление с торсиоными пластинчатого типа. В результате данных изменений на вертолетах Ка-50 и Ка-52 имеется всего три точки смазки.

Первые вертолеты Ка-52 оснащались серийными турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА взлетной мощностью 1620 кВт, но благодаря установке главного и промежуточных редукторов, обладающих возможностью передачи повышенной мощности, на последующих серийных машинах стала возможной установка более мощных двигателей. Речь идет о модернизированных турбовальных двигателях ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБ3) совместной разработки санкт-петербургского ОАО «Климов» и запорожского ОАО «Мотор Сич» с повышенной мощностью на взлетном режиме до 2400 л. с. и введением дополнительного чрезвычайного режима (2700 л. с. в течение 30 минут). Оснащение Ка-52 двигателями ВК-2500 позволяет сохранить летные характеристики машины на уровне одноместного Ка-50, несмотря на установку значительного числа новых и дополнительных систем бортового оборудования и вооружения, что отразилось на массе машины в сторону ее увеличения.

Вертолеты Ка-52 также оснащаются вспомогательной силовой установкой типа АИ-9В, разработанной украинской компанией «Мотор Сич» и предназначенной для использования на земле и в полете для подачи воздуха в систему запуска двигателей вертолета и для питания электроэнергией бортовой сети вертолета при проверке электро- и радиооборудования. Основными достоинствами АИ-9В являются высокая надежность, простота конструкции, а также простота и технологичность ее обслуживания. Технические характеристики АИ-9В выглядят следующим образом: номинальная частота вращения – 36750 (+475) об./мин.; количество отбираемого воздуха – 0,4 кг/с; расход топлива – не более 75 кг/ч; сухая масса без генератора – 57 кг.

Бортовое радиоэлектронное оборудование

Важной особенностью боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор» является применение на нем нового многофункционального бортового радиоэлектронного комплекса, который днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях обеспечивает эффективное пилотирование, решение навигационных и боевых задач, а также применение различных средств поражения, включенных в состав комплекса вооружения вертолетов данного типа. В работе комплекса предусмотрена реализация так называемого принципа интеллектуальной поддержки экипажа, благодаря чему обеспечивается своевременная выдача экипажу всей необходимой информации о параметрах полета вертолета, о работе его агрегатов и различных систем, а также о текущей тактической обстановке.

По оценкам экспертов, установленный на вертолетах Ка-52 комплекс бортового оборудования «Аргумент-2000» позволяет рассматривать «Аллигатор» как лучший боевой вертолет в мире. Комплекс представляет собой мультиплексную многоуровневую систему, включающую бортовую цифровую вычислительную машину нового поколения «Багет-53» производства ОАО «научно-производственный комплекс «Элара» имени Г.А. Ильенко» с достаточно большим объемом памяти и высоким быстродействием. Кроме того, комплекс имеет открытую архитектуру построения, что позволяет достаточно легко и оперативно проводить его модернизацию и наращивание возможностей и расширения круга решаемых задач за счет включения новых подсистем.

Следует также отметить, что часть информации, вырабатываемой бортовым радиоэлектронным комплексом вертолета, архивируется и документируется для последующей оценки специалистами – уже после возвращения вертолета с боевого задания на аэродром базирования. Основная же часть получаемой (вырабатываемой) данным комплексом информации поступает на цветные многофункциональные индикаторы. У каждого члена экипажа имеется по два индикатора, которые расположены на приборной доске и позволяют выводить на них всю информацию, для отображения которой ранее в кабине экипажа устанавливались – в значительном количестве – старые стандартные индикаторы пилотажно-навигационного оборудования и индикаторы для контроля за работой различных вертолетных систем.

Все управление комплексом сосредоточено на рукоятках рычагов управления вертолетом (рычагах общего шага и ручках управления) летчиков и на двух многофункциональных пультах. Кроме того, вся необходимая информация может выводиться на индикаторы нашлемной системы целеуказания и индикации, выпускаемые на Государственном рязанском приборном заводе и имеющиеся в распоряжении обоих членов экипажа, а пилот имеет еще и широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла. Таким образом, приборное оборудование кабины экипажа включает четыре цветных многофункциональных жидкокристаллических индикатора, два многофункциональных пульта управления с жидкокристаллическими индикаторами, индикатор на фоне лобового стекла (у левого летчика), а также нашлемные системы целеуказания и индикации. В распоряжении летчиков имеются и очки ночного видения.

