Ваша реклама могла бы быть тут

Стражи морских границ

Отечественные пограничные корабли

Владимир Щербаков

 

Морские границы Российской Федерации составляют 38807 км, то есть примерно 63,6% от общей протяженности государственной границы нашей страны (около 61 тыс. км), а с учетом того, что из зачисленных в графу «сухопутная граница» 7616 км проходит по рекам и озерам, совокупная протяженность российской государственной границы по водным пространствам всех видов достигает 46423 км или около 76% от общей протяженности госграниц России. Больше морская граница только у Канады. При этом северная и восточная границы нашей страны – сугубо морские, обращенные к двум великим океанам, от освоения которых будет в текущем веке зависеть развитие не только нашей страны, но и всего мирового сообщества в целом.

 

Защита этих морских рубежей требует наличия мощного флота пограничных сторожевых (патрульных) кораблей (ПСКР) и катеров (ПСКА), а также пограничных патрульных судов (ППС). Журнал «Обозрение армии и флота» уже обращался к теме сторожевых (патрульных) катеров (см. №7 за 2007 г.), а в данном материале мы рассмотрим пограничные корабли различных проектов, строившиеся для пограничников в советское время и стоящие в настоящее время на вооружении Береговой охраны ПС ФСБ России. При этом следует указать, что ввиду особенности классификации корабельно-катерного состава Береговой охраны ПС ФСБ России, к классу ПСКР там принято относить также и ряд проектов, которые в ВМФ России относятся к классу боевых катеров (водоизмещением до 500 т), и были рассмотрены в журнале ранее. Поэтому здесь мы уделим внимание преимущественно ПСКР и ППС водоизмещением более 500 т.

Советский период

 

ПСКР «Пурга» проекта 52

Опыт по охране морской государственной границы в период до 1917 г. наглядно показывал, что пограничники должны иметь на вооружении специально спроектированные и построенные под их требования корабли, катера и суда, обладающие высокими скоростью и маневренностью, а также имеющие вооружение, наилучшим образом подходящие для выполнения специфических задач, стоящих перед Морпогранохраной. Однако вначале морские пограничники получали корабли либо из состава ВМФ, либо те от случая к случаю закупались за границей. Более или менее планомерно к серийной постройке кораблей, катеров и судов, предназначенных для морской погранохраны, в стране приступили только в 1933-37 гг.

 

При этом в связи с тем, что имевшиеся на тот момент судоверфи Наркомата оборонной промышленности были почти полностью загружены работой по заказам военного флота – требовалось множество кораблей, катеров и судов для создаваемых флотилий (затем флотом) на Севере и Дальнем Востоке, для скорейшего пополнения корабельно-катерного состава пограничных флотилий было решено создать в Ленинграде специализированную верфь Морской пограничной охраны, в составе которой было также сформировано конструкторское бюро – предшественник нынешнего Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз». Именно этим КБ был в 1932-33 гг. были спроектированы первые отечественные пограничные катера – типов ГК и МО-2, а в 1935-36 гг. там же под руководством Сергея Владимировича Пугавко был создан сторожевой катер типа МО-4, который более прославился в качестве «малого охотника за подводными лодками» в годы Великой Отечественной войны. МО-4 по тактико-техническим элементам существенно опережал зарубежные аналоги: имея водоизмещение 56 т, катер развивал скорость до 26 уз., был вооружен двумя 45-мм артустановками, двумя 12,7-мм пулеметами и глубинными бомбами, а в 1941 г. – оснащались гидроакустическими станциями (ГАС) «Тамир» или шумопеленгаторными станциями «Цефей». Проект оказался настолько удачным, что его постройка велась сразу тремя заводами.

В 1938 г. принимается новая пятилетняя кораблестроительная программа Морпогранохраны, в соответствии с которой планировалось построить 21 сторожевой корабль, 339 сторожевых катеров и 819 вспомогательных судов. Причем в первые же два года пятилетки пограничники получили сторожевик, 124 сторожевых катера и 552 мотобота, шлюпки и других судна, а за 1939 г. прирост корабельно-катерного состава к предыдущему году достиг 93%. В итоге к началу Великой Отечественной войны пограничники располагали 878 ПСКР, ПСКА и вспомогательными судами.

После завершения Второй мировой войны корабельно-катерный состав советской Морпогранохраны был представлен в основном сторожевыми кораблями и катерами, пережившими войну, а также кораблями и катерами, переданными из состава ВМФ СССР и полученными по репарациям от побежденных стран. В частности, на Западе появились бывшие немецкие сторожевики, а на Дальнем Востоке – японские. Кроме того, на период 1946-50 гг. была принята кораблестроительная программа, согласно которой планировалась достройка ПСКР «Пурга» проекта 52, постройка пяти ПСКР проекта 29, девять ПСКР нового улучшенного проекта, сторожевые и бронекатера, а также приспособленные для решения задач охраны госграницы большие и малые охотники за подлодками, тральщики и пр. Впрочем, позже оказавшиеся дорогими в эксплуатации ПСКР проекта 29 передали флоту, а от постройки бронекатеров отказались.

По состоянию на 1954 г., на вооружении морских пограничников имелось 144 ПСКР, 33 сторожевых и 146 малых катеров, а в 1960-х гг. специалистами ЦМКБ «Алмаз» для Морпогранохраны были созданы уникальные по своим тактико-техническим элементам корабли и катера: быстроходный ПСКА на подводных крыльях проекта 125А, ПСКА проектов 1400 «Гриф» и 1400 «Гриф-М», речные ПСКА проектов 1207 и 1398Б, а также малый СКР проекта 205П «Тарантул». В результате к началу 1970-х гг. флот пограничников уже включал 272 корабля и 282 катера.

