Ваша реклама могла бы быть тут

Тяжелые БМП и БТР Хорошо это или плохо?

Сергей Суворов,
кандидат военных наук

 

Споры о том, какими должны быть современные БМП и БТР, кипящие как среди любителей бронетанкового вооружения и техники, так и среди специалистов, продолжаются уже не одно десятилетие. Стремление у сторонников той или иной точки зрения одно – определить концепцию боевой машины для пехоты, которая бы максимально обеспечивала безопасность пехотинца в бою, особенно в бою, характерном для последнего времени, когда угроза глобальной войны с применением ядерного оружия несколько уменьшилась, чем это было еще каких-то 30-40 лет назад.

Совершенно справедливы рассуждения о том, что хорошо бы иметь машину для пехоты, способную противостоять огню ручных противотанковых гранатометов, подрывам на фугасах и других взрывных устройствах, а еще, чтобы смогла быть защищена от кассетных боеприпасов артиллерии и авиации, действующих по принципу ударного ядра, и хорошо бы, чтобы машины эти выдерживали попадание снарядов танковых и противотанковых пушек. При этом чтобы были маневренными, авиатранспортабельными, комфортабельными, недорогими и т.д. Хорошо бы, наверное, еще лучше, чтобы пехоте приходилось воевать только на учениях и на реконструкциях и стрелять только холостыми патронами. Но, увы, пока это невозможно.

Вот и не прекращаются дебаты, какую машину надо. То предпочтения отдаются легким высокоскоростным машинам для пехоты, то, наоборот, участники дебатов пытаются убедить общественность, а через нее и конструкторов с руководством вооруженных сил, что БТР должен иметь противоснарядную броню, пусть и малоподвижный, потом новая крайность – высокая противоминная защита, давайте всю пехоту посадим на машины типа MRAP, и т.д. Конечно, защищать пехоту надо, и беречь ее тоже надо, как и всех остальных.

 

Тяжелый израильский БТР Аchzarit

Одним из возможных вариантов обеспечения безопасности пехоты в бою, в том числе в сложных условиях (бой в городе, в лесу, в горах и т.д.), предлагается оснащение мотострелковых (мотопехотных) подразделений тяжелыми БМП и БТР.

 

Первыми эту идею осуществили на практике израильтяне.

Израиль

Тяжелый БТР Аchzarit

 

Кормовой выход для десанта БТР Аchzarit

Программа разработки тяжелобронированного БТР была начата в 1982 г. Машина создавалась на базе шасси советских танков Т-54 или Т-55, которые в большом количестве были захвачены израильтянами во время арабо-израильских войн и широко использовались в составе бронетанковых сил армии Израиля. Использование для строительства нового БТР базы трофейного танка было еще и экономически выгодно. В ходе различных военных конфликтов, в которых пришлось участвовать силам обороны Израиля, бои приходилось вести в урбанизированной местности с высокой насыщенностью поля боя противотанковыми средствами, стрелковым оружием калибра 12,7 и 14,5-мм, что приводило к потерям обычных БТР с противопульной броней. По замыслу израильских конструкторов БТР Аchzarit предназначался для совместного использования с танками, а также для проведения спецопераций, это должна была быть и штурмовая машина и машина для транспортировки пехоты.

 

Шасси танка Т-54/55 было несколько модернизировано – трансмиссия и двигатель были заменены новым силовым блоком, созданным компанией NIMDA и состоящим из 8-цилиндрового двухтактного дизельного двигателя водяного охлаждения 8V-71TTA компании General Motors, развивающего мощность 650 л. с., совместно с гидромеханической трансмиссией Allison XTG-411-4. Жалюзи радиатора двигателя вывели на корму.

В носовой части корпуса располагаются механик-водитель (слева), наводчик (по центру) и командир машины справа. В средней части корпуса бронетранспортера  находится десантное отделение вместимостью 7 человек. По трое бойцов сидят вдоль бортов, еще одно место находится у моторной перегородки. В крыше десантного отделения имеется 6 (4 справа и 2 слева) призменных приборов наблюдения. Моторно-трансмиссионное отделение находится корме БТР.