В состав комплекса бортового оборудования «Аргумент-2000» в качестве подсистем входят бортовая радиолокационная станция миллиметрового диапазона «Арбалет» FН01 разработки НПО «Фазотрон-НИИР» (на первых серийных вертолетах не устанавливалась), а также гиростабилизированная оптико-электронная станция ГОЭС-451 разработки Уральского оптико-механического завода (УОМЗ). Акт о завершении государственных испытаний вертолета с РЛС «Арбалет» FН01 и ГОЭС-451 был подписан в середине ноября 2011 г.

Многоканальная гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451 разработки УОМЗ является в настоящее время основной обзорно (поисково)-прицельной системой вертолета Ка-52 «Аллигатор». Аппаратура системы расположена в подвижном контейнере, установленном на нижней поверхности носовой части фюзеляжа – прямо за обтекателем антенны бортовой радиолокационной станции. В данном контейнере на гиростабилизированной платформе размещены телевизионный канал с широким и узким полями зрения, тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, обнаружитель лазерного пятна подсвета цели и лазерная система наведения комплекса противотанковых управляемых ракет. Обзорно-прицельная система вертолета Ка-52 обеспечивает круглосуточное и всепогодное обнаружение различных целей и позволяет обнаруживать цели днем на дальности до 10 км, а в ночных условиях – на дальности до 5-6 км с возможностью опознавания выявленных целей на дальности 3-4 км. На втором прототипе и первых серийных вертолетах Ка-52 слева от «шара» ГОЭС-451 в аналогичном шаровом контейнере, но меньшего диаметра, размещалась пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 разработки УОМЗ с телевизионным и тепловизионным каналами, однако на серийных вертолетах Ка-52, поступающих сегодня в войска, установлен один общий обтекатель (платформа).

Многофункциональная бортовая РЛС «Арбалет» (FH01) разработки Корпорации «Фазотрон-НИИР», установленная на вертолете, предназначена для пилотирования машины на предельно малых высотах в режиме огибания рельефа местности; поиска в сложных метеоусловиях различных наземных целей и выдачи целеуказания на бортовые средства поражения с целью их атаки (на дальности до 15-20 км); обеспечения инструментальной посадки вертолета и т.п. Антенна РЛС размещается под откидывающимся носовым обтекателем.

По словам разработчиков, наличие на борту вертолета Ка-52 современного радиолокационного комплекса дает экипажу возможность картографирования местности с высоким разрешением, эффективного выделения на фоне подстилающей поверхности движущихся наземных целей и их сопровождения на расстоянии 12-14 км, что позволяет летчикам, в свою очередь, проще ориентироваться на местности в условиях ограниченной или плохой видимости и дает им возможность выдачи данных целеуказания по обнаруженным целям в имеющиеся на борту оптико-электронные средства и средства поражения.

«При этом радиолокационный комплекс, по сравнению с оптико-электронными системами, имеет значительно более широкое поле поиска, эффективно работает в условиях тумана и запыленности, в любое время суток, включая глубокую ночь при полном отсутствии освещенности, - подчеркивает генеральный конструктор ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» Юрий Гуськов. – Хотя, нужно признать, в условиях сильных осадков дальность обнаружения радиолокационного комплекса падает – но это уже особенность принятого диапазона (длина волны – 8 мм). Стоит добавить, что с помощью вертолетного радара эффективно обнаруживаются различные наземные препятствия, представляющие собой угрозу для безопасности полета – например, опоры линий электропередач и даже сами провода, натянутые между ними. Кроме того, существует возможность обнаружения маловысотных воздушных целей: летящий вертолет виден нашему радару с расстояния до 16-18 км».

Разработка данного комплекса была начата еще в середине 1990-х годов, а в 1996 г. был готов уже эскизный проект РЛС. Однако ввиду недостатка в финансовых средствах и сложной ситуации, сложившейся с программой Ка-52 в целом, работы по РЛС было решено продолжать в ее экспортной модификации – ей и присвоили обозначение «Арбалет». В 1997 г. один из вариантов такого комплекса был готов и до 2002 г. он проходил отработку на опытном вертолете Ка-52. И только в 2002 г., с началом более или менее нормального финансирования данной темы из средств ГОЗ в компании-разработчике смогли возобновить работу по основной версии данного радиолокационного комплекса, который сегодня известен под обозначением FH01.

«Мы прошли весь долгий путь испытаний нового комплекса, включающий стендовые, приемочные, межведомственные, летные и, наконец, государственные совместные испытания, - подчеркивал в интервью журналу «Взлет» в мае 2012 г. генеральный конструктор ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» Юрий Гуськов. - Сначала использовался тот образец, который проходил цикл доводок и доработок со второй половины 90-х годов, а с 2010 г. – новый образец, взятый из задела, подготовленного к серийному производству… подчеркну, РЛС на борту строевого вертолета в нашей Армейской авиации появилась впервые – до Ка-52 ни один армейский боевой вертолет такой аппаратуры не имел».

