Ваша реклама могла бы быть тут

МАИ сегодня. Интервью с ректором МАИ Геращенко А.Н.

Интервью с ректором МАИ, Геращенко А.Н.

 

— Анатолий Николаевич, скажите, пожалуйста, пользуется ли популярностью МАИ у российских абитуриентов?

— МАИ, безусловно, пользуется очень большой популярностью у вчерашних школьников. Если мы будем брать «пропускные» цифры приёмной комиссии в 2013 году, то поступить в МАИ пробовали более 12 тысяч абитуриентов. Помимо этого стоит отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном плане подготовки научных работников и специалистов оборонно-промышленного комплекса на 2011 — 2015 годы» на обучение в МАИ в интересах авиационно-космических предприятий поступило около 600 «целевиков».

— На какие факультеты самый большой набор (самые популярные факультеты)?

— Если брать статистику за прошлые годы, то популярны специальности, которые связаны с компьютерной техникой, защитой информации, информатикой, а также менеджментом и экономикой профильных предприятий. В среднем конкурс на все специальности МАИ: 6-8 человек на место. Но отмечу, что в 2013 году настоящий бум был на факультеты «Системы управления, информатика и электроэнергетика», «Социальный инжениринг», Инженерно-экономическом институте МАИ — более 10 человек на место. Однако экономическим профиль специальностей в МАИ можно назвать только отчасти: первые два года студенты изучают технические дисциплины, а, приходя на работу на авиакосмические предприятия, прекрасно разбираются в их продукции.

— Много ли поступает студентов из стран СНГ и дальнего зарубежья?

 

— Несмотря на то, что большинство специальностей вуза закрытые, МАИ готовит иностранных студентов из 41 стран дальнего зарубежья и из 10 стран СНГ. Наиболее крупные контракты по обучению заключены с Союзом Мьянма, Малайзией, Вьетнамом, Республикой Корея, Китайской Народной Республикой, Казахстаном и другими.

Сейчас в МАИ обучаются 1 331 иностранный студент, 53 аспиранта и 3 докторанта. Ежегодно в МАИ проходят стажировку более 50 иностранных студентов и специалистов. Более 95% иностранных граждан обучается на технических специальностях.

— На каких производственных предприятиях студенты проходят практику?

— В основном это предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые расположены в Москве и Московской области. Даже территориально МАИ плотным кольцом «обступают» ведущие компании авиационной направленности. На них наши студенты не только практику проходят, но и работают. Например, в шаговой доступности — ОКБ «Сухого», РСК «МиГ», ГCКБ «Алмаз-Антей», научно-производственное объединение имени Лавочкина», НПО «Энергомаш имени академика В.П.Глушко» и другие.

Маёвцы проходят практику и пишут реальные дипломные и курсовые проекты непосредственно на производстве, на предприятиях Объединённой авиастроительной корпорации, Роскосмоса, Ростехнологий и Оборонпрома. Например, ребята с факультета «Двигатели летательных аппаратов» — на научно-производственном предприятии «Салют», Московском машиностроительном предприятии имени Чернышова. Маёвцы с «Аэрокосмического факультета» пишут дипломы и курсовые проекты в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева, ОКБ «Марс». Таких предприятий, куда маёвцы отправляются на практику, — десятки. Но к сожалению, не все предприятия прониклись этой идеей. А, между тем, это отличная возможность для них набора специалистов из числа студентов. Ведь ребята не просто учатся по профилю предприятия, но и попадают на практику в конкретные отделы КБ, где знакомятся с его проектами, работой и коллективом. И после окончания вуза, отправляясь туда работать, уже не тратят времени на адаптацию. Таким образом, компании сами растят свои таланты…

Стоит также отметить, что в МАИ существует 25 базовых кафедр. В чём отличие таких кафедр? Секрет в том, что ребята обучение по основным образовательным программам общего профиля проходят у нас, а профильное образование получают на предприятиях. Там же они проходят и практику. Так МАИ работает, например, с РКК «Энергия», ЦНИИ Машиностроения, «ГосНИИАС», Корпорацией «Иркут», научно-производственным объединением имени Лавочкина, ГСКБ «Алмаз Антей» и так далее.