Десантный выход оборудован в корме корпуса с правого борта, благодаря компактности новой силовой установке. Он представляет собой узкую откидывающуюся аппарель и поднимающуюся вверх над корпусом машины крышку со стенками конусного типа. Открывание выхода осуществляется с помощью гидропривода. Кормовое расположение МТО позволило усилить бронезащиту лобовой части машины. За счет применения мощного разнесенного бронирования боевая масса БТР Аchzarit возрасла до 44 тонн, (масса танка Т-54/55 с башней составляет 36 тонн). За счет навешивания дополнительной защиты на борта ширина машины увеличилась на 370 мм.

 

Израильский тяжелый БТР Puma выполнен на базе танка Centurion

Вооружение машины рассчитано на поражение только живой силы противника и небронированных целей. Основой комплекса вооружения машины является дистанционно управляемый боевой модуль OWS с 7,62-мм пулеметом FN М240. Стрельба из него возможна как дистанционно при закрытом люке стрелка, так и в ручном режиме при открытом люке. При дистанционном управлении пулеметом стрелок использует для наведения комбинированный оптический прицел с ночным каналом. Кроме того на штыревых турелях устанавливается еще три 7,62-мм пулемета М240. Также, как и на танках Merkava, на БТР Аchzarit установлен миномет калибром 60 мм.

 

По замыслу израильского военного командования БТР Аchzarit должен использоваться совместно с танками, которые ведут борьбу с бронетехникой противника, а тяжелый бронетранспортер решает задачу транспортировки без потерь пехоты через простреливаемые противником зоны и уничтожения танкоопасной и другой живой силы противника.

Всего в Израиле в БТР Аchzarit было переоборудовано около 500 захваченных танков Т-54 и Т-55.

 

Израильский тяжелый БТР Namachon на базе танка Centurion

Идея использования устаревших танков для создания тяжелых БТР израильским конструкторам понравилась. Очередным претендентом на перерождение в тяжелый БТР стал британский танк Centurion, также стоящий на вооружении израильских бронесил, но в 80-х годах ставший заменяться машинами собственного производства – Merkava.

 

В 1982 году в Израиле была начата разработка тяжелых БТР Nagmashot и Puma на базе танка  Centurion. Уже в 1983 году первые машины Nagmashot поступили в войска и приняли участие в боевых действиях в Южном Ливане. Всего было выпущено более 100 таких машин. В отличие от БТР Аchzarit, на переделках на базе танков Centurion перекомпоновку машины не производили. В конструкциях тяжелых БТР на шасси британского танка при высадке десанта  солдаты покидали корпус через верхние люки на крышу моторно-трансмиссионного отделения и затем спрыгивали на землю. Используя опыт эксплуатации БТР на шасси танка Centurion, в Израиле были разработаны еще две новые машины – Nakpadon и Nagmachon. БТР Nakpadon был принят на вооружение в конце 1980-х, а Nagmachon – в начале 1990-х годов. Для производства изготовления некоторых БТР Nagmachon  использовались шасси БТР Nakpadon. Обновленный БТР имел более мощный комплект динамической защиты и дополнительную рубку в виде башни с бронестеклами по периметру. На нём также были установлены более мощные бортовые экраны, в передних четырёх секциях которых установлена динамическая защита. Кормовые секции экранов обычно фиксировались в поднятом положении для обеспечения защиты десантирующихся пехотинцев. Также была усилена противоминная защита машины.

Все израильские тяжёлые бронетранспортёры оснащены пусковыми установками для отстрела дымовых гранат, системой блокировки взрывных устройств с радиовзрывателями.

 

БТР Namachon после модернизации

Вооружение тяжёлых бронетранспортёров состоит из четырёх 7,62-мм пулемётов или одного 12,7- и трёх 7,62-мм пулемётов, в том числе и в дистанционно управляемых боевых модулях.

