Ваша реклама могла бы быть тут

Смотр российского кораблестроения Репортаж с выставки МВМС-2013

Владимир Щербаков

 

Международный военно-морской салон, в очередной раз прошедший территории санкт-петербургского выставочного комплекса «Ленэкспо» с 3 по 7 июля 2013 г., вновь показал – российское кораблестроение не только существует, но и способно предложить современную высокотехнологичную продукцию для отечественных и зарубежных заказчиков.

Оказался востребован

Санкт-петербургский Международный военно-морской салон (МВМС) является одной из самых молодых специализированных морских выставок России и в мире в целом. Даже гражданская морская выставка «Нева» имеет намного более богатый «бэкграунд» – проводится с 1991 г., когда первое мероприятие было организовано по инициативе еще Министерства судостроительной промышленности и Министерства морского флота СССР. Уступает по возрасту российский военно-морской салон и большинству зарубежных военно-морских выставок, особенно такому гранду как парижский военно-морской салон «Евронаваль», который проводится с 1968 г. При этом стоит отметить, что и в бытность Советского Союза подобной выставки в стране не было – все ограничивалось лишь военно-морскими парадами на День ВМФ и др. И это в стране, которая и исторически, и географически является морской державой!

Поэтому когда организаторы МВМС начали компанию по продвижению идеи о проведении специализированного военно-морского салона в северной столице, интерес со стороны потенциальных участников был просто огромный – морская столица России должна была обладать своим военно-морским мероприятием международного значения. Тем более что первый салон планировалось провести в год 300-летия Санкт-Петербурга, что должно было послужить дополнительным стимулом для потенциальных участников выставки и привлечь еще больше посетителей. Недаром Дмитрий Медведев, тогда – Президент Российской Федерации – в приветственном послании участникам МВМС-2011 подчеркивал: «Санкт-Петербург по праву считается морскими воротами России, одним из крупных центров отечественного судостроения. И символично, что именно на берегах Балтики проводится смотр достижений российского и зарубежного кораблестроения».

В результате за 10 лет своего существования Международный военно-морской салон не только сумел стать местом демонстрации новейших достижений отечественного кораблестроения и оборонно-промышленного комплекса, но и привлекает все большее внимание ведущих зарубежных компаний военно-морского сектора. Молодость же салона с лихвой компенсируется великолепной динамикой его развития: если в работе МВМС-2003 приняли участие 319 компаний, включая 52 иностранные из 22 стран мира, у причалов можно было наблюдать 19 кораблей и судов, а среди посетителей организаторами были отмечены около 9000 специалистов, то в работе выставки МВМС-2013, площадь выставочной экспозиции которой составила 17000 кв. м, приняли участие уже 457 компаний, включая 89 иностранных из 30 стран мира, среди посетителей оказалось более 48000 специалистов, а в прилегающей к выставочному комплексу акватории участников и гостей военно-морского салона приветствовали около 40 кораблей, катеров и судов.

Среди кораблей-участников МВМС-2013 оказались как новейшие российские корвет «Бойкий» (проект 20380), малый артиллерийский корабль «Махачкала» (проект 21630), скоростной десантный катер на воздушной каверне Д-67 (проект 11771 «Серна») и противодиверсионный катер П-104 (проект 21980 «Грачонок»), так и зарубежные боевые корабли и вспомогательные суда – голландские неатомная подводная лодка «Долфин» (тип «Вальрус») и фрегат УРО «Эвертсен» (тип «Семь провинций»), а также польское гидрографическое судно «Арктовский».

В церемонии открытия МВМС-2013 приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков, полномочный представитель Президента РФ в СЗФО Сергей Булавин и другие высокопоставленные лица. Приветствие участникам и гостям салона направил Президент РФ Владимир Путин, выразивший надежду на то, что «предусмотренные программой Санкт-Петербургского военно-морского салона многочисленные деловые встречи и конференции помогут участникам и гостям договориться о новых совместных проектах в производстве вооружения, его обслуживании и модернизации. Это послужит дальнейшему развитию военно-технического сотрудничества на основе тесной международной промышленной кооперации».