Следующий этап развития пришелся на конец 1970-х гг., когда в связи с расширением операционной зоны морских пограничников и необходимостью контролировать как воды территориального моря, так и 200-мильную исключительную экономическую зону и зону континентального шельфа, корабельно-катерный состав Погранвойск пополнился ПСКР проектов 12412 («Молния-2»), строившимися на Ярославском судостроительном заводе для Европейской части СССР (10 ПСКР) и на Владивостокском судостроительном заводе – для Дальнего Востока (9 ПСКР), и ПСКР проекта 1124П, созданных на базе «флотских» малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос», а также самыми мощными по вооружению и обладающими неограниченной мореходностью ПСКР проекта 11351.

Разработку пограничного сторожевого корабля проекта 11351 (шифр «Нерей») по заданию КГБ СССР вела группа специалистов Северного проектно-конструкторского бюро во главе с главным конструктором Николаем Павловичем Соболевым (с 1980 г. доработку проекта вел Александр Константинович Шныров / 1932-1993 гг.). Основным предназначением нового ПСКР определялся контроль обширных морских акваторий на Севере и Дальнем Востоке, особенно – в 200-мильной экономической зоне. Создание ПСКР велось на базе «флотского» СКР проекта 1135, причем корпус, главная энергоустановка, а также основные механизмы и оборудование корабля остались прежними, а основные изменения коснулись состава вооружения: с пограничного сторожевика «исчезли» УРПК «Метель» и кормовой ЗРК «Оса-М», ГАС «Титан» и «Вега» заменили комплексами «Платина» и «Бронза», а состав артиллерийского вооружения был изменен – в носовой части разместили 100-мм артустановку (АУ) АК-100, а в кормовой части надстройки две 30-мм автоматические шестиствольные АУ АК-630М (побортно). Кроме того, на корме появилась взлетно-посадочная площадка (ВПП) и ангар для постоянного базирования поисково-спасательного вертолета Ка-27ПС.

Основные тактико-технические элементы ПСКР проекта 11351: водоизмещение стандартное/нормальное/полное/наибольшее – 3274/3458/3642/3774 т; длина наибольшая – 122,98 м; ширина наибольшая – 14,2 м; осадка – 4,8 м; ГЭУ – два газотурбинных агрегата (ГТА) типа М7К в составе одного маршевого газотурбинного двигателя (ГТД) ДО63 мощностью 6000 л. с. и одного ГТД форсированного хода ДК59 мощностью 18000 л. с.; движители – два гребных винта фиксированного шага; скорость полного/экономического хода – 31,04/14,05 уз.; дальность плавания полным/экономическим ходом – 1140/3900 миль; автономность – 30 сут.; экипаж – 198 чел.

 

ПСКР «ПСКР-721» проекта 205П. Фото датируется июнем 1990 г.

Вооружение: 1х2 пусковая установка (ПУ) ЗИФ-122 зенитного ракетного комплекса «Оса-МА2» (боезапас – 20 ЗУР 9M33), 1х1 100-мм АУ АК-100, 2х6 30-мм автоматические АУ АК-630М (12000 выстр.), 2х4 533-мм торпедных аппарата (ТА) ПТА-53-1135 (8 торпед типа СЭТ-65 или 53-65К – без перезарядки), 2х12 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (96 бомб РГБ-60), 4х16 ПУ ПК-16 (калибр 82 мм) и 4х10 ПУ ПК-10 комплекса РЭБ, один вертолет Ка-27ПС.

 

Радиотехническое вооружение: РЛС МР-212/201 «Вайгач-У», «Волга» и «Кивач», РЛС ОВЦ МР-310У «Ангара-М» (на поздних кораблях серии – МР-760 «Фрегат-МА»), РЛС СУО ЗРК МПЗ-301 «База», РЛС СУО АУ МР-114 «Барс» и МР-123 «Вымпел», ГАК МГК-335С «Платина-С» (подкильная ГАС МГК-335МЦ «Титан-2», буксируемая ГАС МГ-345 «Бронза», система звукоподводной связи МГ-26).

Головной сторожевик, «Менжинский» (командир – капитан 2 ранга Олег Петрович Дурандин), был построен на Судостроительном заводе «Залив» (г. Керчь) и после перехода южным путем прибыл на Дальний Восток. Всего на ССЗ «Залив» было заложено девять ПСКР проекта 11351, из которых семь были завершены постройкой до распада Советского Союза и вошли в состав Морских частей ПВ КГБ СССР, а затем – в состав ФПС и БО ПС ФСБ России. На сегодня в строю остались только три корабля данного типа: «Дзержинский», «Орел» и «Воровский».

Еще два корабля достались Украине: фрегат U130 «Гетман Сагайдачный» (бывший «Киров») был достроен в 1993 г., а второй – «Гетман Вишневецкий» (бывший «Красный вымпел») – был вначале законсервирован, а в 1995 г., как утверждается, разобран.

Кроме того, для работы в тяжелых условиях Северного Ледовитого и Тихого океанов, особенно при наличии ледового поля, Морские части Погранвойск получили сторожевики ледового класса 97П и 745(П), спроектированные соответственно на базе портового ледокола и буксира-спасателя. Корабли имели полное водоизмещение 3500 т и 1500 т соответственно, а также вооружались артиллерией и отличались неограниченной мореходностью и 60-суточной автономностью плавания. Корабли проекта 97П кроме того несли на борту вертолет. Впрочем, ПСКР проекта 97П, по воспоминаниям очевидцев, на чистой воде был весьма валким, что изматывало моряков во время длительных походов и также затрудняло применение вертолета (В. Боярский, В. Дмитриев и Н. Кудинов. «Пограничный надзор на море». М., Изд. «Граница», 2006 г., с. 172).