 

Создание тяжелого БТР на базе танка Merkava израильскими конструкторами рассматривалось с самого начала, как только этот танк появился. Это вполне естественно, поскольку компоновка танка с передним расположением силовой установки располагало к такому решению. Но, с другой стороны, по экономическим соображениям, строить специально под БТР шасси танка Merkava, было нерациональным для военного бюджета Израиля. Когда на рубеже XX и XXI веков  израильские силы обороны стали выводить из боевого состава свои устаревающие танки Merkava Mk 1, к идее превращения их в тяжелые БТР вернулись. Первый опытный образец тяжелой боевой машины для пехоты на базе танка Merkava Mk 1, получившей название Namer (тигр) был продемонстрирован в 2005 году.

Боевая машина обеспечивает размещение 11 человек: командира, водителя, наводчика и восьми человек десанта. Кроме того возможна загрузка носилок для одного раненного, помимо размещенного в ней десанта.

 

Зафиксированные в верхнем положении бортовые экраны БТР Namachon

Бронирование лобовой части машины было усилено, по сравнению с танком Merkava Mk 1, внешне лобовая проекция корпуса БТР Namer стала похожа на корпус танка Merkava Mk 4, конструкция и броневая защита кормовой двери с аппарелью были усовершенствованы. Люк механика-водителя с лобовой верхней бронедетали был убран. В крыше машины оставлены всего два люка, один из них - командирский. Он размещен над сиденьем командира на левой стороне крыши машины и обеспечивает доступ к 7,62-мм управляемому вручную пулемету. Впереди люка, размещенного с правой стороны крыши машины устанавливается 12,7-мм пулеметная установка Katlanit с дистанционным управлением и комбинированным прицельным комплексом. Вместо 12,7-мм крупнокалиберного пулемета Browning М2HB  на установку могут устанавливаться 7,62-мм пулемет М240 или 40-мм автоматический гранатомет МК19. В кормовой двери машины размещена бойница для ведения огня из штатного оружия десанта.

 

Машина оснащена системой жизнеобеспечения экипажа, имеющей в своем составе и туалет, позволяющей экипажу и десанту  вести боевую работу в течение до 24 часов.

Россия

Тяжелый бронетранспортер БТР-Т на базе танка Т-55

 

Израильский тяжелый БТР Namer на базе танка Merkava Mk 1

В 90-х годах прошлого столетия российские конструкторы, изучив опыт израильских коллег, также решили дать вторую жизнь отслужившим свой срок танкам Т-55, при этом реализуя концепцию максимальной защиты пехотинцев в бою. Российские конструкторы бронетанковой техники разработали тяжелый бронетранспортер БТР-Т на базе танка Т-55, имеющий стойкость к современным средствам поражения на уровне современного танка.

 

Полностью закрытый корпус БТР-Т отличается от корпуса базовой машины, прежде всего наличием встроенной динамической защитой типа «Контакт 5», а также дополнительной противоминной защитой. В курсовом угле ±30° уровень броневой защиты стал соответствовать эквиваленту гомогенной катанной брони толщиной 600 мм. Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми экранами. Верхняя часть бортов корпуса имеет внутренний (основной) и наружный (дополнительный) броневые листы, а между ними на надгусеничных полках размещаются различное вспомогательное оборудование, инструменты и принадлежности. 

Оборудованный динамической защитой и современными средствами защиты от оружия массового поражения, броневой корпус БТР-Т надежно защищает экипаж в составе командира, водителя и пятерых десантников, в том числе и от противотанковых мин.

 

Тяжелые израильские БТР Аchzarit и Namer

Особенностью БТР-Т является то, что на шасси танка Т-55 устанавливается низкопрофильная башня, на которой находится платформа с современным ракетно-пушечным вооружением в составе 30-мм автоматической пушки 2А42 и пусковой установки ПТУР «Конкурс» или «Корнет-Э». Такой набор оружия дает возможность эффективно поражать живую силу противника, бронированные наземные и низколетящие воздушные цели. Боевое отделение имеет пять комфортабельных мест для размещения десанта. Выход десанта из обитаемого отделения осуществляется через два люка в кормовой части рубки, броневые крышки которых устанавливаются в вертикальное положение и обеспечивают защиту десантников при спешивании или размещении на броне.