Выставку посетили 75 официальных делегаций из 51 страны мира, в составе которых в северную столицу России прибыли пять министров обороны, четырнадцать главнокомандующих военно-морскими силами или равные им VIP-персоны, а также другие многочисленные высокопоставленные официальные представители. Причем в рамках работы военно-морского салона с участием Главнокомандующего ВМФ России, должностных лиц ФСВТС России и представителей ОАО «Рособоронэкспорт» было проведено в общей сложности более 70 официальных переговоров.

Санкт-петербургский Международный военно-морской салон стал приносить и по-настоящему «золотые» плоды. Так, по оценкам аналитиков ОАО «Рособоронэкспорт», проведение в городе на Неве двух первых выставок МВМС позволило увеличить объем экспортных заказов на отечественную военно-морскую продукцию примерно на 20% - с 7 млрд. 900 млн. рублей в 2003 г. до 9 млрд. 300 млн. в 2006 г., а в 2011 г., как заявил Виктор Христенко, исполнявший в то время обязанности министра промышленности и торговли, в рамках выставки российские компании заключили контрактов более чем на 1 млрд. долл. Так что идея создать в России выставочную площадку-форум военно-морской направленности себя полностью оправдала.

Вертолеты для боя и дозора

Посещая прошлые выставки МВМС каждый раз казалось, что все – выставочная экспозиция насыщена до предела, больше уже размещать экспонаты, особенно натурные, просто негде. Однако следующий раз выставочная площадь вновь расширялась, на набережной и вокруг павильонов появлялось все больше макетов, моделей и настоящих, «живых» образцов ракетно-артиллерийского, минно-торпедного, радиоэлектронного и авиационного вооружения, а у причалов оставалось все меньше свободного места для надводных кораблей и боевых катеров, подводных лодок и вспомогательных судов различного назначения. Причем не только российских, но и прибывших в Санкт-Петербург из других стран мира, что выгодно отличает российский военно-морской салон от парижского «Евронаваля». Хотя в «корабельном» плане мы еще, конечно, уступаем сингапурской выставке, где под корабли и суда отдается значительная часть военно-морской базы и от выставки IDEX, в рамках которой теперь проводится даже отдельная военно-морская «подвыставка», а количеству кораблей и судов, выставленных для осмотра и посещения в гавани можно только позавидовать.

Среди многочисленных образцов вооружений и военной техники, которые можно было наблюдать в открытой экспозиции МВМС-2013, стоит отметить боевой вертолет Ка-52, корабельный вариант которого, получивший обозначение Ка-52К «Катран» и отличающийся складывающимися лопастями и консолями крыла, а также повышенной коррозийной стойкостью и модифицированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, планируется включить в состав авиагруппы российских универсальных десантных кораблей или, как еще часто классифицируют, десантно-вертолетных кораблей-доков, типа «Мистраль», первые два из которых должны войти в боевой состав российского ВМФ уже в ближайшем будущем. Напомним, что контракт на их покупку заключен 17 июня 2011 г. в рамках Санкт-петербургского международного экономического форума и предусматривает поставку двух кораблей (плюс два – в опционе), окончательная постройка и оснащение которых будет вестись во Франции.

В открытой выставочной экспозиции был представлен и уникальный – один из немногих в мире – вертолет радиолокационного дозора и наведения корабельного базирования Ка-31, разработка которого была начата в ОКБ Камова в середине 1980-х годов на базе транспортно-боевого вертолета Ка-29, а первый полет опытной машины состоялся в 1987 г. Серийное производство вертолета Ка-31, принятого на вооружение ВМФ России в 1995 г., налажено на Кумертаусском авиационном производственном предприятии, причем уникальные характеристики вертолета способствовали и началу его экспортной истории – на сегодня Ка-31 принят на вооружение военно-морской авиации Индии и Китая. Установленный на борту вертолета радиолокационный комплекс позволяет в любое время суток, в простых и сложных метеорологических условиях осуществлять поиск воздушных целей на дальности до 100-150 км и надводных целей на дальности 250-285 км, а также обеспечивает одновременное сопровождение до 20 из обнаруженных целей и выдачу по ним данных целеуказания на свои средства поражения.