В 1984 г. в качестве замены слишком дорогим и громоздким для пограничников ПСКР проекта 12412 специалистами ЦМКБ «Алмаз» во главе с главным конструктором К.Ж. Аванесовым был разработан  ПСКР проекта 10410 (шифр «Светляк») – головной корабль был передан пограничникам в 1988 г. Причем впервые за многие годы создания кораблей для Морпогранохраны проектантом специально выбирались обводы корпуса, наиболее подходящие для режимов его эксплуатации, а также была создана КСУ ТС с размещением центрального пульта управления ГЭУ в посту энергетики и живучести корабля. Впоследствии ПСКР прошли модернизацию – были сняты несвойственные для пограничных кораблей вооружение и оборудование (в частности, демонтированы торпедные аппараты, сокращен запас ПЗРК), что позволило снизить стоимость постройки корабля на 25%, а дальность плавания выросла до 2200-2500 миль. Кроме того, дополнительно установлены два семиствольных 55-мм противодиверсионных гранатомета МРГ-1, на кораблях с ПСКР-926 по ПСКР-929 вместо АК-176М и АК-630М в носу и корме установлены 30-мм шестиствольные облегченные артустановки АК-306.

 

ПСКР «Имени XXVII съезда КПСС» (с 17 января 1992 г. – «Орел»). Фото датируется мартом 1987 г.

А в 1987 г. Зеленодольское проектно-конструкторское бюро в рамках реализации «Комплексной программы обеспечения деятельности органов ГБ СССР на 1986-1995 гг.» разработало эскизный проект речного артиллерийского катера проекта 12130 (шифр «Огонек»), который предназначался для охраны и обороны госграницы на реках и озерах, особенно – их мелководных участков. Однако ввиду тяжелой ситуации, сложившейся в стране в конце 1980-х гг., техпроект «Огонька» был утвержден только в 1992 г., а на границу он попал – в статусе пограничного сторожевого корабля – и того позже. Первый корабль был сдан Хабаровским судостроительным заводом в 1998 г.

 

После распада Советского Союза оставшиеся в юрисдикции Российской Федерации подразделения Морчастей Погранвойск были реорганизованы и в конечном итоге вошли в состав Федеральной пограничной службы России. В их состав передаются списанные из состава ВМФ России корабли, катера и вспомогательные суда, в январе 1994 г. с Ярославским судостроительным заводом достигается договоренность о продолжении постройки ПСКР проекта 745П (пять кораблей), а в апреле северодвинское МП «Звездочка» получает заказ на постройку четырех судов снабжения проекта 16900. На 1995 г. общим планом развития корабельно-катерного состава ФПС России предусматривается постройка семи кораблей и 59 катеров, но во второй половине 1990-х гг. начинается массовое списание сторожевиков проектов 205П и 1124П, а также катеров постройки 1960-70-х гг. постройки.

13 июля 2004 г. президентским указом в рамках Пограничной службы ФСБ России было сформировано управление Береговой охраны, которому были подчинены все подразделения и части морской погранохраны.

Пограничные сторожевые корабли нового поколения

 

ПСКР «Воровский» проекта 11351

В связи с тем, что срок службы пограничных сторожевых кораблей советской постройки стремительно истекает, а также принимая во внимание тот факт, что подавляющее большинство пограничных сторожевиков, вошедшие в состав нынешней Береговой охраны в советский период или в 1990-е – начало 2000-х гг., являются всего лишь приспособленными под нужны морской погранохраны проектами боевых кораблей, созданных по тактико-техническим заданиям отечественного Военно-Морского Флота, или же и вовсе представляют собой доработанные суда гражданского назначения, руководство ПС ФСБ России приняло решение осуществить радикальную модернизацию корабельно-катерного состава Береговой охраны. В рамках специально разработанной и утвержденной концепции развития корабельно-катерного состава Береговой охраны были спроектированы и поставлены в серийное производство несколько современных проектов пограничных сторожевых (патрульных) кораблей, катеров и судов, которые фактически впервые в истории отечественной морской погранохраны были разработаны специально под требования последней, что выгодно отличает их от предшественников. Рассмотрим несколько проектов таких кораблей.

 

Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 (шифр «Охотник»; тип «Рубин») представляет собой пограничный сторожевой (патрульный) корабль 2-го ранга нового поколения, который является кораблем территориального моря и предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, для проведения аварийно-спасательных работ, а также осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Корабли данного типа, естественно, могут привлекаться и для решения задач по борьбе с терроризмом и морским пиратством.

Главными отличительными особенностями конструкции ПСКР проекта 22460, которые, в частности, позволяют относить его к кораблям нового поколения, являются высокая автоматизация всех процессов управления и боевого применения корабля; новая форма корпуса с двойным днищем и двойным бортом, обеспечивающая кораблю повышенную мореходность и сохранение плавучести и возможности дальнейшего выполнения боевых задач после столкновения с другими кораблями и судами, а также широкое применение в его конструкции технологии малозаметности («стелс») и соответствующих конструкционных материалов, включая созданных с применением нанотехнологий.

По словам главного конструктора проекта Алексея Наумова, ПСКР данного типа могут нести службу при волнении моря до 6 баллов, а при волнении моря 4-5 баллов – корабль не имеет никаких ограничений по мореходности или маневренности (А. Федоров. «Алмаз» подарил «Рубин». Ж-л «Национальная оборона»). Повышенная маневренность корабля обеспечивается, в том числе, и за счет наличия носового подруливающего устройства. Кроме того, стальной корпус корабля проекта 22460 позволяет эффективно решать весь спектр возлагаемых на него задач в молодом и битом льду, толщина которого может достигать 0,2 м.