 

БТР-Т развивает скорость до 50 км/час и обеспечивает транспортировку личного состава мотострелковых подразделений в условиях вероятного применения ОМП или огневого контакта с противником, а также эффективное поражение целей на поле боя.

Модульный принцип компоновки боевого отделения дает возможность оснащать машину различными комплексами вооружения, исходя из требований заказчика и условий планируемого боевого применения машины:

  • 30-мм автоматическая пушка 2А42 и 2 ПУ ПТУР «Конкурс» или «Корнет-Э»;
  • 30-мм автоматическая пушка 2А42 и  30-мм автоматический гранатомет АГ-17;
  • 2 двуствольных 30-мм автомата 2А38;
  • 12, 7-мм пулемет «КОРД» и 2 ПУ ПТУР «Конкурс» или «Корнет-Э»;
  • 12, 7-мм пулемет «КОРД» и  30-мм автоматический гранатомет АГ-17.

Такой подход к разнообразию выбора комплекса вооружения вполне оправдан для нашей страны, ведь она у нас большая (это не Израиль, который на танке можно пересечь на одной заправке топливом), и условия, где возможно придется решать боевые задачи, могут сильно отличаться. БТР-Т обеспечивает транспортировку личного состава мотострелковых подразделений в условиях огневого контакта с противником, вероятного применения ОПМ, а также эффективное поражение широкой гаммы целей на поле боя. Однако на вооружение Российской армии БТР-Т принят не был.

Тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т 

 

Российский тяжелый бронетранспортер БТР-Т, построенный на базе танка Т-55

В 90-х годах в Российскую армия стал поступать одноразовый реактивный пехотный огнемет РПО. Опыт войсковой эксплуатации и боевого применения в контртеррористических операциях показал его высокую эффективность для подавления огневых средств, размещенных в различных защитных укрытиях, городских зданиях, в горах, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений, автотранспортной и легкобронированной техники. Однако возникла проблема доставки огнеметчиков на боевую позицию, не подвергая их жизнь угрозе. С этой целью в конце 90-х в интересах войск РХБЗ началась разработка тяжелой боевой машины огнеметчиков БМО-Т, предназначенной для транспортировки личного состава огнеметного отделения и его вооружения в условиях огневого контакта с противником, а также для жизнеобеспечения экипажа и десанта при применении противником оружия массового поражения. Вместе с тем, большое обитаемое отделение, мощная броневая конструкция, оснащенная динамической защитой, хорошие ходовые качества позволяют использовать БМО-Т в качестве тяжелого высокозащищенного транспортного средства для пехоты.

 

БМО-Т может использоваться в боевых порядках мотострелковых и танковых подразделений при их усилении огнеметными подразделениями войск РХБЗ, а также может выполнять автономно задачи по уничтожению отдельных группировок противника и их временных оборонительных сооружений. БМО-Т обеспечивает возможностью безопасной высадки десанта в условиях боевого противодействия, через десантные люки, расположенные в кормовой части бронерубки. При спешивании десант прикрыт как спереди, так и с бортов.

БМО-Т была создана в Омском КБТМ на шасси танка Т-72 и принята на вооружение Российской армии в 2001 г. Корпус шасси Т-72 подвергся незначительной переделке. В районе отделения управления и отделения управления устанавливается броневая рубка, наподобие тех, что выполнялись на советских самоходно-артиллерийских установках времен Второй мировой войны. Броневая рубка БМО-Т образует обитаемый отсек, в котором размещены рабочие места экипажа (командира и механика-водителя) и сиденья десанта из расчета на отделение огнеметчиков (7 чел.), боекомплект пусковых устройств и выстрелов реактивных пехотных огнеметов (РПО) в транспортно-пусковых контейнерах в количестве 30 шт.

 

Люки для высадки десанта БТР-Т

Необходимый заброневой объем обитаемого отделения БМО-Т, достаточный для размещения 9 человек, достигнут благодаря выносу из корпуса шасси танка части штатного внутреннего оборудования, такого как топливные баки, фильтровентиляционная установка, пускорегулирующая аппаратура, аккумуляторные батареи, часть боекомплекта огнеметчиков и размещения его внутри спонсонов, расположенных по обоим бортам над гусеницами.