Государственные испытания данного комплекса были завершены в начале 2011 г., после чего компания приступила к серийным поставкам. В течение 2011 г. на арсеньевский завод «Прогресс» было отгружено восемь серийных РЛС, что позволило оснастить ими все серийные Ка-52, которые приморское предприятие поставило в 2011 г. в Центр боевой подготовки армейской авиации в Торжке (машины, прибывшие в Торжок в декабре 2010 г., радиолокационных комплексов не имели).

В состав бортового оборудования вертолета Ка-52 «Аллигатор» также включены современный пилотажно-навигационный комплекс ПНК-37ДМ, высокоэффективный комплекс средств связи и обмена информацией БКС-50, новейшая система обработки видеоизображений (СОВИ), разработанная специалистами Государственного Рязанского приборного завода и предназначенная для приема и обработки телевизионной и тепловизионной информации от датчиков ГОЭС-451, а также бортовой комплекс обороны Л-370В52 разработки омского ОАО «Центральное конструкторское бюро автоматики» (входит в Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»), который включает в свой состав станцию радиотехнической разведки, аппаратуру пеленгации пуска ракет и обнаружения лазерного облучения (и предупреждения о данных фактах экипажа вертолета), а также блоки отстрела ложных тепловых целей, станции оптико-электронного противодействия и активных радиолокационных помех. По оценкам экспертов, такой насыщенный и обладающий весьма широкими возможностями комплекс обороны на вертолетах армейской авиации еще не применялся.

В заключение отметим, что по данным компаний-разработчиков, бортовой радиоэлектронный комплекс вертолета Ка-52 существенно превосходит аналогичный комплекс, установленный на вертолете Ка-50, и «способен на более высоком интегральном уровне решать задачи поиска, обнаружения и распознавания целей, их автоматического сопровождения и ряд других». Кроме того, обзорно-прицельная система и система управления вооружением (огнем) благодаря применению различного объема специализированного программного обеспечения обладают способностью быстрой подстройки к изменениям в составе бортового вооружения. Варианты последнего представлены в таблице.

«Аллигатор» идет в войска и готовится на экспорт

25 марта 2010 г. в Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации ВВС России в Торжке с подмосковного предприятия компании «Камов» для участия в программе государственных совместных испытаний были направлены первые два предсерийных Ка-52: бортовой №51, окрашенный в камуфляж серых оттенков, и бортовой №53, окрашенный в зелено-серый камуфляж (до этого момента в испытаниях принимали участие две опытных, бортовые №№061 и 062, и одна предсерийная, №063, машины). Данные вертолеты были построены на предприятии Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в 2009 г. и затем прошли отработку и дооснащение, а также наземную отработку на фирме «Камов». Позже к испытаниям присоединился еще один предсерийный вертолет (бортовой №52).

Всего же по итогам 2009 г. предприятие в Арсеньеве изготовило по заказу Министерства обороны России, по данным годового отчета холдинга «Вертолеты России», 10 вертолетов Ка-50 и Ка-52, а во время посещения предприятия журналистами в конце августа – начале сентября 2010 г. ее управляющий директор Юрий Денисенко сообщил, что в конце 2009 г. российское военное ведомство разместило заказ на 30 вертолетов Ка-52: «Много времени ушло на подготовку, но все трудности уже позади. В настоящее время мы имеем заказ на серию из порядка 30 машин, которые будем производить в течение четырех лет» (хотя в пресс-релизе компании ЦНТУ «Динамика», приведенном в журнале «Взлет» №4 за 2011 г. (стр. 26), указано, что «всего по контракту, заключенному Министерством обороны России в 2009 г., предполагается строительство 36 вертолетов Ка-52»).

Наконец, 28 декабря 2010 г. на территории Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации ВВС России в Торжке прошла торжественная церемония передачи первых четырех серийных многоцелевых боевых вертолетов Ка-52 (бортовые №№ 92-95). Вертолеты были собраны на заводе в Арсеньеве в течение 2010 г. и в конце декабря самолетами Ил-76МД их перебросили на тверской аэродром «Мигалово», а затем при помощи тяжелых транспортных вертолетов Ми-26 перевезли в Торжок, где они и были переданы военнослужащим Центра. В начале февраля его летчики приступили к полетам на данных машинах, освоив вскоре полеты не только днем, но и ночью и в сложных метеоусловиях.