 

Закладная доска ППС «ПС-825» проекта 22120

ПСКР проекта 22460 имеет полное водоизмещение 740 т, стандартное водоизмещение 630 т, наибольшую длину 62,38 м, наибольшую ширину 10,9 м и осадку 3,33 м. Корабль оснащен двухвальной дизельной главной энергоустановкой мощностью 15440 л. с., в состав которой входят четыре дизельных двигателя MTU 16V4000M73L мощностью по 3860 л. с., обеспечивающие кораблю максимальную скорость хода на спокойной воде до 30 уз., а также позволяющие ему развивать скорость крейсерского и экономического хода соответственно в 21 и 12 уз. (по другим данным, максимальная скорость составляет 24,8 уз.). Движители – два четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Кроме того, на корабле установлены два дизель-генератора марки ДГА-300-ВА1-МПС мощностью по 300 кВт и два дизель-генератора марки ДГА-60-ВА2-МПС мощностью по 60 кВт. Дальность плавания экономическим ходом составляет 3500 миль (по другим данным, такая дальность плавания обеспечивается на скорости 8 уз.), а автономность по запасам топлива и провизии – 30 суток. Расчетное время нахождения в море в год – не менее 270 сут. Экипаж корабля – 24 чел.

 

Вооружение ПСКР проекта 22460 включает одну 30-мм автоматическую шестиствольную АУ АК-630М, установленную в носовой части корабля непосредственно перед надстройкой (ходовым мостиком), и два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета «Корд» 6П59 на регулируемой морской тумбовой пулеметной установке (МТПУ) типа 6У16, а также имеют резерв по водоизмещению и по месту для размещения, в случае необходимости, пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса «Уран» с противокорабельной крылатой ракетой семейства Х-35. При этом размещенное на сторожевике оптико-электронное устройство может использоваться как для управления корабельным оружием, так и в качестве средства наблюдения. Кроме того, по обнародованной информации, проектантом проработан вариант вооружения ПСКР проекта 22460 взамен АК-630М корабельной 57-мм АУ А-220М (пулеметы сохраняются).

В кормовой части корабля оборудован наклонный слип, обеспечивающий спуск и подъем на борт быстроходного катера жестко-надувного типа, хранящегося в устроенном на слипе закрытом ангаре и применяющегося, в частности, для оперативной доставки досмотровой группы на подозрительное судно. Отличительной особенностью ПСКР проекта 22460 является наличие на борту взлетно-посадочной площадки (ВПП) для вертолета легкого класса – типа Ка-226МТ («морской транспортный») – или беспилотного летательного аппарата (например, БЛА вертолетного типа «Горизонт Эйр» S-100, который выпускается российской компанией «Горизонт» по лицензии австрийской компании «Шибель»). Во время церемонии подъема флага на ПСКР «Рубин» директор ФСБ России Александр Васильевич Бортников особо отметил, что корабли нового типа от остальных пограничных сторожевиков выгодно отличают не только самые современные средства навигации и другие передовые технические средства, но и также наличие на палубе вертолетной площадки. «Кроме прочего, это вертолетоносец. Соответственно, и задачи он сможет решать более разнообразные», - подчеркнул руководитель ФСБ России.

Следует отметить, что в ряде источников также утверждается, что в районе ВПП оборудован также быстро возводимый силами экипажа ангар-убежище для хранения вертолета, однако ни на одной из фотографий такой ангар на борту ПСКР проекта 22460 наблюдать не доводилось. Хотя это не значит, что данная информация – не точна.

 

ПСКР «Волга» проекта 97П

ПСКР проекта 22460 оснащены современными средствами навигации и связи, автоматизированной системой управления кораблем, а также различным целевым и вспомогательным оборудованием. В частности, 13 декабря 2012 г. сообщалось о том, что санкт-петербургская компания «Транзас» подписала с Судостроительной фирмой «Алмаз» договор по вопросу изготовления и установки на борту ПСКР «Изумруд» проекта 22460 навигационно-тактического комплекса «ТРИМС-22460». Ранее данными комплексами были оборудованы головной и два первых серийных ПСКР данного типа. Кроме того, было заявлено о том, что в течение 2013-14 гг. компания «Транзас» изготовит комплексы «ТРИМС-22460» еще для двух пограничных сторожевиков проекта 22460, вероятно – строящихся на «Восточной верфи». Примечательно также, что кроме российских предприятий в реализации данного проекта тем или иным образом принимают участие компании Австрии, Германии, Италии, Норвегии, Финляндии и Франции. Часть оборудования и систем зарубежной разработки будет внедрена впервые.

 

Следует отметить также о том, что, пожалуй, впервые на корабле такого водоизмещения разработчику удалось обеспечить высокие, можно даже сказать уникальные условия по обитаемости экипажа. В частности, на борту корабля оборудована даже небольшая сауна с бассейном. Повышенная же маневренность корабля обеспечивается за счет наличия носового подруливающего устройства.

Разработчиком ПСКР проекта 22460 является санкт-петербургское Северное проектно-конструкторское бюро (ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро»), которое выиграло в 2006 г. соответствующий конкурс, объявленный ПС ФСБ России на перспективный ПСКР. Причем главным конкурентом проекта 22460 на указанном тендере являлся разработанный ЦМКБ «Алмаз» ПСКР проекта 22100 стандартным водоизмещением 700 т и оснащенный дизель-газотурбинной главной энергоустановкой, включавшей в свой состав две газотурбинные установки. Главный конструктор ПСКР проекта 22460 – Алексей Наумов. По данным интернет-сайта «Центральный военно-морской портал», опытно-конструкторской работе по данному кораблю в Северном ПКБ был присвоен шифр «Ропит-Марс-06», а название темы в Департаменте Береговой охраны ПС ФСБ России числится как «Охотник» (http://flotprom.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=98547).

Строителем ПСКР проекта 22460 выбраны санкт-петербургская Судостроительная фирма «Алмаз» (ОАО «СФ «Алмаз») и владивостокская «Восточная верфь» (ОАО «Восточная верфь»). Первая компания, построившая за свою историю для морских пограничников около 500 кораблей и катеров, в августе 2007 г. была объявлена победителем в конкурсе, объявленном ПС ФСБ России на строительство корабля нового типа, а «Восточная верфь» была подключена к программе уже позже – в целях ускорения темпов постройки и ввода в строй ПСКР проекта 22460, в которых Береговая охрана ПС ФСБ России испытывает высокую потребность.