 

Защищенность БМО-Т выполнена на уровне основного танка, она обеспечивается прочным сварным бронекорпусом из листов катанной броневой стали. В лобовой части корпуса применяется комбинированная защита. Лобовая и бортовые проекции машины защищены встроенной динамической защитой «Контакт-5». Ходовая часть машины прикрыта противокумулятивными экранами со встроенной динамической защитой.

Внутри обитаемого отделения БМО-Т установлен антинейтронный подбой, выполняющий также функцию антиосколочной защиты. В целом принятые на лобовой и бортовых проекциях меры обеспечивают защиту экипажа и систем машины от большинства современных противотанковых средств ближнего боя.

Для самообороны, прикрытия от воздушного противника, огневой поддержки огнеметного или мотострелкового отделения и борьбы с живой силой и легкобронированными наземными целями противника на БМО-Т установлена пулеметная установка с 12,7-мм пулеметом «КОРД» с коллиматорным прицелом К-10Т и боекомплектом 1000 патронов. По желанию заказчика может быть установлена пулеметная установка с 12,7-мм пулеметом «КОРД» закрытого типа с дистанционным управлением. Для постановки дымовых завес для маскировки машины или высадки и посадки огнеметчиков БМО-Т оборудована системой запуска дымовых гранат 902В «Туча», включающую 12 пусковых установок калибра 81 м.

Боекомплект огнеметчиков или мотострелков укладывается в трех разнесенных стеллажах с быстросьемным креплением, один из которых смонтирован справа от сиденья командира в поперечной плоскости машины, второй – слева от сиденья командира вдоль борта корпуса со смещением в сторону отделения управления, а третий стеллаж смонтирован по продольной оси машины между сиденьями десантников.

 

Боевая машина огнеметчиков БМО-Т

Для посадки и высадки десанта в крыше броневой рубки и в кормовой ее части оборудованы четыре люка, закрывающиеся броневыми крышками. Крышки люков на крыше броневой рубки открываются в стороны бортов и позволяют огнеметчикам вести огонь из РПО не покидая машины.

 

Для обеспечения удобства посадки и высадки экипажа и десанта машины в носовой части БМО-Т, на кормовом листе корпуса машины и на бортовых экранах имеются подножки, а на броневой рубке – поручни.

Наблюдение за полем боя и окружающей обстановкой командир осуществляет через комбинированный (дневной-ночной) прибор наблюдения ТКН-ЗБ и четыре призменных перископических прибора наблюдения, установленных по периметру командирской башенки. Для наблюдения за полем боя десантниками в крыше броневой рубки машины установлены 4 призменных прибора наблюдения (два для наблюдения вперед, два – в стороны бортов) и еще два призменных прибора установлены в крышках кормовых десантных люков.

Высокие характеристики защищенности и подвижности БМО-Т позволяют действовать приданым подразделениям огнеметчиков или мотострелкам в едином боевом порядке мотострелковых или танковых подразделений, а также обеспечивать транспортировку личного состава в условиях локальных конфликтов или миротворческих операций при угрозе обстрела стрелковым оружием или противотанковыми средствами.

Перспективные разработки

 

Украинская боевая машина пехоты БМТ-72

Несмотря на то, что ни БТР-Т, ни БМО-Т в российской армии не использовались и не используются, от идеи создания тяжелых БТР и БМП не отказались. В рамках НИОКР по созданию тяжелой гусеничной унифицированной платформы конструкторы Уральского КБТМ проработали вариант боевой машины массой около 50 т с передним расположением силовой установки, расположением экипажа машины из трех человек в средней части и размещением десанта из 8-9 человек в кормовом отделении машины с откидной кормовой аппарелью для посадки и высадки.

 

Высокая защищенность машины обеспечивается за счет применения современных схем защиты, средств оптико-электронного противодействия средствам разведки и комплексам высокоточного оружия, комплекса активной защиты от противотанковых средств, комплекса средств, повышающего противоминную защиту.

