Ваша реклама могла бы быть тут

Сотрясающие континенты Современные подводные стратегические ракетоносцы

Владимир Подымов

Стратегические ядерные силы до сих пор являются надежным средством сдерживания и уже более полувека поддерживают стратегическую стабильность в мире. Одним из наиболее эффективных элементов при этом является морская компонента стратегических ядерных сил, включающая сегодня атомные подводные лодки, вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боевыми частями. Важным преимуществом подлодок данного класса перед носителями стратегических вооружений сухопутного и авиационного базирования является высокая скрытность действий, позволяющая постоянно держать потенциального противника под страхом неотвратимого ответного ядерного удара. Обладателями стратегических подводных ракетоносцев в настоящее время являются Великобритания, Россия, США, Франция и Китай, а вскоре в боевой состав войдет и первый индийский ракетоносец.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Морская компонента является главной в стратегических ядерных силах (СЯС) Великобритании. Наземной компоненты с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) у британцев нет, а авиационная компонента, представленная сегодня лишь самолетами тактической авиации, способными нести ядерные боеприпасы (ЯБП) авиационного базирования, слишком малочисленна.

В боевой состав британских морских стратегических ядерных сил (МСЯС) входят четыре атомные подводные лодки стратегического назначения с МБР (ПЛАРБ с БРПЛ, в западной литературе применяются, соответственно, термины «nuclear-powered (иногда nuclear-propelled) ballistic missile submarine» и «submarine-launched ballistic missile»), все они принадлежат к типу «Вэнгард»: «Вэнгард»; «Викториес»; «Виджилент» и «Венженс».

ПЛАРБ типа «Вэнгард» сменили в британских МСЯС ракетоносцы типа «Резолюшн», которые были вооружены БРПЛ типа «Поларис» американской разработки, и, в свою очередь, являются носителями американских же БРПЛ семейства «Трайдент». Причем первоначально новые стратегические ракетоносцы Королевских ВМС Великобритании планировалось вооружить базовым вариантом ракетного комплекса – «Трайдент I» С-4 с дальностью стрельбы около 8056 км, о чем в письме от 10 июля 1980 года просила американского президента Джимми Картера премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер.

Однако в 1982 г. военно-политическое руководство Великобритании приняло решение о вооружении ПЛАРБ типа «Вэнгард» модернизированным ракетным комплексом «Трайдент II» D-5 (ракета UGM-133) с дальностью стрельбы около 11100 км, соответствующее письмо новому президенту Рональду Рейгану вновь направила Маргарет Тэтчер. В марте 1982 г. Вашингтон одобрил данный запрос, но Лондон должен был внести 5% стоимости НИОКР по программе «Трайдент II». При этом БРПЛ типа «Трайдент II» производятся в США, передаются Великобритании «в аренду» и оснащаются британскими боевыми частями.

ПЛАРБ типа «Вэнгард» являются однокорпусными, их отличительные особенности – небольшая рубка и неубирающиеся носовые горизонтальные рули. На корпус ракетоносца нанесено специальное покрытие для снижения заметности корабля в гидроакутическом диапазоне. Главная энергетическая установка (ГЭУ) – атомная, на базе водо-водяного ядерного реактора (ЯР) типа PWR 2 компании «Роллс Ройс», специально разработанного для ПЛАРБ данного типа и отличающегося вдвое увеличенным по сравнению с ЯР предыдущего поколения сроком службы. Обычно британцы так обозначают возможности ЯР данного типа – «ядерный реактор PWR 2 позволяет атомной подводной лодке 40 раз совершить кругосветное плавание, не требуя своей перезарядки». В состав паротурбинной установки входят две турбины, которые приводят в действие один водометный движитель, обеспечивающей субмарине максимальную скорость подводного хода до 25 узлов. Электро-энергетическая система (ЭЭС) корабля включает два турбогенератора суммарной мощностью 6 МВт (производитель – компания «УЭйч Аллен», сегодня – «Аллен Пауэр энд Роллс Ройс»), а вспомогательная энергоустановка (ВЭУ) – две выдвижные колонки и два дизель-генератора суммарной мощностью 2 МВт (поставщик – компания «Паксман»).

Главным оружием ПЛАРБ типа «Вэнгард» является ракетный комплекс (РК) с межконтинентальными баллистическими ракетами «Трайдент II», на ракетоносце размещены 16 ракетных шахт (РШ). Каждая БРПЛ может быть оснащена разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РЧГ ИН) с 12 боевыми блоками (ББ) типа W-76 мощностью по 100 килотонн.

Однако в «Обзоре по вопросам стратегической обороны» от 1998 г. было обнародовано решение военно-политического руководства Великобритании о том, что ПЛАРБ типа «Вэнгард» будут нести боевое дежурство только с 48 ББ на борту, то есть по три 100-килотонных ББ на ракету. Более того, в «Обзоре по вопросам стратегической обороны и безопасности», обнародованном британским военно-политическим руководством в 2010 г., было заявлено о намерении снизить в обозримом будущем количество ракет на борту ПЛАРБ, находящихся на боевом патрулировании, до восьми, а ББ – до 40 штук. При этом согласно британским данным, в настоящее время МО Великобритании располагает 58 ракетами «Трайдент II» и примерно 200 ББ к ним, но в перспективе количество последних будет снижено до примерно 120 штук.

Кроме ракетного комплекса ПЛАРБ типа «Вэнгард» имеют четыре 533-мм торпедных аппарата (ТА), из которых возможно применение многоцелевых тяжелых торпед «Спирфиш» с дальностью хода 65 км; два пусковых устройства (ПУ) типа Mk 10 для отстрела ложных гидроакустических целей типов Type 2066 «Бэндфиш» и Type 2071, а также комплекс РЭБ Mk 3. Ракетоносцы оснащены боевой информационной управляющей системой (БИУС) производства компании «Алениа-Маркони Системс», разработанной специально для ПЛАРБ данного типа, но впоследствии установленной и на многоцелевых АПЛ типа «Трафальгар».

В состав радиотехнического вооружения ПЛАРБ типа «Вэнгард» входит гидроакустический комплекс (ГАК) Type 2054 компании «Маркони Андервотер Системс» (сегодня «Талес Андервотер Системс»), имеющий пассивный и активный тракты и включающий в свой состав следующие гидроакустические станции: ГАС Type 2043 – основная станция с пассивным и активным трактами, ее антенны установлены в корпусе ПЛ; ГАС Type 2082 – шумопеленгаторая станция (по другим данным – тип Type 2945); ГАС Type 2046 – шумопеленгаторная станция, работающая на очень низкой частоте и имеющая буксируемую антенну (по другим данным – тип Type 2044).