Ракеты на все случаи жизни

Среди представленных, как говорится, «в железе», экспонатов можно отметить также и многочисленные образцы ракетно-артиллерийского и минно-торпедного оружия – основные средства поражения, которыми вооружаются все боевые надводные корабли и катера и подводные лодки, а также береговые подразделения, призванные осуществлять охрану и оборону от противника своего побережья.

Не первый раз на санкт-петербургском военно-морском салоне демонстрируются элементы подвижного (мобильного) берегового ракетного комплекса «Бал-Э» (головной разработчик комплекса – Конструкторское бюро машиностроения), предназначенного для поражения малогабаритными околозвуковыми противокорабельными ракетами семейства Х-35 надводных целей различного водоизмещения. Причем на этот раз рядом с боевой машиной – мобильной пусковой установкой демонстрировался макет ПКР модификации Х-35УЭ, отличающейся увеличенной до 260 км дальностью пуска (вариант Х-35Э – до 130 км) и рядом других усовершенствований, включая повышенную защищенность от средств радиоэлектронного противодействия противника.

Ракеты, оснащенные осколочно-фугасной проникающей боевой частью массой 145 кг, следуют к цели на высоте 10-15 метров над гребнями волн, снижаясь до высоты 3-5 метров на конечном участке, и имеют высокую точность применения благодаря наличию комбинированной системы наведения в составе инерциальной навигационной системы с коррекцией по сигналам спутниковой навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной ГСН, максимальная дальность обнаружения которой достигает 50 км. Стартовая масса ракеты в варианте берегового базирования составляет 670 кг, длина – 4,40 м, диаметр – 0,42 м, а размах крыла – 1,33 м.

Одним из важнейших достоинств ракетного комплекса «Бал-Э» является его высокая огневая мощь – он способен наносить массированные удары по 32 ракеты в залпе, что при малом интервале между пусками позволяет обеспечить почти одновременный подход всех ракет залпа к цели, а также высокая надежность его боевых средств – ракет.

«На стрельбах, проведенных на заключительном этапе предварительных испытаний, а также на государственных испытаниях «Бал-Э», все ракеты поразили цели, - указывают главный конструктор комплекса «Бал-Э» Анатолий Григорьевич Маслов и заместитель главного конструктора комплекса Вадим Исаакович Тевелев в статье «Комплекс «Бал-Э»: секрет преимуществ», опубликованной в журнале «Национальная оборона» (№6/2013 г.). – Не было замечаний по работе систем комплекса и от команды, выполнявшей стрельбы. Вместо нескольких дней, отводившихся на стрельбы, их удалось завершить за несколько часов».

Кроме того, средства системы управления огнем комплекса «Бал-Э» позволяют получить данные о целях без включения активных радиолокационных станций – за счет использования режима пеленгации излучений кораблей противника с двух машин управления – основной и резервной. В случае же нахождения целей противника в зоне действия активных радиолокационных средств обнаружения, при включении последних боевой расчет может получить данные целеуказания всего за несколько секунд.

«Реализованные конструкторские решения обеспечили высокую надежность работы комплекса в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия, - подчеркивают А.Г. Маслов и В.И. Тевелев. – Малое время развертывания, получения целеуказания, решения задач целераспределения, предстартовой подготовки и выполнения залпа позволяют комплексу в считанные минуты развернуться, нанести удар и уйти со стартовых позиций. Для того чтобы затраты на комплекс и его боезапас окупились, достаточно выполнить один эффективный залп для уничтожения, например, корабельной ударной группировки из трех фрегатов. При этом комплекс способен через 30-40 минут после первого залпа выполнить второй 32-ракетный залп благодаря наличию четырех транспортно-перегрузочных машин, несущих ракеты второго залпа».

Другим представителем ракетного оружия флота отечественной разработки на выставке был контейнерный комплекс ракетного оружия «Сlub-K» (головной разработчик – Концерн «Моринформсистема-Агат»), который на этой выставке демонстрировался уже в модифицированном варианте – теперь в стандартного типа контейнерах интегрированы все без исключения средства обнаружения, целеуказания и управления огнем, включая выдвижную РЛС кругового обзора на базе фазированных антенных решеток (радиус обзора – до 450 км), а также сами боевые средства, то есть ракеты трех типов – противокорабельные ракеты 3М-54Э и 3М-54Э1 и многоцелевая крылатая ракета 3М-14Э. Кроме того, в состав комплекса могут быть интегрированы и противокорабельные ракеты семейства Х-35 – бросковые испытания комплекса с ракетой Х-35Э были проведены Концерном «Моринформсистема-Агат» в августе 2012 г.