Несмотря на высокую боевую массу машины, она обладает высокой подвижностью, благодаря установке мощного (более 1300 л.с.) дизеля в совокупности с автоматической трансмиссией и энергоемкой высокоэффективной ходовой частью. Максимальная скорость движения такой машины, по оценкам специалистов, составит не менее 70 км/ч.

В зависимости от предназначения боевой машины – БТР или БМП, машина будет оснащаться соответствующими комплексами вооружения, размещенными вместе с боекомплектом в вынесенном дистанционно-управляемом боевом модуле. Видимо в варианте БМП перспективная тяжелая машина будет иметь в качестве основного оружия 30 – 45-мм автоматическую пушку, пулемет и ПТРК. В варианте БТР на машине может быть установлен боевой модуль с 7,62 – 12,7-мм пулеметом и 30 – 40-мм автоматическим гранатометом.

Предусмотрено оборудование машины современной системой жизнеобеспечения, автоматизированными средствами связи и управления. Опытный натурный образец такой машины уже создан и был представлен высшему военно-политическому руководству России.

Украина

Боевая тяжелая машина пехоты БМТ-72

 

Макет украинской тяжелой БМП – БТМП-84

Не обошла мода превращения танков в тяжелые машины для пехоты и украинских конструкторов из Харьковского КБМ им. А.А. Морозова. С целью поиска рынков сбыта излишков оставшихся после распада СССР в арсеналах Украины танков типа Т-72 конструкторы занялись разработкой различных вариантов машины, в том числе и вариантом превращения танка в тяжелую БМП – БМТ-72.

 

Благодаря установке в машину компактной силовой установки на основе двухтактного дизеля 6ТД-2 мощностью 1200 л. с. стало возможным не только значительно повысить удельную мощность машины, но и снабдить ее десантным отделением. Оно расположено между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями. В крыше корпуса машины над десантным отделением оборудованы три люка для посадки и десантирования, закрывающиеся бронированными крышками, крайние из которых открываются в сторону бортов, обеспечивая защиту десантников ос стороны бортов при высадке.

Защищенность БМТ-72 по сравнению с базовым танком Т-72 усилена за счет установки на корпус и башню динамической защиты нового поколения, а на борта установили новые бортовые экраны с динамической защитой.

Вооружение на БМТ-72 тоже, что и на танке Т-72, только боекомплект  к 125-мм пушке сокращен на 9 выстрелов.

Боевая тяжелая машина пехоты БТМП-84

 

Украинская тяжелая БМП-64, выполненная на базе танка Т-64

Продолжая тему создания тяжелых БМП и БТР на базе танков, харьковские конструкторы разработали проект тяжелой боевой машины пехоты БТМП-84 на базе танка Т-84. БТМП-84 предназначена для ведения всех видов боя совместно с танками и обеспечивает мотострелковым подразделениям мобильность, защищенность и огневую мощь аналогичные танковым. В конструкции машины была сохранена рассчитанная на размещение двух операторов башня танка со 125-мм пушкой и автоматическим заряжанием.

 

Особенностью конструкции машины является наличие в кормовой части корпуса десантного отделения, предназначенного для размещения 5 пехотинцев. 

Имеющаяся в корме корпуса машины с левого борта бронированная дверь открывается влево, а вниз выдвигается лесенка. Люк в крыше корпуса над выходом десанта поднимается вверх, что позволяет пехотинцам быстро покинуть машину.

В обоих бортах десантного отделения имеются по одной амбразуре для ведения огня из штатного оружия. Также имеются люки и в крыше десантного отделения. До постройки опытного образца дело так и не дошло, был создан только полноразмерный макет.

Тяжёлая боевая машина пехоты БМПВ-64

 

Иорданский тяжелый БТР Temsah

Прототип тяжелого бронетранспортера БМПВ-64 был разработана в Украине как частная инициатива конструкторов Харьковского БТРЗ (бывший 115-й БТРЗ). 