Ракетоносцы были заказаны в следующем порядке: «Вэнгард» - 30 апреля 1986 г., «Викториес» - 6 октября 1987 г., «Виджилент» - 13 ноября 1990 г., а «Венжанс» - 7 июля 1992 г. Специально для постройки новых ракетоносцев на судоверфи компании-подрядчика был сооружен доковый комплекс «Девоншир Док Холл». Головной корабль 3 сентября 1986 г. был заложен на стапеле судостроительной верфи компании «Викерс Шипбилдинг энд Инжиниринг» (в настоящее время – «БиЭйИ Системс Сабмарин Солюшнс») при непосредственном участии Маргарет Тэтчер, спущен на воду 14 августа 1993 г. и принят в боевой состав британского флота 26 мая 1994 г.

Первый успешный пуск БРПЛ типа «Трайдент II» с борта подводного ракетоносца типа «Вэнгард» был осуществлен 26 мая 1994 г. По сообщению британского Минобороны, учебные боевые блоки ракеты преодолели расстояние около 4000 морских миль (ок. 7400 км) и успешно достигли назначенной точки на полигоне в районе острова Вознесения. 27 июня того же года был выполнен второй успешный пуск БРПЛ с борта головного ракетонпсца, после чего, согласно положениям британских ВМС, субмарина была признана готовой к выходу в море для несения боевого дежурства.

В 1995 г. на ПЛАРБ типа «Вэнгард» возложили дополнительную задачу – нанесения возможного тактического ядерного удара, для чего БРПЛ ракетоносца снаряжаются боевыми частями малой, порядка 15-20 килотонн, мощности. Данное решение было принято в связи с тем, что в 1998 г. с вооружения ВС Великобритании снимались ядерные авиабомбы типа WE.117.

В настоящее время все ПЛАРБ типа «Вэнгард» базируются на ВМБ «Клайд», что в 40 км к западу от шотландского Глазго, а ядерные ББ БРПЛ находятся в арсенале ядерного оружия на базе «Коулпорт». Совокупная стоимость программы составила около 15 млрд. фунтов стерлингов, а стоимость одного ракетоносца, в ценах 2005 г., - 1,5 млрд. фунтов стерлингов. На данный момент три из четырех ПЛАРБ прошли капремонт и модернизацию, включая замену активной зоны (АЗ) ядерных реакторов, модернизацию системы управления ракетной стрельбой и различного радиотехнического вооружения.

Последний ракетоносец, «Венженс», проходит капремонт в настоящее время и, как ожидается, вновь войдет в состав флота в 2014 г. (соответствующий контракт стоимостью 350 млн. фунтов стерлингов был выдан компании «Бэбкок» заказчиком 26 марта 2012 г.). Причем ввиду того, что в ходе капитального ремонта и первой перезарядки АЗ ядерных реакторов главной энергоустановки на подлодках устанавливается АЗ нового типа, «АЗ типа Эйч» («Core H») с увеличенным сроком службы, до списания ракетоносцев перезарядка АЗ больше проводиться не будет. Кроме того, на ПЛАРБ «Венженс» будут модифицированы отдельные элементы корабельной ГЭУ и установлена новая система управления и контроля за работой ядерных реакторов, разработанная и производимая компанией «Роллс Ройс». Впоследствии данные системы будут установлены и на остальные ПЛАРБ типа «Вэнгард».

В перспективе, на рубеже 2022-2031 гг., ПЛАРБ типа «Вэнгард» планируется заменить на ПЛАРБ нового поколения. Решение об этом утверждено британским военно-политическим руководством 4 декабря 2006 г., стоимость программы разработки и постройки четырех ПЛАРБ заявлена в размере 20 млрд. фунтов стерлингов, включая 250 млн. фунтов – на участие в программе продления срока службы комплекса «Трайдент II» D-5 (в 2002 г. разработчик получил от ВМС США контракт на продление срока службы комплекса до 2042 г.); по 2-3 млрд. фунтов – на поддержание в боеготовности БЧ ракет и на инфраструктуру базирования, и 11-14 млрд. фунтов стерлингов на постройку четырех ракетоносцев. В то же время объявлено о возможности сокращения количества ПЛАРБ до трех и даже до двух – в последнем случае удастся сэкономить 5 млрд. фунтов стерлингов на постройке и еще по 1 млрд. фунтов в год – на эксплуатации ракетоносцев. Окончательное решение по данному вопросу ожидается в 2016 г.

18 мая 2011 г. британское правительство одобрило запрос Минобороны о начале программы «Саксессор» по созданию ПЛАРБ нового поколения, начата первая фаза проектирования – в 2012 г. заключены первые контракты на общую сумму 350 млн. фунтов стерлингов. Новые британские ПЛАРБ получат БРПЛ семейства «Трайдент II» (12 ракетных шахт, размещенных в «модульном ракетном отсеке», разработка которого предусматривается совместно с американцами в рамках их программы создания ПЛАРБ нового поколения), а главная энергоустановка будет построена на базе нового ЯР типа PWR 3, разработка которого будет выполнена на основе современного американского ЯР для ПЛ (об этом официально объявлено МО в мае 2011 г.).

Проектирование новой ПЛАРБ и системную интеграцию будет осуществлять компания «БиЭйИ Системс Сабмарин Солюшнс», получившая в 2012 г. контракт на 328 млн. фунтов стерлингов. «Роллс Ройс» получила контракт на 4 млн. фунтов стерлингов на подготовительные работы по ЯР нового поколения. Всего же, как было заявлено в мае 2011 г., работы первого этапа – проектирование – оценили в 3 млрд. фунтов стерлингов.

КИТАЙ

Военно-политическое руководство Китая, еще в середине прошлого века взяв курс на создание классических, трехкомпонентной структуры стратегических ядерных сил, при появлении первой же возможности приступило к работам и по морской компоненте. Первым опытом стала постройка ПЛАРБ типа «Ся» («Type 092») подводным водоизмещением 7000 т. Утверждается, что ее проектирование шло под руководством Пенг Шилу и Хуана Ксюхуа на базе многоцелевой АПЛ типа «Хан» («Type 091»).