Кроме того, в целях облегчения и ускорения подготовки летчиков на новые вертолеты Ка-52 по заказу российского Министерства обороны в подмосковном ЦНТУ «Динамика» в сотрудничестве с ОАО «Камов» (исходные данные) и компанией ООО «Константа-Дизайн» (программное обеспечение генерации изображения внекабинной обстановки) был разработан комплексный тренажер экипажа КТЭ-52 (заказ на его разработку был выдан в 2010 г.). Причем кроме собственно тренажера КТЭ-52 в состав учебного комплекса, позволяющего осуществлять полный цикл подготовки летного и инженерно-технического состава, входит автоматизированная система обучения для начальной теоретической подготовки.

По данным компании-разработчика, тренажер КТЭ-52 позволяет осуществлять обучение и переподготовку летного состава для вертолетов Ка-52 по всем основным задачам, связанным с пилотированием, навигацией и боевым применением авиационных средств поражения, отрабатывать действия экипажа в штатных эксплуатационных режимах полета, а также в особых случаях – при отказах авиационной техники, ошибках в технике пилотирования и неблагоприятных метеорологических условиях.

Макет кабины тренажера, изготовленный на арсеньевском заводе «Прогресс», в точности соответствует реальной кабине экипажа серийного вертолета по внутренним геометрическим размерам, размещению органов управления, приборных досок, пультов и щитков, а в качестве имитаторов постов управления использованы реальные органы управления вертолета Ка-52. Система визуализации тренажера представляет собой шестиканальный проекционно-экранный комплекс со сферическим экраном и обеспечивает углы обзора из кабины экипажа от -90° до +90° по горизонтали и от -30° до +53° по вертикали. Для воспроизведения режимов ночного видения использован аппаратно-программный комплекс, состоящий из компьютера, обеспечивающего видеоканал имитатора очков ночного видения, программное обеспечение генерации изображения внекабинной обстановки с учетом специфики изображения в очки ночного видения, очки виртуальной реальности и лазерный трекер. В состав тренажера входит также система имитации акустической обстановки на борту вертолета.

В мае 2011 г. поставки вертолетов Ка-52 были начаты на дальневосточную авиабазу ВВС России в Черниговке, где к концу года уже имелось 12 вертолетов данного типа, а в Торжок по итогам года поступило пять новых машин. Наконец, в конце 2011 г. государственные совместные испытания вертолета Ка-52 были успешно завершены и машина была рекомендована к принятию на вооружение, а в начале сентября 2011 года во время празднования 75-летнего юбилея ОАО «Арсеньевский авиационный комплекс «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина» руководитель ОПК «Оборонпром» Андрей Реус и генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров сообщили, что буквально накануне мероприятия, 31 августа 2011 г., с Министерством обороны России был заключен контракт на поставку «более 140 вертолетов Ка-52».

По имеющемуся госзаказу авиазавод в Арсеньеве изготовил в течение 2012 г. более 20 новых серийных вертолетов Ка-52 для армейской авиации, из которых 16 в феврале 2013 г. поступили на авиабазу в Кореновске в Краснодарском крае (данные вертолеты перед поставкой на авиабазу проходили сборку и облет на предприятии ОАО «Роствертол»). Кроме того, модифицированные вертолеты, получившие обозначение Ка-52К, должны составить основу авиагруппы универсальных десантных кораблей типа «Мистраль», которые закупило военное ведомство для нужд Военно-Морского Флота России (корабельную версию будут отличать преимущественно лишь складывающиеся лопасти несущих винтов и складные консоли крыла). Руководство завода «Прогресс» уже заявляло о готовности начать серийный выпуск таких машин в 2013-14 гг. (пока в 2012 г. начата сборка опытных машин данного типа). Да и экспортные перспективы у вертолета теперь достаточно существенно расширились (на экспорт предлагается модификация Ка-52А). По крайней мере, сообщалось о наличии запросов на поставку данных машин от трех зарубежных государств.

 

ТАБЛИЦА

Летно-технические характеристики
многоцелевого боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор»

Взлетная масса нормальная, кг

10400

Взлетная масса максимальная, кг

1130

Масса пустого, кг

7800

Максимальная масса боевой нагрузки, кг

2300

Масса топлива во внутренних баках, кг

1487

Масса топлива в четырех ПТБ, кг

1732

Длина планера, м

14,2

Длина с вращающимися винтами, м

16,0

Высота, м

4,9

Ширина, м

7,3

Диаметр несущего винта, м

14,5

Площадь, ометаемая диском несущего винта, кв. м

165

Размах крыла, м

7,3

База шасси, м

4,92

Колея шасси, м

3,67

Силовая установка:

 

- вариант 1

два ГТД ТВ3-117ВМА взлетной мощностью по 2200 л. с.