 

Эта машина представляет собой глубокую модернизацию знаменитого танка Т-64. На Украине осталось несколько тысяч таких машин, примерно половина из которых уже выработала свой ресурс и морально устарела.

БМПВ-64 предназначена для транспортировки и поддержки пехоты. Она имеет композитную броню, которая усилена дополнена блоками динамической защиты украинской разработки. Днище корпуса было усилено по сравнению с танком Т-64 с целью повышения противоминной защиты. Кроме того, тяжелый БТР БМПВ-64 может оснащаться комплексом активной защиты «Заслон», разработанным украинскими инженерами. По заявлениям разработчиков уровень защиты БТР на базе танка Т-64 не ниже, чем у большинства основных танков.

При создании БМПВ-64 конструкторы перекомпоновали танк Т-64, разместив силовую установку в носовой части машины. Переднее расположение двигателя, обеспечило дополнительную защиту и достаточное пространство для размещения двенадцати человек десанта в кормовой части машины и трех членов экипажа. Вход и выход пехотинцев в этой машине осуществляется через кормовую двухстворчатую распашную бронированную дверь.

В силовой установке машины оставлен проверенный многотопливный турбодизель 5ТДФ, развивающий мощность 700 л. с. В перспективе, считают конструкторы, машина может быть оснащена и более мощным турбодизелем 6ТД, развивающим мощность 1000 л. с., что позволит машине развивать максимальную скорость до 75 км/ч.

Предлагается оснастить БМПВ-64 различными вариантами комплексов вооружения, скомпонованных в выносных боевых модулях, в зависимости от предназначения машины – БТР или БМП. Таких модулей на Украине создано уже несколько, один из них, например, БМ-3 «Штурм» устанавливается на украинский БТР-4. Помимо тяжелых БМП или БТР БМПВ-64 может быть исполнена в различных вариантах, таких, как командирская машина, 120-мм самоходный миномёт, БРЭМ и другие. В базовом варианте БМПВ-64 имеет массу 32,5 тонны.

Планировалось, что эта машина в 2010 г. будет принята на вооружение Украинской армии для замены  имеющихся БМП-1 и БМП-2 советского производства.

Иордания

Тяжелая БМП AB-14 Temsah

 

Обитаемое отделение иорданского БТР Temsah

С оглядкой на опыт израильских и украинских конструкторов занялись постройкой тяжелых БТР и иорданские инженеры компании KADDB. В качестве базы для своего БТРа они выбрали танк Centurion (в Иорданской армии имел наименование Tarik). Конструкторы перекомпоновали корпус танка, разместив силовое отделение в носовой части машины. Машина получила наименование (крокодил).

 

Броневая защита, как водится в этих случаях, была усилена. Обитаемое отделение тяжелого БТР рассчитано на размещение двух членов экипажа и 10 человек десанта. Посадка и высадка десанта осуществляется через кормовую аппарель. У членов экипажа имеются персональные люки. Машина оборудована системой коллективной защиты от ОМП, фильтровентиляционной установкой и кондиционером, что очень важно в условиях жаркого климата.

Как и большинство аналогичных машин, БТР  Temsah может оснащаться различными боевыми модулями. Предпочтение отдается необитаемым дистанционно управляемым модулям. Основным считается модуль, который имеет 20-мм автоматическую пушку и спаренный с ней пулемет. Кроме того на модуле может быть смонтирован ПТРК с четырьмя пусковыми установками ПТУР ZT-35 Ingwe южноафриканского производства с дальностью стрельбы от 500 до 5000 м.

Высокую подвижность машины обеспечивает дизель с турбонаддувом AVDS-1790-V12 мощностью 950 л.с., с которым она сможет развивать максимальную скорость 50 км/ч.

Индия

Тяжелый бронетранспортер TBHA

 

Индийский тяжелый БТР TBHA

Индийские конструкторы с помощью израильских специалистов тоже решились переоборудовать советские танки Т-55, имеющиеся в индийской армии в большом количестве, в тяжелые БТР. С Т-55 сняли башню, наварили на корпус рубку, как на ИСУ-152, поменяли силовую установку и оборудовали выход для десанта на корму. Тяжелый индийский бронетранспортер получил наименование TBHA (T-55 Based Heavy APC – тяжелый БТР на базе Т-55).