Головной корабль проекта 22460, получивший название «Рубин» (зав. №501), был заложен на Судостроительной фирме «Алмаз» 3 сентября 2007 г. (церемония закладки состоялась в 15 ч. 00 мин. (мск), в то же день флаг Береговой охраны ПС ФСБ России был поднят на последнем в серии из десяти кораблей ПСКР проекта 10410, зав. №310), спущен на воду 26 июня 2009 г. На церемонии спуска присутствовали вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский, генеральный директор Северного ПКБ Владимир Ильич Спиридопуло, генеральный конструктор Северного ПКБ Владимир Евгеньевич Юхнин, главный инженер Северного ПКБ Александр Леонидович Соколов, главный конструктор корабля Алексей Наумов, генеральный директор судостроительного завода «Алмаз» Леонид Грабовец и другие официальные лица. По традиции во время спуска корабль был освящен настоятелем православного Никольского морского собора отцом Богданом.

14 ноября 2009 г. заказчиком был подписан приемный акт (по другим данным, дата подписания приемного акта – 13 ноября), а 12 мая 2010 г. на корабле был поднят Береговой охраны ПС ФСБ России, после чего он был принят в состав Черноморско-Азовского пограничного управления ПС ФСБ России и в настоящее время ПСКР «Рубин» несет службу на Черном море. При этом отметим, что в 2010 г. ПСКР «Рубин» без замечаний выдержал штормовые испытания, а в октябре-ноябре 2011 г. с борта сторожевика с положительными результатами проведены эксплуатационные испытания беспилотного авиационного комплекса с БЛА вертолетного типа ««Горизонт Эйр» S-100, предназначенного для поиска, обнаружения и распознавания малоразмерных скоростных морских целей на расстоянии до 150 км от корабля-носителя. Первый полет был выполнен с борта ПСКР «Рубин» в районе Новороссийска 26 октября 2011 г. – были выполнены взлет и посадка БЛА. Впоследствии во время испытаний кроме отработки взлетно-посадочных режимов на взлетно-посадочную площадку ПСКР «Рубин» специалисты компании «Горизонт» (г. Ростов-на-Дону) совместно с пограничниками проверили возможности беспилотного вертолета и его бортовой аппаратуры по обнаружению, сопровождению и распознаванию скоростной малозаметной надводной цели типа «вельбот», маневрировавшей на скорости 24 уз., в результате чего были подтверждены заявленные характеристики вертолетного беспилотного авиационного комплекса, а результаты испытаний признаны успешными.

Второй корабль данного типа, считающийся первым серийным кораблем проекта 22460, «Бриллиант» (зав. №502), был заложен в Санкт-Петербурге 12 мая 2010 г., причем в торжественной церемонии, назначенной на 12 ч. 00 мин., приняли участие директор ФСБ России А. В. Бортников, губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, генеральный директор ОАО «СФ «Алмаз» Л. Г. Грабовец и генеральный директор Северного проектно-конструкторского бюро В. И. Спиридопуло. Закладную доску на закладную секцию будущего сторожевика прикрутили Валентина Матвиенко и Александр Бортников. Контракт на постройку второго корабля проекта 22460 был заключен с ОАО «СФ «Алмаз» в марте 2010 г., его стоимость составила 2,056 млрд. руб. (по данным сайта госзакупок).

ПСКР «Бриллиант» был выведен из эллинга 25 ноября 2011 г. и перемещен в спусковой плавдок, при помощи которого корабль был на следующий день спущен на воду, а 26 июня 2012 г. был подписан акт приема-передачи корабля и он вошел в боевой состав Береговой охраны ПС ФСБ России. В церемонии подписания акта приема-передачи приняли участие генеральный директор ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» Леонид Грабовец, генеральный директор ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» Владимир Спиридопуло, заместитель начальника пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан контр-адмирал Андрей Молодянов, а также представители Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. При этом контр-адмирал Андрей Молодянов подчеркнул: «Это совершенно другой класс корабля, который обеспечивает, начиная от условий жизни личного состава, заканчивая той технической оснащенностью, которая на нем имеется – вооружение и навигационное оборудование, система обнаружения». 16 июля 2012 г. ПСКР «Бриллиант» был установлен в плавучий док №423 компании СФ «Алмаз» для проведения косметического ремонта и подготовительных мероприятий перед его отправкой на Каспийское море, а 2 ноября 2012 г. корабль был принят в состав Каспийского пограничного управления ПС ФСБ России и в настоящее время несет службу на Каспийском море.

 

Российский ПСКР «Воровский» проекта 11351 (на переднем плане) в совместном плавании с каттером американской Береговой охраны «Бертхолф» (USCGC Bertholf; WMSL-750), головным кораблем типа «Легенд», в районе побережья Аляски. 21 апреля 2011 г.

Третий корабль типа «Рубин», получивший название «Жемчуг» (зав. №503) был заложен на СФ «Алмаз» 22 декабря 2010 г. Церемония состоялась в 12 ч. 00 мин (мск), закладную доску к закладной секции прикрепил генеральный конструктор Северного ПКБ Владимир Евгеньевич Юхнин. Контракт с Судостроительной фирмой «Алмаз» на постройку данного корабля был подписан в сентябре 2010 г. и составил, по данным сайта госзакупок, в финансовом выражении 1,937 млрд. руб. 19 апреля 2012 г. корабль был выведен из эллинга и помещен в спусковой плавучий док №455, при помощи которого был спущен на воду 20 апреля 2012 г. и вступил в строй 21 сентября 2012 г. (дата подъема флага). В настоящее время ПСКР «Жемчуг» входит в состав Черноморско-Азовского пограничного управления ПС ФСБ России и несет службу на Черном море.