ПЛАРБ построена в единственном экземпляре и вооружена РК с БРПЛ типа JL-1, на подлодке, за рубкой размещены 12 ракетных шахт, в два ряда. Кроме того, на субмарине имеется шесть 533-мм торпедных аппаратов. Длина корабля – 120 м; ширина – 10 м; осадка – 8 м; ГЭУ – атомная, с одним водо-водяным ЯР тепловой мощностью около 58-60 МВт и двумя паротурбинными установками, работающими на один гребной винт; максимальная расчетная скорость подводного хода – около 22 узлов, а рабочая глубина погружения – около 300 м.

Первый в истории китайского флота стратегический ракетоносец был заложен в 1978 г. на стапеле судоверфи «Бохай» (сегодня – «Бохай Шипбилдинг Хэви Индастри Ко.» / «BSHIC») в Хулудао, на побережье Лаодунского залива (провинция Ляонин), спущен на воду в 1981 г., после чего еще шесть лет достраивался на плаву и обеспечивал испытания и доводку ракетного комплекса.

По китайским данным, состояния боеготовности корабль достиг только в 1987 г., когда с него, наконец, были осуществлены успешные пуски штатной БРПЛ (два пуска в 1985 г. закончились неудачей). Однако даже после этого, судя по имеющейся информации, ракетоносец постоянно испытывал проблемы технического характера, прошел не одну модернизацию, включая замену ГАК типа «Type 604» на более совершенный ГАК типа «Type H/SQ2-262B», но полноценной боевой единицей китайских МСЯС, по большому счету, так и не стал. ПЛАРБ типа «Ся» приписана к пункту базирования ВМС НОАК «Jianggezhuang», что в 24 км восточнее города Циндао.

На основе опыта, полученного в ходе разработки, постройки и эксплуатации ПЛАРБ типа «Ся», в конце 1990-х – начале 2000-х годов была создана новая китайская ПЛАРБ, известная под обозначениями «Цзинь» или «Type 094», и дошедшая до стадии серийной постройки.

Головной ракетоносец нового типа был заложен на стапеле той же судоверфи в Хулудао в начале тысячелетия, в 2000-м или 2001-м годах, и спущен на воду 28 июля 2004 г. На сегодня, судя по имеющимся данным, судостроители передали ВМС НОАК пять атомоходов данного типа, еще один ракетоносец находится в стадии постройки. Всего ВМС НОАК запланировали ввод в боевой состав шести ПЛАРБ данного типа.

ПЛАРБ получили на вооружение РК с БРПЛ типа JL-2 – по классической схеме, за рубкой в корму в два ряда размещены 12 РШ. Впрочем, по некоторым данным, обнародованным в зарубежной печати преимущественно со ссылкой на разведслужбы западных стран, указывается, что последние ПЛАРБ данного типа достраивались по модифицированному проекту и имеют на вооружении 16 ракет указанного типа. Заявленная дальность стрельбы БРПЛ – более 8000 км. Кроме того, имеется шесть носовых 533-мм ТА. Субмарины имеют большую, по сравнению с предшественницей, длину – около 133 м, оснащены АЭУ на базе одного водо-водяного ЯР и имеют подводное водоизмещение около 10-11 тыс. т.

Перспективным проектом ПЛАРБ является ракетоносец, известный под обозначением «Танг» или «Type 096». На ряде китайских интернет-ресурсов были размещены фотографии модели данной ПЛАРБ, на которых видно наличие 24 ракетных шахт – два ряда, расположенных за рубкой в корму. Предположительно, перспективные китайские ПЛАРБ будут вооружены новым ракетным комплексом с БРПЛ JL-3.

РОССИЯ

Современные российские МСЯС представлены фактически четырьмя типами стратегических подводных ракетоносцев, которые по отечественной терминологии принято именовать РПЛСН (ракетная подводная лодка стратегического назначения) или РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). В настоящее время в боевой состав флота входят три РПЛСН проекта 667БДР, шесть РПЛСН проекта 667БДРМ и один ракетоносец проекта 955. Еще два подводных крейсера проекта 941 находятся в резерве (фактически принято решение об их списании и утилизации), а один ракетоносец проекта 941У, «Дмитрий Донской», обеспечивает программу испытаний и доводки РК Д-30 («Булава-30»).

Ракетоносцы проекта 667БДРМ «Дельфин» – последние корабли знаменитой 667-й серии и последние представители отечественных ПЛАРБ второго поколения. Корабль создавался под РК Д-9РМ с жидкостной БРПЛ РСМ-54, который, в свою очередь, разрабатывался в ответ на американскую программу «Трайдент». В ракетоносце специалистами ЦКБ МТ «Рубин» были внедрены новые разработки с целью повышения скрытности – применены усовершенствованные системы амортизации, демпфирующие, виброизолирующие, шумопоглощающие и нерезонирующие покрытия, а также снижена шумность движителей и существенно снижены помехи работе собственного ГАК. В процессе создания нового корабля был широко использован принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещалось на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса субмарины. В итоге по уровню шумности (гидроакустической заметности) «Дельфин» приблизился к уровню ПЛАРБ типа «Огайо».

РПЛСН проекта 667БДРМ – двухкорпусная, между легким и прочными корпусами находятся антенны ГАС, цистерны главного балласта, всплывающие спасательные камеры, трубы ТА и прочие емкости и механизмы. ГЭУ – атомная, двухвальная, включает два водо-водяных ЯР, по две паропроизводящие и паротурбинные установки, два главных турбозубчатых агрегата, два турбогенератора и два гребных винта. ВЭУ включает два дизель-генератора, аккумуляторные  батареи, два гребных электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л.с., устройство работы дизеля под водой и вспомогательный пульт управления. ВЭУ работает на основные гребные винты.

Главное оружие ракетоносца – ракетный комплекс с трехступенчатой жидкостной ампулированной БРПЛ РСМ-54 (Р-29РМ), имеющей стартовую массу 40,3 т, забрасываемую массу 2,8 т и дальность стрельбы около 9300 км. Боевая часть – РГЧ ИН с 4 или 10 боевыми блоками мощностью по 250 кт или 100 кт соответственно. Р-29РМ обладает лучшим в мире энергомассовым совершенством, плюс к тому обеспечена возможность пуска ракет по настильным траекториям, в том числе из высоких широт, что позволяет более эффективнее преодолевать системы ПРО. «Дельфин» имеет 16 РШ.