Основной элемент комплекса – универсальный стартовый модуль (боекомплект одного модуля составляет четыре ракеты, каждый стартовый модуль полностью автономен в боевом применении), исполненный в виде стандартного морского контейнера, причем в базовом варианте в состав комплекса входят от одного до четырех универсальных стартовых модулей. В свою очередь, в стандартную комплектацию универсального стартового модуля входят: система управления ракетной стрельбойпусковая установка вертикального (для ракет 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1 и 3М-14КЭ) или наклонного (для ракет Х-35Э/УЭ) старта; комплект аппаратуры боевого управления, связи и навигации; а также системы электропитания, жизнеобеспечения и пожаротушения.

Важной особенностью комплекса является способность его системы управления принимать данные целеуказания как от своих средств обнаружения, так и от любых внешних источников – береговых, корабельных, авиационных, спутниковых систем и комплексов обнаружения и наведения. Возможности комплекса «Club-K», по замыслу разработчиков, должно повысить включение в его состав беспилотных летательных аппаратов разведки и целеуказания. Именно в этой связи рядом с контейнерами ракетного комплекса демонстрировался беспилотный вертолет-разведчик БПВ-500 разработки компании «Радар ммс».

Другим интересным образцом ракетного оружия, представленным на выставке, стал разработанный и выпускаемый серийно российско-индийской компанией «БраМос» многоцелевой комплекс ракетного оружия на базе сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос», созданной на базе отечественной ПКР «Оникс» («Яхонт»). При этом комплекс «БраМос» доказал способность с высокой эффективностью поражать не только различные надводные цели, такие как боевые надводные корабли различных классов, вспомогательные или торговые суда, но также и различные объекты, расположенные в приморской зоне и даже в глубине территории противника, что позволяет говорить о комплексе «БраМос» как о полноценной оперативно-тактической ракетной системе со сверхзвуковой крылатой ракетой с дальностью стрельбы в несколько сотен километров.

2 декабря 2010 г. было проведено первое успешное испытание крылатой ракеты «БраМос» в модификации Block III, в рамках которого была продемонстрирована ее способность выполнять полет по сложной траектории и атаковать цель с крутого, отвесного пикирования. «Поставленные цели испытания были успешно достигнуты, задача решена с высокой эффективностью, а также доказана возможность применения данных ракет в горных районах, с атакой целей по «траектории пикирования», - сообщал по данному поводу на заседании индийского парламента министр обороны республики Араккапарамбил Куриан Энтони. Данная модификация создавалась под требования Сухопутных войск Индии и предназначена для применения в районах со сложным рельефом местности, когда цель, к примеру, «закрыта» горой или горным массивом. Ракета по данным высокоточной бортовой навигационной системы, включающей инерциальную навигационную систему и приемник сигналов спутниковой навигационной системы, выводится в точку приведения и уже оттуда пикирует на цель.

В целом, по мнению исполнительного директора компании Александра Максичева, ракета «БраМос» корабельного и наземного базирования является лучшей в мире в своем классе, а глава компании «БраМос Аэроспейс Лимитедл» доктор Шиватхану Пиллей сообщил на выставке, что в следующем году начнутся уже и летные испытания авиационной версии данной ракеты, к которым планируется привлечь два переоборудованных истребителя Су-30МКИ индийских ВВС. «На ближнесрочную перспективу мы сконцентрированы на разработке модификации ракеты авиационного базирования, мы тесно работаем в кооперации с российской компанией «Сухой» с целью адаптации истребителя к применению нашей ракеты, - подчеркивает Шиватхану Пиллей.

Минно-торпедное оружие российского ВМФ и то, что предлагается или уже поставлено (поставляется) на экспорт, было представлено в виде ряда минных и торпедных комплексов – как на открытой экспозиции вдоль набережной, так и на стендах предприятий в павильонах выставочного центра. В частности, можно отметить ряд разработок Концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор», а также различные образцы минного оружия, системы управления торпедной стрельбой, комплектующие торпед – источники тока, системы самонаведения и пр.