 

В настоящее время в постройке на СФ «Алмаз» находятся еще два корабля проекта 22460: ПСКР «Изумруд» (зав. №504), который был заложен 21 сентября 2012 г. и 13 августа 2013 г. выкачен из нового эллинга СФ «Алмаз», после чего был перемещен на стапель-палубу плавучего дока №455, при помощи которого он во второй половине дня 14 августа был успешно спущен на воду и ошвартован у причальной стенки судоверфи для последующей достройки; ПСКР «Аметист» (зав. №505), который был заложен в 2012 г. Контракт на постройку этих двух кораблей был подписан с ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» 19 июля 2012 г., стоимость постройки сторожевиков, по данным сайта госзакупок, составила 2,128 млрд. и 2,162 млрд. руб. соответственно, а сроки их сдачи определены не позже конца 2015 г.

В свою очередь, владивостокская «Восточная верфь» осуществляет в настоящее время постройку трех кораблей проекта 22460, о которых пока известны лишь строительные (заводские) номера: зав. №300 – заложен в мае 2012 г., спуск на воду и ввод в строй ожидаются в 2014 г.; зав. №301 – заложен в 2013 г., и зав. №302 – также заложен и запланирован к вступлению в строй на ноябрь 2015 г. Примечательно, что в отношении кораблей, строительство которых ведет ОАО «Восточная верфь», церемоний официальной закладки не проводилось, а дата закладки и о начале строительства не объявлялось – такая высокая скрытность или секретность в отношении пограничных кораблей, не имеющих высокого ранга и какого-либо стратегического значения, вызывает определенное недоумение. Первый контракт с ОАО «Восточная верфь» на постройку ПСКР проекта 22460 был подписан в 2011 г. со сдачей заказа в 2014 г., а 26 ноября 2012 г. был подписан второй контракт еще на два ПСКР проекта 22460, при этом стоимость постройки одного корабля была определена в 2,35 млрд. руб.

Всего же для нужд пограничников запланирована постройка до 30 кораблей проекта 22460 (данная информация была приведена первым заместителем директора – руководителем Пограничной службы ФСБ России генералом армии Владимиром Егоровичем Проничевым в интервью газете «Известия» 27 мая 2011 г.), которые должны составить со временем основу корабельного состава Береговой охраны ПС ФСБ России. В частности, во время торжественного подъема флага кораблей, судов и плавсредств БО ПС ФСБ России на ПСКР «Рубин», состоявшегося 12 мая 2010 г., директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что только в Санкт-Петербурге запланировано построить не менее 25 пограничных сторожевых кораблей проекта 22460.

В интересах зарубежных заказчиков специалистами Северного проектно-конструкторского бюро разработан экспортный вариант данного корабля – проект 22460Э.

Пограничный сторожевой корабль проекта 22100 (шифр «Океан») представляет собой корабль 1-го ранга, спроектированный специально под требования Береговой охраны ПС ФСБ России и предназначенный для патрулирования дальних морских и океанских зон в целях решения задач по охране государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также решению в данных зонах различных задач, возложенных на Пограничную службу ФСБ России (борьба с пиратством, наркотраффиком и контрабандой, пресечение нелегального вылова морских биоресурсов, участие в поисково-спасательных операциях и помощь терпящим бедствие кораблям, судам и летательным аппаратам и пр.). Основное предназначение ПСКР проекта 22100 в особый период – то есть в условиях войны – патрулирование и охрана пунктов базирования и военно-морских баз ФСБ и ВМФ России, а также портов и иных морских сооружений, имеющих важное значение для национальной безопасности государства. Причем корабли проекта 22100 имеют способность эффективно решать задачи по предназначению, как на чистой воде, так и в битом или молодом сплошном льду при толщине ледового поля до 0,8 м.

ПСКР проекта 22100 имеет полное водоизмещение 2700 т. Главная энергоустановка корабля – дизельная, включает дизельные двигатели марки MTU, позволяющие кораблю развивать скорость крейсерского хода 20 уз. В ряде источников при этом указывается, что на крейсерской скорости корабль будет способен совершать плавание на дальность до 12000 миль, однако данные сведения вызывают весьма серьезное сомнение, поскольку при такой скорости хода при плавании на такую весьма не малую дальность кораблю потребуется топлива едва ли ни с его полное водоизмещение. Автономность по запасам провизии и топлива – 60 суток.

Вооружение ПСКР проекта 22100 включает одну одноствольную 76-мм артустановку АК-176М, установленную в носовой части корабля перед надстройкой, и две 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки. Кроме того, на борту корабля возможно базирование вертолета размерности Ка-27, а также одного или нескольких БЛА вертолетного типа «Горизонт Эйр» S-100. На корме сторожевика имеется устройство для спуска на воду и подъема бортовых досмотровых катеров на ходу корабля. Корабль имеет

закрытые бак и корму, что позволяет избежать обледенения, а также обеспечение комфортных условий обитаемости для экипажа: каюты – на двух человек, в каждой каюте – санузел и круглосуточное снабжение горячей и холодной водой, что обеспечивается наличием на борту двух опреснителей.

Гарантийный срок эксплуатации ПСКР проекта 22100 составляет 40 лет.

 

ПСКР проекта 12412. На фотографии американской военно-морской разведкой запечатлен, как утверждается, «ПСКР-800» или «ПСКР-801»

Разработчиком ПСКР проекта 22100 «Океан» является санкт-петербургское Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз». Разработка проекта была начата в 2009 г., а в активную стадию проектирование вошло в 2011 г.

 

Строителем кораблей проекта 22100 выбран Зеленодольский завод имени А.М. Горького (ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», г. Зеленодольск, Республика Татарстан), который организационно входит в состав ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (75% акций предприятия находятся в собственности у ХК «Ак Барс», а блокпакет акций принадлежит Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан).