- вариант 2

два ГТД ВК-2500 взлетной мощностью по 2400 л. с.

Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч

310

Крейсерская скорость, км/ч

270

Скорость полета «вбок», км/ч

80

Скорость полета «назад», км/ч

90

Непревышаемая скорость на пикировании, км/ч

350

Допустимая вертикальная перегрузка

3,0-3,5

Статический потолок, м

3900

Практический потолок, м

5300

Практическая дальность полета с топливом во внутренних баках с 5% резервом (у земли), км

520

Перегоночная дальность с ПТБ, км

1080

Экипаж, человек

2

Вооружение

 

- стрелково-пушечное встроенное

высокоточная ограниченно подвижная пушечная установка НППУ-80 с пушкой 2А42 калибра 30 мм селективного питания (на правом борту вблизи центра масс вертолета), боезапас – 460 бронебойно-трассирующих и осколочно-фугасно-зажигательных снарядов в двух патронных ящиках (по другим данным – 240 бронебойно-трасирующих снарядов в переднем и 230 осколочно-фугасно-зажигательных – в заднем ящиках)

- число точек внешней подвески

6

- максимальная масса подвесок, кг

около 2000

- ракетное управляемое «воздух – поверхность)

- 2х6 ПТУР «Вихрь» с автоматической лазерной лучевой системой наведения и максимальной дальностью пуска 8 км
- или 2х6 многоцелевых УР «Атака-М» с полуавтоматической радиокомандной системой наведения и дальностью пуска до 6 км
- в перспективе – ПТУР «Гермес-А» с комбинированной системой наведения (инерциальное наведение на начальном этапе полета и лазерное самонаведение на конечном) и дальностью пуска до 15 км (2х4 ПУ), либо вертолетный вариант ПТУР «Хризантема» с двухканальной системой наведения (автоматическая радиолокационная с наведением в радиолуче и полуавтоматическая с наведением в лазерном луче) и дальностью пуска до 6 км, либо «самолетные» УР класса «воздух – поверхность»

- ракетное управляемое «воздух – воздух»

- 2х2 УР типа «Игла-В» с тепловыми головками самонаведения и дальностью пуска до 5 км
- по некоторым данным – УР типа Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения для поражения на дальности 700-11000 м воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до 2500 км/ч

- ракетное неуправляемое

4х20 80-мм НАР С-8
2х5 122-мм НАР С-13

- стрелково-пушечное подвесное

два пушечных контейнера УПК-23-250, в каждом из которых – неподвижная пушка ГШ-23Л калибра 23 мм с боекомплектом 250 патронов

- другое

авиабомбы калибром 100, 120, 250 или 500 кг, баки с зажигательной смесью, либо четыре контейнера мелких грузов КМГУ или разовые бомбовые кассеты РБК-250/-500 с авиабомбами и минами малых калибров

- подвесные топливные баки

4 х 550 л

 

ВРЕЗКА

Генеральный конструктор ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» Юрий Гуськов о бортовой РЛС для корабельной модификации многоцелевого боевого вертолета Ка-52К

«Пока решения о том, что для палубной модификации Ка-52, предназначенной для базирования на борту вертолетоносцев типа «Мистраль», будет разрабатываться какой-то другой радиолокационный комплекс, отличный от применяемого сейчас на Ка-52, не принято. Вместе с тем, с учетом специфики применения корабельной версии вертолета, мы считаем, что предпочтительно иметь на ее борту как существующий радар миллиметрового диапазона, эффективный при работе по наземным целям, так и радиолокатор 3-сантиметрового диапазона, оптимальный для обнаружения надводных целей (с его помощью, например, можно обнаруживать крупные корабли на дальности до 150–180 км, т.е. практически на порядок дальше, чем с использованием миллиметровой РЛС). Такую двухрежимность бортового радиолокационного комплекса можно было бы реализовать при оснащении его активной фазированной антенной решеткой, но мы понимаем, что это приведет к существенному удорожанию вертолета. Поэтому готовы рассмотреть и другой вариант – с обычной зеркальной антенной, имеющей излучатели и передатчики двух диапазонов (миллиметрового и сантиметрового). Подобные проработки нами уже ведутся, но, повторюсь, решения заказчиком пока не принято» (журнал «Взлет», №5/2012 г.).