 

Просторное обитаемое отделение машины может вместить до 11 человек (вместе с двумя членами экипажа – механиком-водителем и командиром, он же является и наводчиком пулеметной установки). Для наблюдения за окружающей местностью и полем боя командир использует прицельный комплекс дистанционно управляемой пулеметной установки, размещенной на крыше машины. Изображение с комбинированного прицела выводится на жидкокристаллический экран. Установка оснащена 12,7-мм пулеметом, типа НСВТ-12,7 «Утес», стабилизированным в двух плоскостях, что позволяет вести прицельный огонь из пулемета с ходу.

Трансмиссию и двигатель танка Т-55 заменили силовой установкой израильской компании NIMDA, объединяющей в себе американские 850-сильный дизель 8V-92 и автоматическую трансмиссию Allison XTG-411-5, точно так же, как израильтяне сделали на БТР Achzarit Mk2. Более компактная силовая установка позволила оборудовать  на корме машины выход для десанта. Бронированная дверь выхода при открывании служит трапом для удобства посадки в машину и выхода из нее.

БТР TBHA укомплектован системами коллективной защиты от ОМП, пожаротушения, кондиционирования воздуха и постановки дымовых завес. По желанию заказчика, на нее могут быть установлены дополнительные системы вооружения, ведения наблюдения и т.д.

Выводы

Глядя на представленную выше линейку высокозащищенных машин для пехоты, можно прийти к выводу, что особых проблем в создании подобной техники нет. Так почему же нет такой техники в арсеналах армий, кроме, как в Израиле? Почему не создается такая техника такими признанными законодателями моды в танкостроении, как Германия или Франция?

Может такие машины вовсе не выход в проблеме сохранения жизней пехотинцев в бою? Абсолютно защищенную машину создать невозможно. По сути, большинство из рассмотренных тяжелых БТР и БМП выполняют задачи по транспортировке пехоты к полю боя. После спешивания пехота выполняет свои задачи без прикрытия брони. Тогда зачем эта тяжелая машина, которая будет стоять в укрытии и ждать своего часа, т.е. когда пехота решит свои задачи и вернется к этой машине? В городе (в лесу, в горах и т.д.) противник с помощью ручных противотанковых гранатометов способен решить задачу по уничтожению, как танка, так и тяжелого БТР. Конечно, броня на машинах для пехоты быть должна! Но нужна ли она такая, чтобы противостоять танковой пушке?

У нас почему-то привыкли каждый из образцов бронетанкового вооружения и техники рассматривать в боевой ситуации не в комплексе с другими средствами, а в одиночку, но как раз против всего комплекса средств вооруженной борьбы, который только может быть у противника. Последние видеокадры городских боев в Сирии, периодически появляющиеся в сети Интернет, свидетельствуют о том, что при правильной организации боя, особенно в городской местности, бронетехника – и танки, и БМП – могут действовать очень успешно и без потерь. Кстати, пехота в Сирии в городе на броне БМП не ездит.

В Израиле, где уже десятилетиями война, если случается, идет практически по одному сценарию – уничтожение групп боевиков в населенных пунктах, создание тяжелых БТР и бронированных бульдозеров оправдано. Самое главное, что всю эту технику нет необходимости перебрасывать с места на место, все конфликты происходят в определенных районах. А если территория страны, как Россия? Пусть даже как бывшая Югославия? Возможно ли было бы десантникам совершить свой знаменитый марш-бросок в Косово на БТР подобных Аchzarit или Namer? Может использовать для борьбы с гранатометчиками в городской местности другие средства, а не подставлять свой лоб или бока, пусть даже за толстой броней, и ждать пробьет или нет? Может лучше все же уничтожить этих гранатометчиков или тех, кто мины с фугасами закладывает до того, как они сделают свое грязное дело? А ведь есть примеры, как действовать в таких условиях, в том числе и в нашей армии.

Наверх