Особый интерес у специалистов вызвал малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-Э/НК» (разработчик – ГНПП «Регион», входящий в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»), в составе которого в качестве боевого средства применены 324-мм малогабаритная торпеда МТТ, предназначенная для поражения подводных лодок и надводных кораблей противника в ближней зоне корабля, и антиторпеда АТЭ (М-15) такого же калибра, в задачу, которой, входит уничтожение идущих на корабль вражеских торпед.

Комплекс работает автономно или включается в состав корабельного контура противолодочной и противоторпедной защиты, но в любом случае он обеспечивает в автоматическом или автоматизированном режимах: выработку целеуказания на применение торпеды МТТ по данным корабельных гидроакустических комплексов и станций; обнаружение, классификацию и определение параметров движения торпед, атакующих корабль, выработку целеуказания на применение антиторпеды АТЭ; предстартовую подготовку модулей боевых средств, выработку и ввод в них стрельбовых данных, выстреливание антиторпед АТЭ и (или) торпед МТТ, и, наконец, управление пусковыми установками. Торпеда МТТ имеет следующие характеристики: длина – 3,2 м, масса – 380 кг, масса БЧ – 60 кг, дальность хода – 20 км, скорость хода максимальная – 50 уз, глубина хода – до 600 м. Аниторпеда АТЭ, в свою очередь, имеет такие характеристики: длина – 3,2 м, масса – 400 кг, масса БЧ – 80 кг, дальность хода – 1,4 км, скорость хода максимальная – 50 уз, глубина хода – до 800 м.

В полной комплектации в состав комплекса «Пакет-Э/НК» входят система управления «Пакет-Э»; поворотные или стационарные пусковые установки; специализированная гидроакустическая станция целеуказания «Пакет-АЭ», а также модули боевых средств – торпед и антиторпед, размещаемые на пусковой установке. При этом в зависимости от задач, стоящих перед конкретным надводным кораблем – носителем комплекса, пусковые установки могут оснащаться модулями боевых средств в различной комбинации малогабаритных тепловых торпед и (или) антиторпед – как по их номенклатуре, так и количеству. При этом торпеды и антиторпеды размещаются в унифицированных транспортно-пусковых контейнерах. Также имеется автоматизированная система контроля и диагностики модулей боевых средств в период эксплуатации.

От субмарин до морских теплоходов

Важным и традиционным участником санкт-петербургского военно-морского салона является ОАО «Рособоронэкспорт», которое сегодня организационно входит в состав Государственной корпорации «Ростех» и является единственным в стране государственным посредником в области экспорта и импорта продукции военного и двойного назначения. На выставке МВМС-2013 компания представила в различном виде информацию о более чем сотне современных образцов военно-морских техники и вооружения, разработанных и выпускаемых предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Продуктовая линейка «Рособоронэкспорта» представляена образцами в широком диапазоне – от боевых надводных кораблей и современных неатомных подводных лодок до ракетно-артиллерийского и минно-торпедного оружия, а также различное радиоэлектронное вооружение, самолеты и вертолеты корабельного базирования: НАПЛ проектов 677Э «Амур-1650» и 636, малые и сверхмалые подводные лодки, фрегаты проекта 11356 и типа «Гепард 3.9» (такие корабли уже получили ВМС Вьетнама), корвет проекта 20382 «Тигр», малый ракетный (артиллерийский) корабль проекта 21633 «Торнадо», ракетный катер проекта 12418 «Молния», сторожевой катер проекта 10412 «Светляк», патрульные катера типов «Мираж», «Соболь» и «Мангуст», МДКВП типа «Зубр» и десантный катер на воздушной подушке типа «Мурена-Э», интегрированные ракетные системы «Калибр-ПЛЭ» и «Калибр-НКЭ», корабельные и береговые ракетные комплексы с противокорабельными ракетами «Яхонт» и Х-35Э, зенитный ракетный комплекс «Штиль-1» с установкой вертикального пуска, а также различные технические средства обучения (тренажеры и др.) и средства контроля прибрежной зоны.