В процессе эксплуатации РПЛСН проекта 667БДРМ прошли модернизацию, включая и совершенствование ракетного комплекса с БРПЛ. В частности, в рамках ОКР «Станция» ракеты Р-29РМ и Р-29РМУ получили новый боевой блок (принят на вооружение указом президента РФ от 5 августа 2002 г., МБР Р-29РМУ1); в ходе ОКР «Синева» создана и указом Президента РФ от 9 июля 2007 г. принята на вооружение модернизированная ракета Р-29РМУ2, а в 2011 г. завершены совместные летные испытания разработанной при реализации ОКР «Лайнер» ракеты Р-29РМУ2.1 (имеет новый боевой блок, аналогичный блоку для БРПЛ «Булава-30»). По оценкам экспертов, модернизированные БРПЛ позволят ракетоносцам эффективно решать стоящие перед МСЯС задачи до 2025-30 гг. Впрочем, к тому времени на смену «Дельфинам» должны прийти ракетоносцы нового поколения – типа «Борей» («Юрий Долгорукий»).

Будущее российских МСЯС связано с ракетоносцами семейства 955 (головной, предсерийные и серийные корабли строятся по несколько отличным проектам), разработка которого велась в ЦКБ МТ «Рубин» начиная с 1985 г. Строитель ракетоносцев, как и кораблей проекта 667БДРМ, - северодвинское ПО «Севмашпредприятие». Головной корабль, К-535 «Юрий Долгорукий», заложен на стапеле 2 ноября 1996 г., спущен на воду 12 февраля 2008 г. и принят в боевой состав ВМФ России 29 декабря 2012 г. В настоящее время в различных стадиях готовности находятся еще три ракетоносца данного семейства («Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Князь Владимир»).

Подводная лодка – двухкорпусная, имеется всплывающая спасательная камера. Носовые горизонтальные рули размещены на рубке. Ограждения РШ скрыты, что улучшило гидродинамику корпуса, повысило скорость хода и снизило шумность.

По данным открытых российских источников, ГЭУ корабля – атомная, с одним водо-водяным ЯР типа ВМ-5 тепловой мощностью 190 МВт и паротурбинной установкой с ГТЗА ОК-9ВМ мощностью 50000 л.с., приводящей в работу водометный движитель. Также имеются два выдвижных подруливающих устройства, работающих от гребных электродвигателей ПГ-160 мощностью по 410 л.с., а в состав ЭЭС входят два турбогенератора типа ОК-2 мощностью по 3200 кВт, один или два дизель-генератора и две группы аккумуляторных батарей.

Главное вооружение ракетоносца – РК Д-30 с БРПЛ РСМ-56 (Р-30; «Булава-30»), на корабле за рубкой в корму в два ряда расположены 16 РШ. На модернизированном ракетоносце – начиная с «Князя Владимира» - будут размещены, как утверждается, 20 ракетных шахт. Оборонительное вооружение – торпедные аппараты калибра 533 мм для применения крылатых ракет, ракето-торпед, торпед и приборов гидроакустического подавления, а также шесть носовых ПУ РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия МГ-104 «Бросок» и МГ-114 «Берилл».

В состав радиотехнического вооружения входит многофункциональный ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055», включающий носовую конформную пассивно-активную антенну, бортовые конформные и буксируемую протяженную антенны, ГАС миноискания, станцию звукоподводной связи, станции для измерения скорости звука, поиска полыней и разводий и пр. Также имеются РЛС, комплекс средств РЭБ, современные навигационный комплекс и комплекс средств связи и т.д.

Согласно последней информации, до 2020 г. планируется постройка до 10 ракетоносцев типа «Борей».

США

ВМС США обладают на сегодня самым многочисленным флотом стратегических подводных ракетоносцев – в боевом составе флота находятся 14 атомоходов типа «Огайо». Причем первоначально их численность была еще больше – 18 кораблей, но по ряду причин, в том числе и в соответствии с условиями договора СНВ-2, четыре первых ракетоносца были переоборудованы в носители крылатых ракет морского базирования «Тэктикал Томахок» и групп сил спецопераций. Кроме того, на сегодня ПЛАРБ типа «Огайо» обладают самым крупным ракетным боезапасом в мире – 24 БРПЛ с РГЧ ИН.

НИОКР по программе создания новой ПЛАРБ осуществлялись с 26 октября 1972 г., а заказ на постройку головного корабля был выдан 25 июля 1974 г. Первоначально Пентагон планировал закупить 20 ракетоносцев, но ввиду бюджетных ограничений и перспективы сокращения стратегических сил в свете переговорного процесса между США и СССР, в итоге было решено построить 18 подлодок. Они были приобретены в период с 1974-го по 1991-й финансовые годы (с SSBN-726 по SSBN-743) и приняты в боевой состав флота в 1981-97 гг. Головной корабль достиг состояния начальной оперативной готовности 11 ноября 1981 г.

ПЛАРБ типа «Огайо» были рассчитаны первоначально на 30-летний срок службы, но в настоящее время он продлен до 42 лет – два 20-летних «срока» с перерывом на капитальный ремонт и перезарядку ЯР (по другим данным, срок службы со дня ввода в боевой состав ВМС атомоходам продлен до 44 лет). В типовом варианте каждая ПЛАРБ типа «Огайо» несет 70-90-суточное боевое дежурство (патрулирование в Мировом океане), после чего в течение 25 суток проходит ремонт и смена экипажей.

Постройку серии ракетоносцев осуществляла компания «Дженерал Дайнэмикс Электрик Боат», постройка велась секционным методом – сначала строились и насыщались оборудованием четыре секции, а затем они стыковались вместе на верфи компании-подрядчика в Гротоне, штат Коннектикут. При создании ПЛАРБ типа «Огайо» использовались последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения, особенно в части, касающейся оптимизации внешних обводов корпуса, защиты корпусных конструкций, механизмов и различного оборудования от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение заметности субмарины в акустическом, магнитном, гидродинамическом, радиационном, тепловом (ИК) и других полях.

Конструктивно «Огайо» - однокорпусная (иногда ее называют полуторакорпусной), ее прочный корпус изготовлен из стали марки НУ-100 и имеет четыре отсека: четырехпалубный отсек управления и жилой; ракетный; реакторный и турбинный. Сверху корпуса выполнена настройка длиной 114 м, шириной по палубе около 5,5 м и высотой 2 м. Носовые горизонтальные рули расположены в передней части ограждения рубки и имеют размах около 13 м. В корме имеются горизонтальные рули, снабженные стабилизаторами. Движитель – гребной винт диаметром около 7 м, имеющий семь скошенных серповидных лопастей.

