Ваша реклама могла бы быть тут

Новый этап развития российских судостроителей

2020 год уже стал одним из самых успешных для отечественного гражданского судостроения за последнее десятилетие. Верфи, несмотря на пандемию, сдали заказчикам сложные суда, продолжили заключать контракты в соответствии с обновленной Стратегией развития судостроительной отрасли, согласно которой общий объём выпуска продукции гражданского судостроения должен увеличиться почти в семь раз, а объёмы экспортных поставок - в десять раз. В стратегии определяются и составляющие этого процесса: инновационное обновление отрасли, максимальная локализация производства в России. Сейчас, работая в тесном контакте с государственными органами власти, финансовыми учреждениями и компаниями смежных отраслей, отечественные судостроители делают всё, чтобы поставленные задачи были реализованы в срок.

Эксперты высоко оценивают перспективы гражданского судостроения и ту базу, с которой начинается новый виток развития отрасли. Руководитель корпоративного бизнеса ПСБ Олег Минаев отметил: «Россия обладает уникальным ледовым флотом, занимает лидирующие позиции в освоении и изучении арктических территорий, умеет строить технологически сложные суда, и является безоговорочным лидером в ледоколостроении. Многие из разработок отечественных заводов и профильных конструкторских бюро были прорывными для своего времени и не имели аналогов в мире с середины 20 века. И сейчас, чтобы оставаться лидерами, судостроители постоянно развивают уникальные навыки, внедряют передовые технологии и современные разработки расширяя накопленные базу и опыт. Особенно важно, что российские судостроители готовы к новаторству, к поиску и внедрению смелых технических решений».

Финансовые механизмы

Значительную роль в реализации амбициозных планов корабелов играют банки. Так, например, перед ПСБ в силу его статуса опорного банка оборонно-промышленного комплекса стоит ряд задач государственного масштаба по поддержке отрасли, по реализации государственных программ. Банк является ключевым для корабелов не только по оборонным, но и по гражданским контрактам. Олег Минаев рассказал, что ПСБ активно наращивает объемы бизнеса в этом сегменте, участвует в реализации масштабных программ отрасли: «Объем кредитного портфеля ПСБ в судостроении за последние два года вырос более чем на 200 млрд руб. Банк уже сегодня является одним из основных кредиторов на рынке судостроения».

В частности, ПСБ осуществляет финансирование судостроительных предприятий под выполнение программ ГОЗ, проектов модернизации, диверсификации производства. Например, для реновации материально-технической базы, развития и перевооружения предприятий востребовано проектное финансирование. Как рассказал Олег Минаев, в большинстве своем проекты в отрасли - материалоемкие, сложные и долгосрочные, и еще на стадии обращения предприятия за финансированием специалисты банка тщательно изучают проект, проводят детальный анализ и финансовую экспертизу контрактов и формируют соответствующую модель финансирования. «Задача банка - дать предприятиям ресурсы и финансовую экспертизу для перевооружения и успешной модернизации, что в свою очередь позволит выполнить стратегию развития отрасли и укрепить конкурентоспособность наших корабелов на мировом рынке. Мы вырабатываем и совершенствуем те механизмы и финансовые инструменты, которые дают наибольший эффект и которые максимально удобны для предприятий. Плотно сотрудничаем с Минпромторгом, который предоставляет различные льготы и субсидии по компенсации процентных ставок», - отметил Олег Минаев.

 

Поправки в кодекс мореплавания

Экспертный совет по развитию судостроительной промышленности и морской техники при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству инициировал внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, после принятия которых наша страна получит возможность вывести всю отрасль судостроения на новый уровень развития. Согласно предлагаемым поправкам, при выполнении таких услуг, как каботаж, ледокольная и лоцманская проводки, а также при осуществлении морских ресурсных исследований и морских перевозок нефти, природного газа и других работ должны использоваться только суда, построенные на территории России.

Изменения позволят обеспечить российские верфи заказами на строительство судов и морской техники со стороны судоходных, лизинговых компаний и строительных организаций, в том числе иностранных, а при организации с ними совместных производств — еще и трансфер технологий. Кроме того, благодаря этим поправкам в транспортных компаниях и пароходствах появятся новые рабочие места, а также будут сохранены существующие рабочие места в конструкторских бюро и заводах — верфях. Столь необходимые российским судостроительным компаниям изменения уже успешно прошли второе чтение. Эксперты отрасли рассчитывают, что в третьем чтении законопроект будет принят и поддержан в Совете Федерации.

Военно-морской флот

Программа военного кораблестроения России составляет часть Государственной программы вооружения (ГПВ). В феврале 2018 года президент России Владимир Путин подписал новую ГПВ до 2027 года. Государство, реализуя программы военного судостроения, рассчитывает не только получить новые боевые корабли и подводные лодки и тем самым обновить флот, но и осуществить перезапуск всей судостроительной отрасли России и смежных с ней отраслей приборостроения и систем вооружения. Существенные бюджеты, выделенные на военное судостроение, способствуют дальнейшему развитию экономики России и повышению ее обороноспособности.

Знаковым событием прошедшего года стало проведение очередного ежегодного «Единого дня закладки боевых кораблей и подводных лодок» с участием президента РФ Владимира Путина. ВМФ России получит новейшие корветы, подводные лодки, малые ракетные корабли, суда обеспечения. Участие ПСБ в реализации государственных задач позволяет предприятиям загружать производственные мощности и обеспечивать выпуск необходимых для российского флота образцов военной техники. Олег Минаев подчеркнул, что банк продолжит не только обеспечивать бесперебойное обеспечение контрактов в рамках гособоронзаказа, но и активно осуществлять финансирование предприятий отрасли на цели выполнения программ ГОЗ, экспортных контрактов, проектов по модернизации и диверсификации производства, будет оказывать поддержку, участвуя в программах финансового оздоровления.

Наверх