Ренат Искандерович Мистахов поздравил заводчан со знаковым событием, открывающим новую веху в развитии военного судостроения, и отметил, что технологические мощности предприятия на фоне проводимого технического перевооружения и модернизации производства позволят решить весьма сложную задачу по освоению нового проекта. «Это, безусловно, знаменательное событие для Татарстана, - подчеркнул в приветственном слове заместитель премьер-министра Республики Татарстан Асгат Ахметович Сафаров. – Впервые в новейшей истории России закладывается пограничный корабль 1-го ранга, который будет охранять безопасность страны на морских просторах».

 

ПСКР проекта 10410 «Светляк». Вероятно, на данной фотографии запечатлен «ПСКР-915», в 2000 г. переименованный в «Невельск»

В свою очередь представитель заказчика – заместитель директора – руководитель Департамента береговой охраны ПС ФСБ Россий вице-адмирал Юрий Станиславович Алексеев – подчеркнул на церемонии закладки сторожевика: «Сегодня действительно очень торжественный день для республики, для зеленодольцев, заводчан и, безусловно, для морских пограничников. Закладывается корабль 1-го ранга водоизмещением 2700 тонн с высокими тактико-техническими характеристиками. Нам важен этот корабль, потому что он будет оснащен тем оборудованием, теми системами, которые позволят нам решать задачи по обеспечению безопасности страны». На церемонии закладки головного корабля проекта 22100 также присутствовали генеральный директор ОАО «ЦМКБ «Алмаз» Александр Васильевич Шляхтенко, заместитель генерального директора по экономической и собственной безопасности ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» Е. В. Вдовин, глава Зеленодольского муниципального района С. Л. Батин и другие, а закладную доску на закладную секцию корабля укрепили совместными усилиями Р. И. Мистахов, А. А. Сафаров, Ю. С. Алексеев, С. Л. Батин и А. В. Шляхтенко.

 

Первые корабли, как считается, будут направлены в Арктику и на Дальний Восток (в частности, головной корабль, как ожидается, войдет в состав Северо-Восточного пограничного управления ПС ФСБ России), где они должны составить в обозримой перспективе костяк корабельно-катерного состава Береговой охраны ПС ФСБ России и постепенно заменят собой устаревшие пограничные сторожевые корабли проектов 97П и 11351.

Патрульные суда

Отдельного внимания заслуживает такой класс пограничных кораблей, как пограничные патрульные суда или сокращенно ППС. В настоящее время в эксплуатации в подразделениях Береговой охраны ПС ФСБ России находятся пограничные патрульные суда проектов 22120, 503М/РР, 850285 и 6457С. При этом наиболее современными из них являются ППС проектов 22120 и 6457С.

Пограничное патрульное судно ледового класса проекта 22120 (шифр «Пурга») представляет собой скоростной многоцелевой сторожевой (патрульный) корабль класса РМРС КМ (*) ARC4 [2] AUT1 (по Российскому морскому регистру судоходства), который благодаря наличию достаточно мощных ледовых подкреплений корпуса способен практически без ограничений нести дозорную службу (вахту) во льдах толщиной до 0,8 м (однолетний разреженный лед). Преимущественным его предназначением является наблюдение за надводной, подводной и воздушной обстановкой в назначенном районе, решение задач по охране морских биоресурсов и контроля за рыболовством, но ППС проекта 22120 может также эффективно выполнять и задачи, непосредственно связанные с охраной государственной границы Российской Федерации. Таким образом, можно утверждать, что ППС ледового класса проекта 22120 рассматриваются заказчиком в качестве средства решения задачи по защите и охране государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

 

ПСКР «Чукотка» проекта 745П во время визита в Японию. 17 мая 2008 г.

Серийное ППС проекта 22120 имеет наибольшую длину 70,8 м (головное судно – 71,0 м), длину между перпендикулярами – 64,78 м, наибольшую ширину – 10,4 м, максимальную навигационную осадку – 3,62 м (3,37 м), высоту борта до главной палубы – 3,44 м, а его полное водоизмещение составляет около 1246 т (1066 т). Судно оснащено двухвальной главной энергетической установкой мощностью 7500 кВт при 1000 об./мин., в состав которой входят два дизельных двигателя марки ABC 16M VDZC-1000-180 мощностью по 5440 л. с. каждый, и способно развивать скорость максимального хода 24 уз. и скорость экономического хода 14 уз. При этом необходимо отметить, что по данным портала «www.russian-ships.info», на головном судне «ПС-824» были установлены два дизельных двигателя ABC 16М VDZC-1000-175А мощностью по 5100 л. с. каждый, а на серийных судах ставятся два дизеля ABC 16М VDZC-1000-176 той же мощности. Кроме того, судно оснащается тремя дизель-генераторами марки «Линденберг» мощностью по 292 кВт и одним дизель-генератором этой же марки, но мощностью 85 кВт. Движители – два четырехлопастных гребных винта регулируемого шага. Дальность плавания экономическим ходом достигает 6000 миль, автономность – 20 суток, а численность экипажа составляет 16-25 человек (по разным данным, на головном – 16-18 чел., на серийных – до 25 чел., плюс 5 чел. специалистов или группы силовой поддержки). Судно оснащено пассивными успокоителями качки и носовым подруливающим устройством типа.

 

Следует также отметить, что проектом предусматривается возможность размещения в имеющей закрытый тип носовой части судна одной 30-мм скорострельной автоматической облегченной артустановкой АК-306М, однако в настоящее время артустановка на борту двух принятых в боевой состав Береговой охраны ПС ФСБ России судов данного типа не установлена.