В настоящее время основными заказчиками российской военно-морской техники и вооружений являются Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Индия и Китай. Причем уровень запросов потенциальных покупателей, по данным представителей российских компаний, весьма широк: одни – как, к примеру, Индия – стремятся воплотить в жизнь масштабные военно-морские доктрины, другие же – как Сирия – ограничиваются решением вопросов береговой охраны. Но в каждом случае «Рособоронэкспорт» стремится удовлетворить все требования импортера.

Впрочем, высокий интерес к продукции отечественных корабелов проявляют не только зарубежные заказчики – все больше кораблей и вспомогательных судов заказывают и получают российские Военно-Морской Флот и Береговая охрана. При этом во время работы МВМС-2013 заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков заявил, что до конца текущего года боевой состав отечественного флота пополнится аж 36 боевыми кораблями, катерами и вспомогательными судами – такого не было за всю постсоветскую историю флота. Поэтому вполне естественно, что стенд Объединенной судостроительной корпорации все дни работы салона был буквально забит посетителями – специалистами и многочисленными любителями, которым небезралично отечественное кораблестроение.

При этом стоит отметить, что, несмотря на наличие гражданской морской выставки, «Нева», о которой мы упоминали в начале материала, в тематике Международного военно-морского салона большую долю занимает гражданское судостроение и связанные с ним области науки и техники. В частности, в последнее время наблюдается своего рода ренессанс в области скоростного пассажирского судостроения (по крайней мере, руководство корпорации ОСК возлагает определенные надежды на возобновление – после почти 20-летнего перерыва – постройки коммерческих судов на подводных крыльях), а также вновь активизировалось обсуждение целесообразности применения для грузо-пассажирских перевозок в районе внутренних водных путей и на морских и океанских коммуникациях таких уникальных аппаратов, как экранопланы.

Реализовать заявку российских судостроителей «на захват» сегмента скоростных пассажирских судов – включая европейский рынок – поможет, как ожидается, новейший морской теплоход на подводных крыльях «Комета 120М», проект которого разработан специалистами Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. Теплоход предназначен для скоростных перевозок пассажиров по морям с умеренным и тропическим климатом и заменит собой суда на подводных крыльях типов «Комета», «Колхида» и «Катран», которые до сих пор активно эксплуатируются как в странах – бывших республиках бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья.

«Комета 120М» оснащается двумя двигателями мощностью по 820 кВт, имеет полное водоизмещение 74 т, длину – 35,2 м, ширину – 10,3 м, габаритную осадку на плаву – 3,5 м, сможет развивать скорость до 35 узлов и совершать плавание в поном водоизмещении на дальность до 200 миль (при наличии в районе маршрута волн высотой 2-2,5 м и ветра до 4-5 баллов). Экипаж теплохода – всего пять человека, а пассажировместимость – до 120 человек, включая 22 пассажира в салоне бизнес-класса. Автономность плавания «Кометы» нового поколения – 8 часов. Интересно, что на сайте ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева в разделе «продукция» в описании проектов скоростных судов на подводных крыльях типов «Олимпия М» и «Циклон М» указывается, что имеются соответственно два и одно недостроенных судна, степень готовности которых составляет 80% и 30%, что может говорить о недостаточно высоком спросе в данном сегменте рынка (согласитесь, если бы спрос был большой, то почти готовые суда, пусть и старого типа, но зато недорогие, обязательно нашли бы покупателя). Поэтому для продвижения на международный рынок нового проекта пасажирского судна на подводных крыльях российским судостроителям придется серьезно потрудиться.

Вал огня и непроницаемая завеса

Традиционно зрелищной стала демонстрация в действии различных образцов артиллерийского и иного вооружения ВМФ, проведенная на полигоне «Ржевка», принадлежащем Министерству обороны России. Специалистам и журналистам были продемонстрированы следующие образцы корабельного артиллерийского вооружения: 130-мм артиллерийская установка АК-130, 100-мм артиллерийская установка АК-100, 76-мм артустановки АК-176М и АК-176МЭ, 30-мм артиллерийские установки АК-230М, АК-306, АК-630M-2 «Дуэт» и АК-630М, а также 25-мм артустановка 2М-3 и противодиверсионный гранатомет МРГ-1. Кроме того, ряд образцов артиллерийского вооружения был продемонстрирован на стендах предприятий-разработчиков.