ГЭУ – атомная, на базе водо-водяного ЯР типа S8G, обеспечивающего работу двух паротурбинных установок суммарной мощностью не менее 60000 л.с. Имеются также два турбогенератора мощностью по 4000 кВт, дизель-генератор мощностью 1400 кВт и гребной электродвигатель мощностью 450 л.с.

Главным оружием ПЛАРБ типа «Огайо» является РК «Трайдент». Первые 8 кораблей получили РК «Трайдент I» С-4 с дальностью стрельбы 7600 км и РГЧ ИН с восемью 100-килотонными боевыми блоками типа W-76, остальные – РК «Трайдент II» D-5, ракеты которого имели уже дальность стрельбы около 12000 км и могли комплектоваться РГЧ ИН с 12 боевыми блоками типа W-76 или новыми ББ типа W-88 мощностью 300-475 кт. В 2000-2008 гг. четыре из первых восьми ПЛАРБ были перевооружены на «Трайдент II» D-5. Старт ракет – только подводный, с глубины около 40 м. По заявлению представителей ВМС США, весь боекомплект – 24 ракеты – может быть выпущен в течение не более чем 60 с. Система управления ракетной стрельбой – типа Mk 98. Оборонительное вооружение – четыре 533-мм ТА типа Mk 68, расположенные в средней части корпуса по бортам и предназначенные для стрельбы торпедами семейства Mk 48. Система управления торпедной стрельбой – типа Mk 118. БИУС – типа CCS Mk 2 Mod 3.

Первые восемь ПЛАРБ базировались на ПБ Бангор, штат Вашингтон, а остальные – на ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия. Сегодня подлодки дислоцируются там же – восемь и шесть ПЛАРБ соответственно.

В перспективе ПЛАРБ типа «Огайо» будут постепенно заменяться на ракетоносцы нового поколения, которым пока присвоено условное обозначение SSBN-X. В рамках программы «Ohio Replacement Program» («Программа замены ПЛАРБ типа «Огайо») на сегодня планируется приобрести 12 ракетоносцев. Финансирование работ по этапу НИОКР начато в январе 2011 г., а в прошлом году ВМС США запросили по данной статье на 2013 финансовый год 564,9 млн. долл. Закупка головного корабля запланирована на 2012 финансовый год, средняя закупочная стоимость одной серийной ПЛАРБ может составить 5,6 млрд. долл. (для сравнения, стоимость одной ПЛАРБ типа «Огайо» в ценах 2011 г. – 2,9 млрд. долл.), а стоимость всей программы, согласно данным Главного контрольно-финансового управления Конгресса США на 2012 г., достигнет 90,4 млрд. долл., включая 11,1 млрд. долл. на НИОКР и 79,3 млрд. долл. – на закупки.

Первые корабли, как ожидается, получат на вооружение РК «Трайдент II» D-5DLE (LE – life-extension, т.е. «продление срока службы»), тогда как впоследствии на вооружение американских МСЯС должен поступить новый РК. Расчетный срок службы новых ПЛАРБ – не менее 40 лет, причем новый ЯР позволит не перезаряжать его АЗ в течение всего срока службы кораблей. ГЭУ будет создана на принципах электродвижения, что позволит еще больше снизить шумность ракетоносцев.

Особенностью новых ПЛАРБ станут Х-образное кормовое оперение, применение водометного движителя и новый модульный ракетный отсек (Common Missile Compartment) с 16 РШ, который в уменьшенном варианте будет применен на перспективных ПЛАРБ для Королевских ВМС Великобритании. Подводное водоизмещение новой ПЛАРБ составит порядка 18750 т.

ФРАНЦИЯ

Подводные стратегические ракетоносцы являются для Франции главным средством проводимой республикой в жизнь доктрины ядерного сдерживания. Дело в том, что наземная компонента в виде МБР стационарного или мобильного базирования в этой стране отсутствует, и носителями ядерного оружия являются только подводные лодки с баллистическими ракетами, а также некоторые самолеты тактической авиации.

Третье поколение подводных стратегических ракетоносцев ВМС Франции представлено ПЛАРБ типа «Триумфан» («Победоносный»). Размах программы можно оценить по тому, что в создании самой крупной на сегодня французской ПЛАРБ приняли участие почти 4000 различных компаний и организаций, количество изготовленных чертежей перевалило за сотни тысяч, а в 1986 г. был сооружен макет этого корабля в масштабе 1:5, на котором отрабатывались разнообразные задачи с тем, чтобы облегчить последующие строительство и эксплуатацию реального «железа».

Первоначально программа строительства атомных ракетных подводных лодок нового поколения (Sous-Marin Nucleaire Lanceur d'Engins de Nouvelle Generation, или сокращенно SNLE-NG) была рассчитана на шесть кораблей, постройка четырех из которых была в принципе утверждена еще в конце 1980-х годов с запланированными сроками ввода их в строй. Последние, правда, не всегда удавалось выдерживать, а в конце прошлого века Париж, учитывая наступившую разрядку в международной обстановке и все возрастающие расходы на поддержание СЯС, решил отказаться от строительства сначала шестого, а в сентябре 1992 г. и пятого атомоходов типа «Триумфан».

30 октября 1986 г. в торжественной обстановке была произведена сварка первого листа корпуса головного корабля, а в июне того же года первая секция ПЛАРБ была доставлена на верфь компании «ДиСиЭн» в городе Шербур. Для строительства новой ПЛАРБ был применен модульный способ, а спуск на воду французы осуществляли с помощью конструкции, называемой синхролифт.

В 1994 году головная ПЛАРБ прошла заводские ходовые испытания, после завершения ее передали Генеральной дирекции по вооружениям. В 1995-96 гг. корабль прошел так называемую отработку задач перед вводом в боевой состав ВМС, а в марте 1997 г. «Триумфан» вышел на свою первую боевую службу, принесшую вместо радостей огорчения – как военным, так и кораблестроителям: на борту возникли достаточно серьезные неполадки, и корабль пришлось срочно возвращать в базу.