— Куда в основном трудоустраиваются выпускники МАИ?

— В МАИ функционирует Центр трудоустройства выпускников, на сайте которого размещено более 300 вакансий от ведущих производственных предприятий. Все предложения от работодателей поделены на две части. К первой части относятся вакансии от предприятий, подчинённых Минпромторгу России. Здесь кадры требуются в основном для авиационного строительства. Второй вид вакансий принадлежит предприятиям, подчинённым Роскосмосу. То есть каждый маёвец может найти на сайте Центра трудоустройства подходящую для себя работу.

Я уже говорил о том, что в МАИ существует модель целевой подготовки будущих кадров для предприятий. По такому принципу работает, например, ОКБ «Сухого». Они проводят сначала олимпиаду для школьников, отбирают самых способных ребят и из них формируют целевые группы. Ребята обучаются в МАИ, затем распределяются на ОКБ «Сухого». В этом году этому же примеру последовал ОАО «Туполев».

Стоит отметить, что в МАИ ежегодно проводится анкетирование среди выпускников вуза. По данным недавнего анкетирования трудоустроиться пожелали 86 % выпускников. Из них по профилю — 74 %. Остальные 14 % разделяются на тех, кто пошёл учиться дальше в аспирантуру и магистратуру и тех, кто пошёл служить в армию. Среди этих 14 % есть девушки, которые после окончания университета ушли в декретный отпуск.

— Почему МАИ занялось созданием автожиров и лёгких самолётов?

— В МАИ существует отраслевое специальное конструкторское бюро экспериментального самолётостроения (ОСКБЭС МАИ). Здесь и создаётся лёгкая авиационная техника. Понятно, что, во-первых, никто бы не позволил создать при университете большое конструкторское бюро, ведь МАИ — учебный вуз. А во-вторых, на это просто не нашлось бы финансирования.

Поэтому нам пришла в голову идея, используя опыт специалистов МАИ и привлекая студентов, создавать маленькие, лёгкие самолёты. Эта практика нашла широкий отклик и получила своё развитие в ОСКБЭС МАИ. Такой формат хорош, с одной стороны, тем, что студенты участвуют в реальном проектировании, а с другой — ОСКБЭС создаёт действительно конкурентоспособные образцы авиационной техники, которыми интересуются заказчики.

— Какие проекты прошли сертификацию и уже выпущены в серийное производство?

— Например, самолёты Авиатика-МАИ-890. Этот самолёт сертифицирован и как тип, и как единичный самолёт. Существует эта крылатая машина в двух вариантах — сельхоз самолёта и лёгкого многоцелевого самолёта. Эта разработка была запущена в серийное производство на заводе РСК «МиГ».

Отмечу, что для запуска техники в серийное производство необходимо финансирование. Как только оно будет получено, мы планируем запустить в серийное производство лёгкий самолёт МАИ-223 «Китёнок». Сейчас у «Китёнка» есть сертификат в качестве единичного экземпляра воздушного судна. Кроме этого, ещё как единичный экземпляр сертифицирован самолёт Авиатика-МАИ-910 Интерфлай и как пилотажный самолёт — Авиатика-МАИ-900 Акробат. 

— Какие трудности приходится преодолевать руководству МАИ в повседневной работе?

— Самые главные трудности связаны с недостатком финансирования. Избежать их можно при условии материальной поддержки со стороны предприятий промышленности. Но компании на такой диалог идут не так охотно. Они часто не понимают, что мы готовим специалистов для них же.

Ещё одна существенная проблема — уровень подготовки будущих студентов. Из школьных стен абитуриенты выходят с низкой базой по физике и информатике. А, между тем, при поступлении в МАИ практически на все специальности требуется знание физики и информатики. Вообще я сторонник введения обязательного единого экзамена по этим предметам.

 

Беседу вел Ветров Д.А.

Наверх