В частности, тульское  предприятие АК «Туламашзавод» представило на санкт-петербургском военно-морском салоне зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Каштан» (экспортный вариант российского корабельного зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик») и «Пальма» в виде макетов и рекламно-информационных материалов и презентаций, а другую свою разработку, уникальный не имеющий аналогов в мире артиллерийский комплекс АК-630М-2 «Дуэт» был уже показан не только «в живую, но еще и в действии – всего за две секунды огня на полигоне «Ржевка» тульский «дуэт» выпустил в условного врага 300 снарядов!

Скорострельная автоматическая артиллерийская установка АК-630М-2 «Дуэт» предназначена для обеспечения ПВО/ПРО в ближней зоне кораблей-носителей и особенно эффективна против низколетящих противокорабельных ракет – главного средства поражения надводных кораблей в современной высокотехнологичной войне на море. Кроме того, артустановка может применяться и для поражения надводных целей, особенно – малоразмерных высокоскоростных, а также береговых объектов. Конструктивно «Дуэт», разработанный на базе в целом схожего комплекса АК-630М1-2 «Рой», построен на базе двух совмещенных в вертикальной плоскости 30-мм шестиствольных пушек системы Гатлинга – с вращающимся блоком стволов – и оснащен дистанционной системой управления огнем по данным радиолокационной системы управления (РЛСУ) или оптико-электронного поста наблюдения. Артустановка имеет максимальную массу 3800 кг, дальность стрельбы – до 4000 м (наклонная, по данным РЛСУ), угол возвышения – до 88 град., обслуживается боевым расчетом в составе одного военнослужащего и обеспечивает скорострельность до 10000 выстр./мин.

Стоит упомянуть и о разработках серпуховского ОАО «РАТЕП», таких как системы управления огнем корабельной артиллерии (в частности, семейство новейших универсальных радиолокационных СУО «Пума»), турельная установка «Комар» для ПЗРК типа «Игла» и корабельный комплекс РЭБ. Причем ОАО «РАТЕП» оказалось в числе тех компаний, для которых санкт-петербургский военно-морской салон стал не просто площадкой для демонстрации своих возможностей, но и местом заключения реальных контрактов.

Безэкипажные системы

Беспилотные и безэкипажные (необитаемые) авиационные и морские комплексы военного и двойного назначения являются на сегодня одним из наиболее стремительно развивающихся сегментов мирового рынка военно-морских вооружений, что подтверждают все без исключения военно-морские выставки, проходящие за рубежом. Однако в России данная тема хотя и пользуется высоким вниманием специалистов и журналистов специализированных изданий, но в реальности развивается достаточно медленно. Особенно – в части, касающейся беспилотных летательных аппаратов (БЛА), которые можно было бы использовать для нужд Военно-Морского Флота и Береговой охраны. По большому счету, успешных, то есть готовых к серийному производству, «беспилотников» корабельного базирования российской разработки на сегодня нет, а единственный действительно эффективный БЛА корабельного базирования «Горизонт-Эйр S-100» собирается по лицензии российской компанией «Горизонт» и представляет собой знаменитый БЛА «Камкоптер» S100 австрийской компании «Шибель» (Schiebel).

С другой стороны, на салоне МВМС-2013 были представлены определенные разработки в данной области: беспилотные вертолеты разработки компании «Радар ммс», включая упоминавшийся выше БПВ-500 на базе легкого вертолета «Орленок», и малогабаритные БЛА самолетного типа этой же компании, которые в принципе могут применяться с борта кораблей различного класса, а также привязной многовинтовой летательный, а точнее барражирующий аппарат разработки компании «Транзас» («беспилотник» висит на специальной мачте и получает энергию по кабелю с наземного КП) и «беспилотники» самолетного типа этой же компании. Кроме того, последняя компания предлагает проект создания палубного «беспилотника» схемы конвертоплан. Вот и все, что есть в России для боевых кораблей в части беспилотной авиации.