Конструктивно ПЛАРБ типа «Триумфан» представляет собой подводную лодку, находящуюся между традиционно однокорпусными (как в США) и двухкорпусными (как в России) субмаринами. Легкий корпус у французских атомоходов имеется, но он не покрывает прочный корпус на всем его протяжении. Однако площадь покрытия прочного корпуса легким у ПЛАРБ типа «Триумфан» намного больше, чем у американских ПЛАРБ типа «Огайо». Обычно такие подлодки называют полуторакорпусными. Прочный корпус подлодки изготовлен с использованием стали марки NLES-100.

Легкий корпус ракетоносца отличается максимально допустимой плавностью и имеет округленную тупую носовую часть. При его производстве широко использованы композиционные материалы. Рубка имеет практически прямоугольный профиль и смещена к носовой оконечности подлодки. В передней верхней части на рубке находятся носовые горизонтальные рули прямоугольной формы. Такое расположение позволило увеличить их площадь и снизить воздействие механизма управления ими на работу гидроакустических антенн. Кормовые вертикальные рули установлены не на корпусе лодки, а на оконечностях горизонтальных кормовых рулей.

ГЭУ – атомная, включает один ЯР водо-водяного типа марки К-15 номинальной мощностью около 150 МВт, парогенератор, два электрогенератора (гребного электродвигателя и корабельной ЭЭС), гребной электродвигатель мощностью 30,5 МВт, движительную установку, а также аппаратуру управления и контроля. Разработчик и производитель реакторной установки – компания «Текникатом».

Отличительными особенностями ЯР, в отличие от англичан разработанного французами полностью собственными силами, являются применение в качестве ядерного топлива низкообогащенного урана-235 (степень обогащения 7-20%), а также конструктивное объединение самого реактора и парогенератора в один единый блок. Последний введен непосредственно в корпус ЯР и использует в качестве теплоносителя находящуюся под давлением морскую воду. Такой подход привел к уменьшению размеров реактора по причине отсутствия систем первого контура в нашем понимании – нет никаких трубопроводов и главного циркуляционного насоса.

Движительная установка – одновальная, с гребным винтом с направляющими насадками (в зарубежной литературе используется термин «propeller pump»), которые, по заявлению французов, обеспечивают предотвращение явления кавитации, которое повышает шумность ПЛ и служит причиной образования трещин в металле самого винта и близлежащих конструкций. Дополнительно снижению кавитации призвана способствовать и специальная форма лопастей, имеющих особую закрутку.

ВЭУ включает дизельную установку на базе двух дизелей 8PA4V200SM мощностью по 950 л.с. каждый, генератора, аккумуляторной батареи, гребного электродвигателя, гребного винта, устройства для работы дизеля под водой и обеспечивающих систем.

Основное вооружение ПЛАРБ типа «Триумфан» пока все еще составляют 16 трехступенчатых БРПЛ типа М45, которые приняты на вооружение ВМС Франции в 1987 г. (производитель – компания «Аэроспатьяль», вошедшая к настоящему времени в состав концерна «ИэйДиЭс»). Они имеют стартовую массу 35 т, максимальную дальность стрельбы около 6000 км и оснащены РГЧ ИН с шестью боевыми блоками типа TN-75 мощностью по 100 кт каждая. БРПЛ имеют средства преодоления противоракетной обороны противника. Ракетная стрельба с ПЛАРБ типа «Триумфан» производится только из подводного положения, с глубин 30-40 м.

В настоящее время ПЛАРБ типа «Триумфан» проходят перевооружение на новейшие БРПЛ типа М51, принятые на вооружение ВМС Франции в 2010 г. (изначально М51 поставлена на четвертый ракетоносец, «Террибль»). Данная БРПЛ является трехступенчатой твердотопливной, оснащается РГЧ ИН с шестью боевыми блоками типа TN-75 и комплексом средств преодоления ПРО, а ее дальность стрельбы составляет около 9000 км.

Оборонительное вооружение ПЛАРБ представлено ПКР «Экзосет» SM39 и универсальными торпедами (по разным данным – либо типов F-17 Mod.2 и L-5 Mod.3, либо только последнего типа). Для стрельбы ракетами и торпедами используются четыре носовые 533-мм ТА. Общий боезапас – 18 торпед и/или ракет. На ракетоносцах имеются также средства гидроакустического противодействия, представленные самоходными имитаторами ПЛ одноразового применения.

На первых трех ПЛАРБ установлен новейший многофункциональный ГАК типа DMUX 80, в состав которого входят:

  • шумопеленгаторная низкочастотная ГАС DSUV 61B с гибкой протяженной буксируемой антенной,
  • шумопеленгаторная ГАС DUUX 5 с шестью бортовыми антеннами,
  • активно-пассивная ГАС DUUV 23 (носовая сферическая антенна),
  • станция гидроакустической разведки для обнаружения сигналов ГАС НК и ПЛ, а также высокочастотных сигналов ГСН противолодочных торпед.

На последнем ракетоносце установлен ГАК типа UMS-300 компании «Талес».

На корабле установлена БИУС типа SYCOBS (Systeme de Combat pour Barracuda et SSBN), а в рубке имеются комбинированный антенный пост с ТВ-камерой и ИК станцией, навигационная РЛС DRUA-33 и комплекс средств РЭБ ARUR-13 (в составе станций DR-4000U и DR-3000U компании «Талес»). Для обеспечения работы приемопередающей аппаратуры ракетоносца, в состав которой входит система спутниковой связи «Сиракузы II», имеются несколько типов антенн (буйковая, рамочная, штыревые и шлейфная). Перископы – командирский типа SFIM L и зенитный типа MRA-2.

Все французские ракетоносцы сведены в Командование морских стратегических сил ВМС (Force Oceanique Strategique – FOST) и базируются в районе ВМБ Брест. Военно-политическое руководство Франции считает необходимым держать в состоянии постоянной боеготовности три ПЛАРБ, из которых одну или две – на боевом патрулировании (к примеру, в начале 1990-х гг. в море находилось три ракетоносца).

Интересно, что по данным отчета, подготовленного французским Минобороны в 2010 г., в ценах 2009 г. расходы по программе составили 17,13 млрд. евро (при плановой изначально 16,186 млрд. евро), а стоимость одного ракетоносца выросла с плановых 2698 млн. евро до 4282 млн. евро.