На борту ППС проекта 22120 оборудована площадка для вертолета, который сможет патрулировать большие пространства моря, а также участвовать в задержании нарушителей границы, наркоторговцев и браконьеров. Планируется, что на борту ППС проекта 22120 будут базироваться вертолеты типа Ка-226МТ. Также следует отметить, что начиная с первого серийного ППС проекта 22120 («ПС-825»), данные пограничные патрульные суда будут оснащаться более совершенными средствами связи и навигации, на них будут улучшены бытовые условия экипажа, а кроме того судно дополнительно будет иметь еще один бортовой катер. При этом хранение одного досмотрового средства возможно в закрытом ангаре, размещенном на слипе в кормовой части судна.

 

ПСКР «Жемчуг» проекта 22460

ППС проекта 22120 оснащено современными средствами навигации, управления и связи, причем судно отличается высоким классом автоматизации процессов управления – класс А1 по классификации Российского Морского регистра судоходства. Удачные конструктивные решения также позволили обеспечить круговой обзор из ходовой рубки.

 

Разработчиком ППС проекта 22120 «Пурга» является санкт-петербургское ООО «Проектно-конструкторское бюро «Петробалт», которое выполнило его проектирование первоначально по заказу Федеральной таможенной службы России, а после отказа с ее стороны продолжить финансирование проекта – модифицировало его под заказ Департамента береговой охраны ПС ФСБ РФ. Данное проектно-конструкторское бюро также является разработчиком проекта многофункционального линейного дизель-электрического ледокола нового поколения ЛК-25, предназначенного для обеспечения круглогодичной навигации на реке Нева и в порту города Санкт-Петербург. Главный конструктор проекта 22120 – Илья Вадимович Щербаков (главный конструктор ПКБ «Петробалт»). В рамках контракта специалисты ПКБ «Петробалт» выполнили следующие работы: разработка предэскизного проекта; разработка классификационного проекта; разработка рабочей конструкторской и планово-технологической документации по корпусу; разработка управляющих программ, а также разработка судовых систем (совмещенные чертежи расположения, монтажные чертежи, эскизы труб).

Строителем опытного (головного) и серийных ППС проекта 22120 выбрана санкт-петербургская Судостроительная фирма «Алмаз» (ОАО «СФ «Алмаз»).

 

Пограничное патрульное судно «ПС-825» проекта 22120. 17 мая 2013 г.

Головное судно данного типа, получившее название «ПС-824» (первоначально «ПС-581»; заводской №050), было заложено в 2007 г. (закладывалось как большое таможенное судно по заказу ФТС России), спущено на воду 24 декабря 2009 г., а приемный акт был подписан 22 декабря 2010 г. 29 апреля 2011 г. на «ПС-824» прошла церемония подъема флага корабельно-катерного состава Береговой охраны и судно, таким образом, было официально принято в боевой состав Береговой охраны ПС ФСБ России. Примечательно, что на мероприятии в честь подъема флага Береговой охраны на головном судне «ПС-854» генеральный директор ОАО «СФ «Алмаз» Леонид Герасимович Грабовец сообщил, что уже начата резка металла для второго судна проекта 22120, которое считается первым серийным судном данного типа.

 

Летом 2011 г. судно совершило переход сначала в Мурманск, а в августе начало переход Северным морским путем к месту постоянной дислокации на Дальний Восток, в порт Невельск. 16 сентября 2011 г. судно «ПС-824» прибыло в Невельск и официально вошло в состав Сахалинского пограничного управления Береговой охраны ПС ФСБ России. Причем переход «ПС-824» из Мурманска на Сахалин ознаменовался двумя знаменательными событиями. Во-первых, по маршруту следования на «ПС-824» проводился эксперимент по оценке навигационной обстановки в высоких северных широтах при переходе Северным морским путем по маршруту Мурманск – Петропавловск-Камчатский – Невельск с использованием различных типов спутниковой навигационной аппаратуры на основе космических навигационных систем ГЛОНАСС и GPS. А во-вторых, на «ПС-824» на Сахалин были доставлены икона и частица мощей Святителя Николая Чудотворца, по причине чего представители Архангельской и Холмогорской, а также Южно-Сахалинской епархий назвали этот переход «морским крестным ходом». В настоящее время «ПС-824» успешно несет службу на Сахалине, артиллерийского и иного стационарного вооружения оно не имеет. По некоторым данным, судну присвоено название «Камчатка».

Второе судно, «ПС-825» (зав. №051), было заложено в эллинге СФ «Алмаз» 25 ноября 2011 г. (в тот же день, что и спуск на воду второго по счету и первого серийного ПСКР проекта 22460, получившего имя «Бриллиант»). Закладную доску к закладной секции прикрепил приглашенный на церемонию губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко, а чин освящения нового пограничного сторожевика совершил священнослужитель из собора Николы Морского. «Сегодня сразу два знаменательных события – спуск на воду уже построенного судна и закладка нового. Наши корабелы творят чудеса. Уверен, что красавец «Бриллиант», сделанный вашими руками, будет достойно нести боевую вахту и станет настоящим бриллиантом в наших морских силах», – отметил во вступительной речи С.Г. Полтавченко и по поручению Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации вручил директору СФ «Алмаз» Леониду Герасимовичу Грабовцу медаль «За отличие в морской деятельности».

 

4 декабря 2012 г. состоялась выкатка «ПС-825» из эллинга с последующим его перемещением на стапель-палубу плавучего дока №455, а 5 декабря состоялся его спуск на воду, после чего судно было ошвартовано у причальной стенки завода для дальнейшей достройки. 5 июля 2013 г. на «ПС-825» состоялось торжественное поднятие флага. При постройке первого серийного судна проекта 22120 был учтен опыт эксплуатации головного судна этого проекта «ПС-824».

 

В последующем планируется построить для нужд Береговой охраны ПС ФСБ России еще минимум два пограничных патрульных судна ледового класса проекта 22120.