В своей статье «Шума много, а беспилотников все нет» (газета «ВПК», 23 июля 2013 г.) российский эксперт в области беспилотных авиационных комплексов Денис Федутинов указывает: «Можно утверждать, что российские компании не начнут разработку подобных систем, не получив финансирования от Минобороны или хотя бы неких гарантий дальнейших закупок. Что касается больших палубных беспилотников, то при наличии в составе российского ВМФ всего одного корабля, который может быть отнесен к авианосцам, вряд ли стоит ожидать от флота положительного решения о необходимости их разработки». Остается лишь согласится с каждым словом данного утверждения и, в свою очередь, с большой долей вероятности предположить, что в конечном итоге российский флот либо так и останется без нормальных беспилотников, либо же будет закупать зарубежные БЛА или аппараты, собранные в России по лицензии.

Более приемлемо обстоит в России дело с комплексами, созданными российскими разработчиками на базе различных необитаемых подводных и надводных аппаратов, в том числе зарубежного производства. В частности, компания «Тетис про» представила целую гамму роботизированных средств освещения подводной обстановки – комплексы технических средств освещения подводной обстановки и поиска подводных объектов, выполнения подводно-технических работ, а также комплекс техсредств для оказания помощи аварийным объектам и спасания личного состава аварийных подводных лодок. Высокий интерес у специалистов вызвал и макет катера проекта 23370, предназначенного для использования в качестве носителя специализированного оборудования и технических средств, в зависимости от комплектации позволяющих применять катер для подводно-технических и поисково-спасательных работ; обеспечения систем физической защиты портов, а также использовать его в качестве обстановочного или пожарного катера, либо катера обеспечения. Спуск головного катера запланирован на сентябрь 2013 г.

К сожалению, ограниченный объем материала не позволяет рассмотреть все, что представляет интерес, однако минувший салон – не последний и через два года военно-морские специалисты, разработчики, производители и представители заказчиков вновь соберутся на свой форум, который пройдет уже в новом месте.

ТАБЛИЦА 1

Сравнительные данные по выставкам МВМС

 

2003

2005

2007

2009

2011

2013

Количество участников

319

352

383

350

409

457

- в т.ч. российских

267

296

318

283

338

368

- в т.ч. зарубежных (из стран)

52 (22)

56 (19)

65 (28)

67 (28)

71 (30)

89 (30)

Площадь выставочных павильонов, кв. м

12043

12000

12000

13000

15000

17000

Количество кораблей, катеров и судов у причалов

19

19

27

26

35-40

40

Количество посетителей-специалистов, чел.

9500 (75000*)

19800

23000

более 30000*

более 40000*

48000

Официальные VIP-делегации (из стран)

26 (24)

28 (26)

50 (44)

55 (47)

91 (68)

75 (51)

Научная часть (презентации, круглые столы, пресс-конференции, конференции, семинары)

10

17

15

22

27

36

* - общее количество посетителей

ВРЕЗКА

АДС

Интересную разработку представило тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП), а точнее его филиал ЦКИБ СОО. Это универсальный 5,45-мм автомат АДС (Автомат Двухсредный Универсальный), выполненный по схеме «булл-пап» и позволяющий вести огонь в воздушной и водной средах, для чего используются два типа патронов 5.45х39 мм – обычный (7Н6М, 7Н10, 7Н22 и др.) и специальный ПСП (ПСП-У) для стрельбы в подводной среде (благодаря схожим внешним габаритам, патроны могут применяться из магазина одного типа). Пуля «подводного» патрона имеет массу 16 гр., стабилизация которой в водной среде – наряду с обеспечением уменьшения сопротивления – обеспечивается благодаря свойствам кавитационной полости, создающейся вокруг пули при движении за счет наличия плоской площадки в носовой части пули. Эффективная дальность стрельбы патроном ПСП под водой составляет около 25 м на глубине 5 м и до 18 м на глубине 20 м. Переключение из «подводного» режима стрельбы в «надводный» - при помощи одного рычага. Автомат предполагается также оснащать 40-мм «подствольником» для стрельбы гранатами ВОГ-25, глушителем, различными прицелами, лазерным целеуказателем или тактическим фонарем.