ИНДИЯ

Самым последним – на сегодня – членом «клуба владельцев подводных ракетоносцев» является Индия, которая несколько лет реализует программу создания собственной АПЛ с баллистическими ракетами, известной как ATV (Advanced Technology Vessel). Головной корабль, «Арихант», что в переводе с санскрита означает «Истребитель врагов», был спущен на воду 26 июля 2009 г. на верфи Центра судостроения в Вишакхапатнаме и в настоящее время проходит испытания. И хотя до сих пор нет точной информации о действительной дальности стрельбы ее ракетного комплекса (вероятнее всего, ракета – оперативно-тактическая БР), достаточно успешная реализации данной программы позволяет говорить об Индии как о стоящей на пороге обладания морской компонентой СЯС.

«Сегодня мы вошли в число пяти избранных государств, способных строить атомные подводные лодки», - подчеркнул на церемонии спуска на воду «Ариханта» премьер-министр Республики Индия Манмохан Сингх.

Программа ATV, на которую по данным индийских источников, было израсходовано 300 млрд. рупий (на сегодня – около 6,02 млрд. долл.), была начата еще в 1974 г., хотя официальной датой ее старта принято считать 1984 год, когда у нее появился свой руководитель. Однако развал СССР, отказ России продлить лизинг АПЛ «Чакра» и прекращение совместных работ по теме АЭУ и АПЛ серьезно ударили по планам индийской стороны.

Первый руководитель программы ATV (в период 1984-88 гг.), впоследствии вице-адмирал Михир К. Рой, вспоминал в 2009 г.: «Мы продвигались достаточно быстро, но затем случилась длительная задержка. Пал СССР, и все контракты по программе ATV подверглись изменениям». Впрочем, со временем российская сторона вновь приняла участие в совместной работе по данной теме – в 2004 г. были подписаны новые соглашения – и премьер-министр Индии Манмохан Сингх даже заявил на церемонии спуска ракетоносца «Арихант» на воду: «Я благодарю наших российских друзей за их последовательное и неоценимое сотрудничество, которое символизирует близкое стратегическое партнерство, которое мы поддерживаем с Россией».

Стоит отметить, что программа ATV оказалась настолько секретной, что официально о закладке головного ракетоносца так никогда и не было объявлено. Дата закладки «Ариханта» на сегодня точно так и не известна – считается, что это произошло в присутствии доктора Абдула Калама, главы Организации по оборонным исследованиям и разработкам Индии (DRDO), в 1998 г. Да и спуск подлодки на воду проходил в закрытом от посторонних глаз сухом доке – данный комплекс именуется в индийской прессе «база «Matsya». Присутствующим запретили фото- и киносъемку, разрешение получили лишь пара «правительственных фотографов», запечатлевших VIP-лиц.

По данным индийских источников, ракетоносец «Арихант» имеет полное надводное водоизмещение около 6000 т, наибольшие длину 110 м и ширину 11 м. В носовой части субмарины размещены оборудование ГАК, шесть 533-мм торпедных аппаратов – пусковых установок ракетного комплекса «Клаб-С», стеллажи с боезапасом (торпеды и ракеты комплекса «Клаб-С» – противокорабельные, противолодочные и крылатые для атаки наземных целей), центральный пост, прочная рубка с выдвижными устройствами, а снаружи – расположенные на ней горизонтальные рули. В средней части корпуса расположены боевые посты с различной аппаратурой и корабельным оборудованием, пусковые установки баллистических ракет и соответствующее оборудование. В кормовой части корпуса находятся оборудование и аппаратура ГЭУ с водо-водяным ЯР тепловой мощностью 80-85 МВт и паротурбинной установкой мощностью 47000 л.с., гребной валопровод и т.п., а снаружи – рули и семилопастный гребной винт. Рабочая глубина погружения – 300 м, экипаж – 95-100 человек.

Главным оружием «Ариханта» является разработанный специалистами DRDO ракетный комплекс с баллистическими ракетами К-15 «Сагарика» (боекомплект 12 ракет), пуск которых может выполняться из подводного положения атомохода. Ракеты могут оснащаться как ядерными (от 17 до 150 кт), так и обычными БЧ.

БР морского базирования «Сагарика» («Океанская») создавалась с широким использованием наработок, полученных индийскими специалистами в ходе реализации программы БР семейства «Притви» и КР семейства «БраМос». Работы над ней ведутся с 1991 г., ракета – двухступенчатая, в качестве обеих ступеней используются твердотопливные двигатели. Летные испытания начаты в 2004 г. – первые два осуществлены 23 января и 19 марта 2004 г. На сегодня, по информации индийских источников, ракеты уже неоднократно прошли испытания с подводного стенда у побережья в районе Вишакхапатнама – первое испытание 27 октября 2004 г., а всего с глубины 20-50 м уже выполнено шесть пусков. Разработка корабельной пусковой установки для К-15, осуществлявшейся компанией «Ларсен и Тубро», город Хазира, штат Гуджарат, в рамках «Проекта 420» (по другим источникам «Проекта П78»), завершена в 2001 г., после чего ее передали заказчику для испытаний.

Корпус ракеты изготавливается из стального сплава. Длина ракеты – около 10,0 м, максимальный диаметр корпуса – 0,74 м, стартовая масса – не менее 7 т (по некоторым данным – до 10 т), КВО – порядка 25 м, дальность стрельбы – до 750 км, масса полезной нагрузки, по разным данным, - от 500 до 1000 кг. В ряде индийских источников указывается, что разработчик осуществляет мероприятия по увеличению дальности стрельбы ракеты до 1300-2500 км, при уменьшении массы БЧ, – соответствующая техническая помощь, сообщается, запрошена у Израиля и России. Ракета хранится в композитном транспортно-пусковом контейнере диаметром 2,4 м. Пуск БР из подводного положения возможен на глубине 50 м (точный стартовый коридор глубин неизвестен).

Коллектив разработчиков К-15 – 86 человек во главе с А.К. Чакрабарти – получил за успешную реализацию данного проекта премию 2007 г. «За лучшие достижения». Однако более интересно, что в статье Сандипа Аннитана «Секретное подводное оружие», опубликованной в январе 2008 г. в «Индия сегодня», приводились слова контр-адмирала в отставке Раджи Менона о том, что «подводная лодка несет не менее 12 ракет, каждая с РГЧ ИН, что в совокупности дает 96 боеголовок». Ни до, ни после индийские источники о РГЧ ИН для ракет «Саагарика» не упоминали. Хотя, с другой стороны, ряд экспертов скептически воспринимают слова отставного адмирала.

В ряде источников утверждается, что DRDO осуществляет также разработку БРПЛ «К-4» с дальностью стрельбы более 3500 км на базе одной из БР «Агни» (вероятно, «Агни III»). Утверждается, что ракета, которая, как и К-15, разрабатывается в рамках «черной программы», именуемой в индийских источниках «Проект ракет семейства «К», имеет стартовую массу 17-20 т, длину 10 м, может нести БЧ массой 1000 кг и уже испытана минимум один раз (в январе 2010 г. около Вишакхапатнама). При этом приводятся данные о том, что на ПЛАРБ типа «Арихант» можно будет разместить четыре такие БРПЛ – взамен 12 ракет комплекса К-15. В последнее время появляются в индийской прессе и сообщения о работах над БРПЛ типа К-5 – варианту МБР «Агни VI».

После завершения государственных испытаний и ввода АПЛ «Арихант» в боевой состав ВМС Индии страна наконец получит, как подчеркивают индийские военные эксперты, «третью руку в национальной ядерной триаде». При этом в настоящее время активно ведется строительство второй субмарины типа «Арихант» (в индийской прессе приводится имя «Аридхаман»), которая, по мнению уже упоминавшегося вице-адмирала Михира К. Роя, будет готова значительно быстрее, чем головной корабль.

Базирование ракетоносцев типа «Арихант» планируется осуществлять на территории новой военно-морской базы ВМС Индии, которая в рамках проекта под кодовым наименованием «Проект Варша» строится на восточном побережье страны в районе Рамбилли, не очень далеко от ВМБ Вишакхапатнам. Новая ВМБ будет иметь специальные средства для обеспечения безопасности атомоходов и технического персонала, обслуживающего их. Планируется, что на базе, территория которой составит около 3000 акров, будет работать только военный персонал. Пока, как утверждается, реализован первый этап строительства, который обошелся бюджету в 15 млрд. рупий (300 млн. долларов). Стоимость же постройки головного корабля вместе с НИОКР и ОКР оценивается в районе 2,9 млрд. долл., тогда как серийная ПЛ, по данным индийских источников, обойдется примерно в 600 млн. долл.

Основные тактико-технические элементы современных ПЛАРБ

 

«Вэнгард»

«Type 094»

SSBN-X

Проект 667БДРМ

«Борей»

«Огайо»

«Триумфан»

«Арихант»

Водоизмещение, тонн

 

 

 

 

 

 

 

 

- надводное

н/д

н/д

н/д

11700

14720

16764

12640

6000

- подводное

15850

10-11 тыс.

18750

18200

24000

18750

14335

н/д

Длина наибольшая, метров

149,90

133,00

171,00

167,00

170,00

170,70

138,00

110,00

Ширина наибольшая, метров

12,80

н/д

13,00

11,70

13,50

12,80

12,50*

11,00

Осадка максимальная, метров

12,00

н/д

 

8,80

10,00

10,80

10,65

9,00

ГЭУ

 

 

 

 

 

 

 

 

- количество и тип ЯР

1 х PWR 2

1

1

2 х ВМ-4СГ

1 х ВМ-5

1 х S8G

1 х К-15

1

- класс ЯР

водо-водяной с водой под давлением

- суммарная мощность ЯР, МВт

160

н/д

н/д

180

190

н/д

150

80-85

- суммарная мощность ГТЗА, л.с.

27500

н/д

н/д

40000

50000

60000

41500

47000

- движители

1 водомет

н/д

1 водомет

2 гребных винта

1 водомет

1 гребной винт

1 гребной винт в насадке

1 гребной винт

Скорость, узлов

 

 

 

 

 

 

 

 

- максимальная подводная

25

н/д

н/д

24

29

25

25

24

- максимальная надводная

20

н/д

н/д

14

15

18

20**

15

Рабочая (предельная) глубина погружения, метров

280 (400)

н/д

н/д

400 (650)

380-400 (450)

244

300 (500)

300

Экипаж, чел (в т.ч. офицеры)

135 (14)

н/д

155

135 (40)

107

155 (15)

111 (15)

95-100

Количество РШ БРПЛ

16

12

16

16

16

24

16

12

* - по корпусу, ширина по хвостовым стабилизаторам – 17,00 метров
** - по другим данным, 12 узлов

Примечание: таблица составлена по открытым данным и может содержать неточности

Подписи

Фото

Подпись

1 – заставка

Пуск БРПЛ «Трайдент II» D-5

2 и 3

6 февраля 2009 г. британская ПЛАРБ «Вэнгард» (фото слева) и французская ПЛАРБ «Триумфан» (справа) столкнулись в подводном положении во время осуществления боевого патрулирования в неназванном районе Атлантического океана. Оба ракетоносца несли ядерное оружие

4

ПЛАРБ типа «Венженс» в апреле 2011 г. во время учебного похода повредила гребной винт – на базу ей пришлось возвращаться на вспомогательных движителях

5

Китайская ПЛАРБ типа «Ся» («Type 092») после модернизации, что можно определить по двум рядам шпигатов в районе ракетного отсека. До модернизации они располагались в четыре ряда

6_1 или 6_2 на выбор

Китайская ПЛАРБ типа «Цинь» («Type 094»)

7

Модель перспективной китайской ПЛАРБ типа «Тан» («Type 096»)

8

РПЛСН проекта 667БДРМ в акватории ВМБ Гаджиево. На переднем плане – РПЛСН «Новомосковск»

9

Выкатка из цеха «Севмашпредприяти» РПЛСН «Юрий Долгорукий» проекта 955

9_1

На фото, выполненном на северодвинском ПО «Севмашпредприятие», запечатлена РПЛСН «Александр Невский» вскоре после ее выкатки из цеха и перевода в док «Сухона»

10

ПЛАРБ «Род Айленд» типа «Огайо» возвращается в базу Кингс-Бей после трехмесячного боевого патрулирования. 20 марта 2013 г.

11

Так может выглядеть перспективная ПЛАРБ типа SSBN-X

12_1 и 12_2 (второе фото дать во врезке первого)

Торжественная церемония спуска на воду АПЛ «Арихант». Супруга премьер-министра разбивает о корпус лодки традиционный кокосовый орех. На врезке – так выглядит первый индийский подводный атомный ракетоносец

13

ПЛАРБ «Террибль» типа «Триумфан»